double arrow

СТАДИИ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


В этом разделе мы подходим к сути основной проблемы книги,а именно интеллектуальной стороне информационной работы разведки.

Масса фактов, которые разведчик-исследователь должен изучить, готовя информационный документ, может поступать

1 Рассуждения об агрессивности Советского Союза, о низком жиз­ненном уровне в нем представляют типичные клеветнические измышле­ния, распространяемые буржуазной пропагандой о стране социализма. Всемизвестные многочисленные мероприятия СССР, направленные на смягчениемеждународной напряженности, и широко публикуемые ста­тистические данные убедительно показывают несостоятельность по­добныхутверждений, — Прим. ред.



ГЛАВА 4



к нему без всякой логической последовательности. Обычно он не располагает всеми фактами; часто отсутствуют факты по некоторым важнейшим вопросам. Имеются достоверные и недостоверные сведения. Задача разведчика-исследова­теля состоит в том, чтобы составить на основе этой массы разрозненных фактов логичный и осмысленный информаци­онный документ.

Описанный выше процесс творческого мышления пред­ставляет собой в общем процессе обработки фактов часть сугубо умственной деятельности, с помощью которой реша­ются информационные проблемы разведки или вырабаты­вается осмысленное представление об изучаемом явле­нии.

Чаще, конечно, вся проблема разбивается на несколько частей, так что в результате одного законченного акта твор­ческого мышления решается только одна часть проблемы. Решая одну часть проблемы за другой, мы подходим к решению всей проблемы.

Процесс творческого мышления, будь то в области естест­венных наук или в области общественных наук (включая информационную работу разведки), и творческого изложе­ния результатов различных исследований можно для удоб­ства рассмотрения подразделить на четыре стадии, располо­женные в следующей последовательности:

Накопление знаний и сведений Осмысливание материала Умозаключения и выводы Проверка выводов

Перечень стадий процесса творческого мышления напо­минает аналогичный перечень семи этапов метода научно­го исследования, подробно описанного нгми в предыдущей главе.

В настоящем разделе автор преследует цель расчленить процесс мышления в его применении к информационной ра­боте на указанные четыре стадии, что позволит нам наилуч­шим образом изучить процесс умственной деятельности. В соответствии с нашими практическими потребностями каждая стадия процесса творческого мышления будет рас­смотрена отдельно. На рис. 4 весь процесс изображен графи­чески.


ИНФОРМ. РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 135

Процесс творческого мышления в целом




(Вначале мы дадим лишь беглый обзор процесса творче­ского мышления в целом. После того как каждая стадия процесса будет более детально рассмотрена, станет ясным и ее место во всем процессе.)

Для примера предположим, что мы столкнулись с проб­лемой, касающейся Куртэнии. Нам нужно установить коли­чество инженеров в Куртэнии или дать общее описание ор­ганизации контроля за научно-исследовательской работой в этой стране, либо же представить сведения о ведущих дея­телях нового правительства Куртэнии.

На стадии накопления знаний и сведений мы опираемся на имеющиеся в нашем сознании представления, идеи и пред­рассудки по данному вопросу, которые сложились у нас со времени учебы в институте. Например, мы были свидетелями успехов техники, читали о нехватке кадров научных работ­ников, наблюдали результаты установления контроля выс­ших инстанций над школами и другими учебными заведе­ниями и научными учреждениями. Теперь мы собираем материал по поставленной перед нами конкретной задаче и много читаем в данной области.

Далее мы переходим к следующей стадии — осмысли­ванию материала. Мы обдумываем все прочитанное. Созна­тельно или бессознательно мы группируем факты таким об­разом, что начинает вырисовываться общая цельная кар­тина.

Затем, если мы после длительного изучения основатель­но углубились в проблему и связанные с ней факты и горим желанием завершить наше исследование, подлинный смысл фактов и решение проблемы могут вырисовываться в нашем сознании часто в виде внезапно возникшей догадки, позво­ляющей сделать определенный вывод. Это будет третья ста­дия, стадия умозаключений и выводов. Эта стадия тесно свя­зана с такими описанными выше этапами информационной работы, как истолкование фактов и построение гипо­тезы.



Четвертая стадия — проверка выводов. Здесь мы стараем­ся подтвердить или опровергнуть решение, найденное на стадии умозаключения и выводы. Стадия проверка выводов соответствует таким этапам процесса информационной рабо-





ГЛАВА 4

ты, как проверка гипотезы и составление окончательных выводов.

Применение принципов творческого мышления в инфор­мационной работе иногда может привести разведчика к оши­бочным выводам или дать малозначительные результаты. С другой стороны, опираясь на эти принципы, разведчик может блестяще, по-новому решить важную проблему. Ка­чество информации будет зависеть от 1) имеющихся фактов и 2) подхода к этим фактам. Обеспечение же правильного кним подхода требует творческого мышления.

Опыт показывает, что имеются некоторые условия, явно способствующие успеху творческого мышления, и есть условия, препятствующие ему. Эти условия описаны ниже. Создавая благоприятные условия, мы повысим уровень ин­формационной работы и во много раз увеличим шансы на успех.

Для удобства изложения и чтобы облегчить задачу чи­тателям, стадии творческого мышления рассматриваются нами каждая в отдельности, притом исходя из предпосыл­ки, что они следуют одна после другой. На самом же деле во времени отдельные стадии совпадают. Например, стадия осмысливания материала может начаться в то время, когда продолжается работа на стадии накопления знаний и сведе­ний. Нет четких граней между стадиями и в смысле их со­держания. Важнейшие действия, предпринимаемые на каж­дой стадии, обозначены на схеме (рис. 4) кругами. Границы между стадиями могут изменяться в зависимости от необхо­димости и не являются столь четкими, как это показано на схеме.

Теперь перейдем к более детальному рассмотрению каж­дой стадии.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: