В какой мере иностранцы являются иностранцами?

Когда Гомер касался струн лиры сладкозвучной;

Все пели — на суше и на море; Бард мог идти и брать Все, что хотел,— я тоже.

Киплинг.

Цель настоящей главы состоит в том, чтобы дать работ­никам информации примерное представление о предмете и методологии общественных наук, с тем чтобы они могли ши­ре использовать созданную этими науками сокровищницу знаний о человеческой деятельности.

Прочитав главу, офицер информации не станет экономис­том или специалистом в области других общественных наук, сети до этого он не получил соответствующего образова­ния. Он познакомится, однако, с теми ценностями, которыми располагает каждая из общественных наук. В главе описы­вается методология общественных наук для того, чтобы офи­цер информации мог выбрать подходящие методы и при­менить их в своей работе.

Автор поставил перед собой цель дать только примерные определения каждой из общественных наук. Более глубокие знания о различных сторонах общественных наук можно приобрести, обратившись к специальной литературе. Ха­рактеристика отдельных общественных наук сознательно сведена в книге до минимума.


ГЛАВА 5

Подход к решению любой информационной задачи с позиций общественных наук, как правило, поможет офице­ру информации в одном или нескольких из указанных ниже направлений:

Во-первых, позволит уяснить основные моменты зада­ния, объем наших знаний по данному вопросу и проблемы, связанные с заданием.

Во-вторых, подскажет методы, которые могут быть при­менены, если в них внести необходимые изменения.

В-третьих, поможет избежать наиболее распространен­ных ошибок.

В-четвертых, укажет в самом начале работы источники для дальнейших исследований.

При выполнении любого задания офицеру информации почти всегда могут помочь, хотя и необязательно дать окон­чательное решение стоящей перед ним проблемы, знания людей, ломавших до этого головы над аналогичными проб­лемами.

Офицеру информации полезно познакомиться с тем, как в других областях применяются такие методы исследования, как суждение по аналогии, изучение отдельных случаев, обобщения данных, с тем чтобы использовать эти методы в своей работе. Каждый работник информации должен дать самостоятельные, хорошо продуманные ответы на следую­щие вопросы: «Повторяется ли история?», «Существует ли национальный характер?», «В какой мере иностранцы явля­ются иностранцами?» Не сделав этого, он может допустить какие-нибудь обычные в таких случаях ошибки или лишить себя возможности использовать полезные методы в информа­ционной работе стратегической разведки.

Специальной литературы, посвященной принципам ин­формационной работы стратегической разведки,чрезвычайно мало, да и имеющиеся работы не освещают современного со­стояния рассматриваемой области. Такое положение объяс­няется отчасти тем, что лишь недавно начали систематически изучать вопросы информационной работы стратегической разведки и отчасти отсутствием научных учреждений для разработки этих вопросов. '

Конечно, имеется горстка исследователей-одиночек типа Шермана Кента и Джорджа Петти, которые оставили плодо­родную и возделанную почву в области исторической или


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК |б9

поенной науки, чтобы отправиться в неизведанную область стратегической разведки. Но таких мужественных исследо-пателей слишком мало, чтобы покорить эту область.

Итак, мы, работники информации, не имея почти ничего за душой, подобно Гомеру из приведенного выше стихотво­рения Киплинга, идем вперед и берем все, что нам надо, а затем передаем это нашим читателям.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Мы установили, что информация стратегической развед­ки включает научную информацию по вопросам, полностью относящимся к области естественных наук, и политическую информацию по вопросам, целиком относящимся к области общественных наук. Имеются также некоторые другие виды информации, например географическая или информация о транспортных средствах, которые содержат элементы и тех и других наук.

Для того чтобы с наибольшей пользой применить в инфор­мационной работе методы, используемые в естественных и общественных науках, необходимо различать эти две груп­пы наук и знать свойственные им сильные и слабые стороны.

История и география, например, являются древнейшими областями исследования. Однако мысль об объединении их, экономики и некоторых других дисциплин в новую само­стоятельную группу под общим названием «общественные науки» возникла совсем недавно. Тот факт, что эти дисцип­лины получили название «наук» и была предпринята попыт­ка превратить их в точные науки, дал некоторые положи­тельные результаты, породив вместе с тем значительную путаницу.

Поскольку офицеры информации постоянно имеют дело с идеями, понятиями и методами, взятыми из общественных паук, им полезно бегло познакомиться с предметом этих на­ук, чтобы избежать упомянутой выше путаницы. В этом со-сгонт назначение данного раздела книги.

Примерная классификация

При дальнейшем изложении автор широко использует прекрасный обзор общественных наук, данный Уилсоиом Лжи [21].


 

ГЛАВА 5

Такие понятия, как естественные науки, физические на­уки, общественные науки и т. д., сплошь и рядом встречают­ся разведчикам в их работе. В связи с тем что отсутствует общепринятое определение этих понятий, имеет смысл дать их примерную классификацию в соответствии с тем смыслом, который вкладывается в них автором настоящей книги.

В данном разделе указанные понятия рассматриваются в самом общем виде и определяется место каждого из них. Автор не пытается провести границу между смежными облас­тями научных знании, например между математикой и логи­кой или антропологией и социологией, поскольку здесь еще очень много спорного.

Автор считает, что достоинство его классификации состо­ит прежде всего в том, что она удобна. Она, кроме этого, яс­на и соответствует обычной (но не общепринятой) практике. Классификация могла бы быть точнее и не содержать повто­рений. Однако автор считает, что она более полезна, чем детально разработанная классификация, учитывающая все тонкости. В тех случаях, когда одно понятие перекрывает другое, это настолько очевидно, что вряд ли может ввести кого-нибудь в заблуждение.

В самом начале можно также отметить, что в некоторых университетах изучаемые науки подразделяются на естест­венные, общественные и гуманитарные. Эта классификация полезна, но отнюдь не устанавливает четких границ менаду отдельными науками.

Оставляя в стороне гуманитарные науки, айтор предла­гает следующую классификацию:

I. Естественные науки

А. Математика (иногда причисляется к физическим нау­кам).

Б. Физические науки — науки, изучающие энергию и материю в их взаимосвязи:

1) астрономия — наука, изучающая вселенную за
пределами нашей планеты;

2) геофизика — включает физическую географию, гео­
логию, метеорологию, океанографию, науки, изу­
чающие в широком плане устройство нашей пла­
неты;

3) физика — включает ядерную физику;

4) химия.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 171

В. Биологические науки:

1) ботаника;

2) зоология;

3) палеонтология;

4) медицинские науки — включают микробиологию;

5) сельскохозяйственные науки — рассматриваются
как самостоятельные науки или относятся к бота­
нике и зоологии.

II. Общественные науки—науки, изучающие общественную жизнь человека

A. История.

Б. Культурная антропология1.

B. Социология.

Г. Социальная психология.

Д. Политическая наука2.

Е. Юриспруденция.

Ж- Экономика.

3. Культурная география3.

Классификация общественных наук дана нами в самом общем виде. Вначале идут менее точные описательные науки, например история и социология, затем более определенные и точные науки, такие, как экономика и география. К числу общественных наук иногда относят этику, философию и педа­гогику. Очевидно, что все названные науки — как естест­венные, так и общественные —можно в свою очередь делить и подразделять до бесконечности. Дальнейшее деление ни­коим образом не отразилось бы на приведенной выше об­щей классификации, хотя в имеющихся рубриках дополни­тельно появились бы названия многих наук.

1 Раздел буржуазной антропологии, изучающий человека как общественное существо. Представляет собой сложный конгломерат, включающий в себя археологию, лингвистику и этнографию. Фило­софской основой так называемой культурной антропологии являются |ч'пкциониые идеи социального дарвинизма и самого откровенного рленэма.— Прим. ред.

1 В буржуазной науке так называют отрасль знаний, изучающую различные политические институты, а также принципы, организацию и способы государственного управления. — Прим. ред.

1 Раздел буржуазной географии, изучающий влияние географи­ческой среды на общество, называется также антропогеографией, или человеческой географией. Антинаучно объясняет причины обществен­ных пилений условиями географической среды.— Прим. ред.



ГЛЛВЛ 5


ПОМОЩЬ РДЗВГЛКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 173



Что следует понимать под общественными науками?

В самом общем виде Стюарт Чейз [50] определяет общест­венные науки как «применение научного метода для изуче­ния человеческих взаимоотношений»'.

Теперь мы можем перейти к определению и более деталь­ному рассмотрению общественных наук. Это нелегкое дело. Обычно определение состоит из двух частей. Одна часть ка­сается предмета (то есть характеристики данных наук как общественных), а вторая часть — соответствующего метода исследования (то есть характеристики данных дисциплин как научных).

Ученый, работающий в области общественных наук, за­интересован не столько в том, чтобы убедить кого-то в чем-то или даже предсказать ход развития событий в будущем, сколько в систематизации элементов, из которых складывает­ся изучаемое явление, в определении факторов, играющих решающую роль в развитии событий при данных условиях, и, если это возможно, в установлении подлинных причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Он не столько решает проблемы, сколько помогает лучше уяс­нить смысл проблем тем, кто занимается их решением.

0 каких проблемах здесь идет речь? К общественным
наукам не относится все то, что касается материального ми­
ра, форм жизни, всеобщих законов природы. И, наоборот,
к ним относится все, что касается деятельности отдельных
индивидуумов и целых общественных групп, выработки ре­
шений, создания различных общественных и' государствен­
ных организаций.

Возникает вопрос: с помощью какого метода следует ре­шать любую данную проблему из области человеческих отношений? Меньше всего нас свяжет следующий ответ: таким методом является тот, который максимально при­ближается к «научному методу» в пределах, допускаемых характером изучаемого нами, вопроса из области человече­ских отношений. Ему, безусловно, должны быть присущи та-

1 Такое определение общественных наук антинаучно, поскольку
оно игнорирует классовую природу современного буржуазного об­
щества и помогает затушевать раздирающие его антагонистические
противоречия. Подлинные общественные науки изучают не просто от­
ношения между людьми, а их общественные, классовые отношения.—
Прим. ред.


кие характерные элементы научного метода, как определение ключевых терминов, формулировка основных предположе­ний, систематическое развитие исследования от построения гипотезы через сбор и оценку фактов к выводам, логичность мышления на всех стадиях исследования.

Особенно важно, пожалуй, отметить, что ученый, рабо­тающий в области общественных наук, может только наде­яться сохранить полную беспристрастность по отношению к исследуемому предмету. Как член общества, ученый почти всегда крайне заинтересован в исследуемом им предмете, поскольку общественные явления непосредственно и во мно­гих отношениях затрагивают его положение, его чувства и т. п. Ученый в этой области должен всегда быть предельно точным и строгим в научной работе, насколько это позволя­ет исследуемый им предмет.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что суть обще­ственных наук состоит в изучении групповой жизни лю­дей; эти науки используют метод анализа; они проливают свет на сложные общественные явления, помогают их осмыс­лить; они являются орудием в руках тех, кто направляет ин­дивидуальную и коллективную деятельность людей; в бу­дущем, возможно, с помощью общественных наук можно будет точно предугадывать развитие событий — даже сегод­ня некоторые общественные науки (например, экономика) позволяют сравнительно точно предсказывать общее направ­ление развития событий (например, изменения на товарном рынке). Короче говоря, суть общественных наук состоит в систематическом применении настолько точных методов анализа, насколько это позволяет обстановка и предмет ис­следования для расширения наших знаний о поведении от­дельных индивидуумов и общественных групп.

Коэн [15], однако, замечает:

«Общественные и естественные науки не следует счи­тать совершенно не связанными между собой. Напро­тив, их надо рассматривать как науки, изучающие от­дельные аспекты одного и того же предмета, но подхо­дящие к ним с различных позиций. Общественная жизнь людей протекает в рамках явлений природы; однако оп­ределенные характерные особенности общественной жизни делают ее предметом изучения целой группы




ГЛАВА 5

наук, которые можно назвать естественными науками человеческого общества. Во всяком случае, наблюдения и история свидетельствуют о том, что многие явления одновременно относятся как к области материального мира, так и общественной жизни...»


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК | 75

таны совершенные методы исследования специфических яв­лений, изучаемых данной наукой. Поэтому стратегическая разведка может позаимствовать у каждой общественной на­уки ценные знания и методику исследовательской работы. Мы считаем, что эти знания могут быть ценными даже в тех случаях, когда они не являются абсолютно объективными и точными.



Почему офицер информации должен читать много литературы по общественным наукам?

Во-первых, потому, что общественные науки изучают деятельность различных общественных групп, то есть как раз то, что представляет особый интерес для разведки.

Во-вторых, потому, что многие идеи и методы обществен­ных наук можно позаимствовать и приспособить для исполь­зования в информационной работе разведки. Чтение лите­ратуры по общественным наукам расширит кругозор офи­цера информации, поможет ему составить более широкое и глубокое представление о проблемах информационной рабо­ты, так как обогатит его память знанием соответствую­щих примеров, аналогий и противоположений.

Наконец, читать литературу по общественным наукам полезно потому, что в ней содержится большое количество положений, с которыми работники информации не могут согласиться. Сталкиваясь с положениями, резко расходящи­мися с нашими обычными взглядами, мы мобилизуем свои умственные способности, чтобы опровергнуть эти положения. Общественные науки окончательно еще не- сложились. Многие из их положений и понятий настолько неопределен­ны, что их трудно опровергнуть. Это дает возможность раз­личным экстремистам печататься в серьезных журналах. Выступления против сомнительных положений и теорий всегда держат нас настороже, побуждают нас ко всему отно­ситься критически.

Положительные и отрицательные стороны общественных наук

Изучение общественных наук вообще полезно, посколь­ку помогает нам понять поведение людей. В частности, мож­но отметить, что благодаря большой положительной работе многих ученых в каждой общественной науке были вырабо-


Экспериментирование и количественный анализ

Изучение различных явлений историей, экономикой, по­литикой и другими науками, исследующими общественную жизнь человека, проводилось на протяжении тысячелетий. Однако, как отмечает Стюарт Чейз, последовательное применение научного метода для изучения этих явлений, а также попытки выразить результаты исследования в коли­чественных показателях и открыть общие закономерности об­щественной жизни были предприняты совсем недавно. Не удивительно поэтому, что общественные пауки во многом еще незрелы '. В солидных специальных работах рядом с крайне пессимистическими оценками перспектив развития и полезности общественных наук можно встретить и весьма оптимистические высказывания на этот счет.

За последние пятьдесят лет в области общественных наук были предприняты значительные усилия, чтобы сделать ис­следования объективными и точными (выраженными в коли­чественных показателях), чтобы отделить мнения и субъек­тивные суждения от объективных фактов. Многие выражают надежду, что когда-нибудь мы в такой же мере изучим зако­номерности общественных явлений, в какой сейчас изучили закономерности явлений внешнего мира, представляющих предмет естественных наук, и сможем, располагая опреде­ленными отправными данными, уверенно предсказывать развитие событий в будущем.

1 Говоря о незрелости общественных наук, автор имеет в виду буржуазные науки и игнорирует такие общественные науки, как диа­лектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия, которые вскрыли закономерности общественной жизни, дали научное объяснение истории человечества и указали пути и ме­тоды преобразования общества. — Прим. ред.



ГЛАВА 5


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАУК 177



Шпенглер1 говорит: «Первые социологи... рассматривали науку по изучению общества как своеобразную социальную физику». Был достигнут значительный прогресс в деле при­менения в общественных науках методов, успешно разраба­тывавшихся для естественных наук. И тем не менее всем ясно, что в силу присущих им внутренних особенностей об­щественные науки располагают ограниченными возможно­стями предвидения. Шпенглер, безусловно, вносит элемент здоровой и острой критики в этот вопрос, когда не без иро­нии говорит следующее:

«Сегодня методология непомерно возвеличена и пре­вратилась в фетиш. Только тот считается подлинным ученым, кто строго придерживается следующих трех ка­нонов:

1. Только те исследования являются научными,
которые содержат количественный (статистический)
анализ.

2. Единственная цель всякой науки — предвидение.

3. Ученый как таковой не смеет выражать свое
мнение о том, что хорошо и что плохо...»

Далее Шпенглер описывает возникающие в этой связи трудности и заканчивает следующим выводом:

«Из сказанного следует, что общественные науки коренным образом отличаются от физических наук. Три указанных канона нельзя распространить ни на од­ну из общественных наук. Никакие претензии на точ­ность исследования, никакая напускная объективность не смогут сделать общественную науку такой же точной, как естественные науки. Поэтому ученому, работающе- \ му в области общественных наук, определен удел худож­ника, полагающегося на свой здравый смысл, а не на методологию, известную лишь горстке посвященных. Он должен руководствоваться не только данными лабо­раторных исследований, но в большей мере здравым смыслом и обычными нормами порядочности. Он не может создавать даже видимость, будто он ученый-ес­тествоиспытатель».

1 Освальд Шпенглер (1880—1936), немецкий философ-идеалист, идейный предшественник германского фашизма. Враг материалисти­ческого подхода к истории, к общественным явлениям, враг марк­сизма.— Прим. рсд.


Таким образом, в настоящее время и в пределах обозри­мого будущего на пути развития общественных наук и осу­ществления с их помощью предвидения стоят следующие важнейшие препятствия, которых -не знают естественные науки.

Явления, исследуемые естественными науками, могут вновь воспроизводиться (например, давление пара при нагре­вании воды до 70 градусов по Цельсию). Ученому в этой обла­сти нет необходимости начинать все исследования с самого начала. Он может работать, полагаясь на достижения своих предшественников. Вода, которую мы возьмем, будет вести себя точно так же, как и вовремя опытов, поставленных ра­нее. Напротив, явления, изучаемые общественными наука­ми, в силу своих особенностей не могут быть воспроизведены. Каждое исследуемое нами в этой области событие в извест­ной степени является новым. Мы приступаем к работе, рас­полагая данными только о сходных явлениях, имевших место в прошлом, а также относительно имеющихся методов иссле­дования. Эти сведения составляют тот вклад, который обще­ственные науки внесли вдело развития человеческих знаний.

В области естественных наук большинство важных для исследования факторов можно измерить с определенной сте­пенью точности (например, температуру, давление, напряже­ние электрического тока и т. д.). В области общественных наук результаты измерения многих важных факторов в та­кой мере неопределенны (например, количественные показа­тели силы побудительных мотивов, способностей военного ко­мандира или руководителя и т. д.), что ценность всех таких количественных выводов практически весьма ограничена.

Вопрос об измерениях и количественном выражении ре­зультатов исследования имеет важнейшее значение для об­щественных наук, и особенно для информационной работы разведки. Я вовсе не хочу сказать, что многие важнейшие для информационной работы разведки факторы нельзя из­мерить. Однако измерения такого рода требуют много вре­мени, сопряжены с трудностями и часто имеют сомнитель­ную ценность. Результаты измерений в области обществен­ных наук труднее использовать, чем результаты измерений, сделанных в области естественных наук. Это положение, имеющее такое большое значениедля информационной рабо­ты, более обстоятельно будет рассмотрено в этой главе ниже.




 

ГЛАВА 5

Количественные показатели весьма полезны. Они в боль­шей мере помогают предвидеть развитие событий в будущем. Однако нельзя сводить все дело к этим показателям. Боль­шинство суждений, в том числе по важнейшим вопросам, не связано с измерениями и не основывается на количественном учете всех соображений за и против. Мы никогда не измеря­ем в каких-то единицах своего доверия к друзьям, своей любви к родине или интереса к собственной профессии. Точ­но так же дело обстоит и с общественными науками. Они полезны прежде всего потому, что помогают понять нам внут­ренние связи и ключевые факторы многих явлений, имею­щих важнейшее значение для разведки. Далее, обществен­ные науки полезны теми методами, которые были ими выра­ботаны. Весьма полезным исследованием по этому вопросу является книга Сорокина [85Л].

Значение общественных наук для информационной работы стратегической разведки

Давайте посмотрим, в чем заключается ценность общест­венных наук для офицера информации. Почему он обращает­ся за помощью к общественным наукам, что в них такого? Что в общем представляет собой та помощь, которую офи­цер информации может получить от общественных наук и не может получить из других источников? Петти [6] пишет:

«Эффективность информационной работы стратеги­ческой разведки зависит в будущем от использования и развития общественной науки... Современные общест­венные науки располагают комплексом знаний,основ­ная масса которых после самой строгой проверки оказы­вается правильной и на практике доказала свою полез­ность».

Джи [21] следующим образом суммирует свои взгляды относительно будущего общественных наук:

«Несмотря на то, что развитие общественных наук органически сопряжено с бесчисленными трудностями, именно они более всего занимают умы человечества в наш век. Именно они обещают сослужить самую боль­шую службу человечеству».


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 179

История. Важность изучения истории человечества гово­рит сама за себя. Разведывательная информация, несомнен­но, представляет собой один из элементов истории — прош­лой, настоящей И будущей, если вообще можно говорить о будущей истории. Несколько утрируя, можно сказать, что, если разведчик-исследователь разгадал все загадки истории, ему немного нужно знать еще, кроме фактов текущих со­бытий, чтобы понять положение в той или иной стране. Мно­гие историки не считают историю общественной наукой и не понимают, что она многим обязана методам исследования, применяемым в этих науках. В большинстве классификаций история, однако, причисляется к общественным наукам [25].

Культурная антропология. Антропология, буквально — наука о человеке, подразделяется на физическую антро­пологию, изучающую биологическую природу человека, и культурную. Судя по названию, культурная антропология может включать изучение всех форм культуры — экономи­ческих, политических и т. п. отношений всех народов мира. Фактически культурная антропология изучала культуру древних и первобытных народов. Это, однако, пролило свет на многие современные проблемы.

Кимболл Янг [52] пишет. «Со временем культурная ант­ропология и социология будут объединены в одну дисципли­ну». Культурная антропология может помочь офицеру ин­формации узнать обычаи отсталых народов, с которыми при­ходится иметь дело Соединенным Штатам или другим государствам; понять проблемы, с которыми, вероятно, стол­кнется Куртэния, эксплуатируя те или иные отсталые народ­ности, проживающие на ее территории.

Социология — учение об обществе. Прежде всего она изу­чает национальный характер, обычаи, установившийся образ мышления народов и культуру вообще. Кроме социологии, эти вопросы изучаются также психологией, политической наукой, правоведением, экономикой, этикой и педагогикой. В изучении этих вопросов социология играет незначитель­ную роль. Основной вклад социология сделала в изучение тех групповых общественных отношений, которые не носят преимущественно политического, экономического.или право-иого характера.

Получилось так, что социология в меньшей мере занима­ется изучением первобытной культуры, чем культурная


 

ГЛАВА S

антропология. Тем не менее социология может помочь ре­шить многие проблемы, относящиеся к области культурной антропологии. Офицер информации может рассчитывать, что социология поможет ему глубже уяснить роль народ­ных обычаев, национального характера и «культуры» как факторов, определяющих поведение людей, а также деятель­ность общественных групп и институтов, не являющихся по­литическими или экономическими организациями. К таким общественным институтам относятся, например, церковь, учебные заведения, общественные организации. Социология охватывает все вопросы, включая такой важный вопрос, как народонаселение, отнесенные к социологической раз­ведывательной информации, составляющей один из видов стратегической информации. Ясно, что некоторые проблемы, изучаемые социологией, иногда имеют первостепенное значение для решения информационных задач.

Социальная психология изучает психологию человека в его взаимоотношениях с другими людьми, а также коллек­тивную реакцию людей на внешние побудительные мотивы, особенности поведения общественных групп. Л. Браун [52А] пишет:

«Социальная психология изучает взаимодействие орга­нических и общественных процессов, продуктом которых является человеческая природа». Социальная психология может помочь уяснить «национальный характер народа», рассматриваемый ниже в настоящей главе.

Политическая наука имеет отношение к развитию, струк­туре и деятельности органов государственной власти (см. Манро [54]).

Ученые, занятые в этой области науки, добились боль­ших успехов в изучении, например, тех факторов, которые оказывают значительное влияние на исход выборов и дея­тельность государственных органов, включая такой фактор, как действия общественных групп, выступающих против своего правительства. Тщательные исследования в этой области дали надежные сведения, которые во многих случаях можно использовать для решения специальных информационных задач. Работникам информации поли­тическая наука может помочь установить ключевые факто­ры будущей политической кампании и определить резуль­таты действия каждого из них. С помощью политической


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК |81

науки можно определить сильные и слабые стороны различ­ных форм правления, а также последствия, к которым они могут привести при данных обстоятельствах.

Юриспруденция, то есть правоведение. Разведка может извлечь пользу из некоторых процессуальных принципов, особенно из принципа, предусматривающего представитель­ство обеих сторон при разборе дела в суде. Из юристов час­то получаются хорошие работники информации.

Экономика занимается социальными явлениями, отно­сящимися прежде всего к обеспечению материальных по­требностей отдельных индивидуумов и общественных групп. Она изучает такие категории, как предложение и спрос, цены, материальные ценности. Одной из важнейших основ мощи государства как в мирное, так и в военное время яв­ляется промышленность. Исключительная важность эко­номической науки для изучения положения за границей очевидна.

Культурная география (иногда ее называют человече­ской географией). Географическую науку можно подразде- лить на физическую географию, изучающую физическую природу, например реки, горы, воздушные и океанские течения, и культурную географию, занимающуюся в пер­вую очередь явлениями, связанными с деятельностью лю­дей, например городами, дорогами, плотинами, каналами и т. д. К культурной географии относится большинство вопросов экономической географии. Она тесно связана с экономикой. Культурная география имеет прямое отноше­ние к ряду разновидностей стратегической информации и дает в большом объеме сведения для стратегической раз­ведки, собирающей информацию о географии, средствах транспорта и связи, военных возможностях иностранных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: