Отчуждение - это определенный тип социальных отношений, которые доминируют над остальными социальными связями

Характеристика отчуждения - самоинициированный или вынужденный отрыв человека от многих компонентов реальной действительности, построение фантомных миров, в которых либо добровольно, либо вынуждено человек должен существовать.

Предпосылками отчуждения является: разделение труда, информационное неравенство, низкий уровень образования и тд.

Информационное отчуждение:

- характеризуется состоянием псевдоинформированности субъекта социального взаимодействия, в силу чего кажущееся обладание информацией не обеспечивает индивиду явных преимуществ в системе социальной стратификации;

- деформирует оценку субъектом своей роли и места в системе социального взаимодействия;

- вовлекает в себя всех участников информационного взаимодействия, разрушая процесс социальной коммуникации;

- способно усиливать своё воздействие на протекание процессов информационного взаимодействия вследствие развития технологий информационного обмена и процессов социальной трансформации.

Информационное отчуждение представляет собой одну из возможных форм социального

Первым из типов информационного отчуждения является внутриличностное. Его основу составляет взаимодействие по модели автокоммуникации, описанной Ю. М. Лотманом. По его мнению, существует два типа каналов коммуникации: «Я–ОН» и «Я–Я», что позволяет даже говорить о двух типах культуры: монологической (ориентированной на автокоммуникацию) или диалогической (настроенной на сообщение). Как было отмечено Ю. М. Лотманом, передавая самому себе информацию человек «внутренне перестраивает свою сущность

Наиболее характерными примерами внутриличностного отчуждения являются случаи, когда автокоммуникация маскируется за другими формами информационного взаимодействия. Так, например, происходит в религиозной исповеди или молитве. Религиозным сознанием молитва воспринимается как общение с Богом или иной сакральной силой

Другими типами информационного отчуждения являются межличностное и внутригрупповое. Различие между ними заключается исключительно в социальном масштабе. Идёт ли речь о процессе отчуждения, в который вовлечено несколько индивидов или о маргинализации личности, отчуждаемой всей социальной группы, в которую он входит. Как известно, личность – результат постоянного сосуществования с другими и постоянной взаимозависимости от других. По мере роста социальной дифференциации, усиливается процесс саморегуляции. Человек начинает воспринимать себя как независимое, свободное существо, самостоятельно принимающее решения. Происходит, как отмечал Н. Элиас, постепенное сокрытие внутреннего мира в «футляре своего Я», по отношению к которому «другие люди воспринимаются как что-то Внешнее и Чуждое»

Ещё одним типом информационного отчуждения является межгрупповое. Этот тип отчуждения – наиболее традиционный с исторической точки зрения. Социальная принадлежность индивида к группе является неотъемлемым элементом жизненного уклада традиционного общества. Мы воспринимаем друг друга с помощью «самоочевидных типизаций»: возраста, профессии, пола (Г. Зиммель). То, что одна социальная группа рассматривает другую как «чужую» не является чем-то из ряда вон выходящим, а наоборот, служит предпосылкой для осознания групповой солидарности и самоидентификации

Наконец, последним из типов социального отчуждения является общесоциальный («Я – Они»). Понятно, что патологическая неспособность к установлению социальных связей встречается не столь часто и в этом случае поступающая от индивида и принимаемая им информация выступает скорее как критерий его нормальности, адекватности или вменяемости. Однако, возможны и такие случаи, когда на разрастание отчуждения влияют такие факторы, как профессиональная подготовка, опыт, индивидуальные психологические характеристики личности. В этом случае определяет структуру взаимоотношений не столько содержание информации, сколько институциональная характеристика «Я», передающего сообщение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: