double arrow

Описание внешней среды компании. Основные факторы и тенденции.

Финансовое положение пивоваренной отрасли сейчас во многом зависит от ценовой и налоговой политики государства. Технологический процесс пивоварения позволяет гибко изменять объемы производства продукции, но величины выпуска пива в последнее время диктуются во многом не ситуацией на рынке, а частыми изменениями режима налогообложения.

С каждым годом увеличивается акциз. По итогам 2010 года производство пива в России сократилось на 5.1%, до 102.93 млн. гкл., согласно данным Росстата по полному кругу предприятий. К началу 2010 года, когда экономическая ситуация в стране стабилизировалась и пивной рынок мог бы вернуться к положительному росту, в 3 раза был увеличен акциз на пиво. Это существенно повлияло на среднюю цену за единицу товара в розничной торговле, которая достигла 65 рублей за литр. Такое значительное повышение цен оказывает значительное влияние на объемы продаж в рознице.

Негативное влияние на процесс возвращения к положительной динамике объемов продаж в этом году, оказывают растущие расходы, связанные с низким прошлогодним урожаем в России, что в конечном итоге ведет к увеличению розничной цены для конечного потребителя. Также, согласно прогнозам игроков рынка, стоимость сырья и рабочей силы в России по итогам 2011 года вырастет на 10%, что значительно выше аналогичного показателя в других странах, где он составит 5%.

В июле 2011 года Президентом РФ был подписан документ, предусматривающий полный запрет на розничную продажу всех видов алкоголя, включая пиво, с 23 до 8 часов. Для пива и напитков на его основе запрет будет применяться с 1 января 2013 года. С этой же даты запрещается розничная продажа пива в киосках и павильонах, а также на остановках городского транспорта, рынках, вокзалах, автозаправках и в аэропортах. С января 2012 года будет запрещено употребление алкоголя, включая пиво, в общественных местах.

Запрет пивной рекламы, а также продаж пива в ларьках отрасль может пережить без значительных потерь, так как большую часть рынка контролируют крупные международные компании, которые обладают достаточными ресурсами для разработки новых маркетинговых стратегий и изменения схем дистрибьюции. А вот лицензирование производства и запрет на продажу пива в пластиковой таре могло бы стать серьезным ударом. Пивная отрасль в России самая «прозрачная» их всех алкогольных отраслей, и она не сталкивается с проблемами контрафактной и нелегальной продукции. Дополнительные административные барьеры могут помешать нормальному функционированию индустрии. Отказ от пластиковой тары тоже не представляется целесообразным, поскольку это значительно повиляет на розничную цену пива. В пластмассовой таре производится свыше 30% отечественного пива, и снижение рентабельности производства могло бы привести к сокращению рабочих мест и выплаты налогов.

Российская пивоваренная промышленность отличается довольно высоким уровнем концентрации производства и капитала. Всего в отрасли насчитывается чуть более 300 предприятий и это число постоянно уменьшается, но на семерку крупнейших производителей приходится около 75% рынка.

В настоящее время российский рынок пива характеризуется постепенным ужесточением конкуренции. Этому способствует перенасыщение рынка марками пива, повышение их качества, улучшение их вида, активация конкурирующих фирм в отрасли. В условиях кризиса спрос на марки пива премиального и лицензионного сегмента заметно снизился и продолжает падать. Но для Балтики в этом случае есть преимущество, поскольку в ее портфеле преобладают марки дешевого сегмента.

В последнее время в пивной отрасли России наблюдаются тенденции к консолидации отрасли. Образуется несколько крупных межнациональных компаний, контролирующих более 80% рынка. Среди этих производителей Baltic Beverages Holding, контролирующий треть российского рынка. Этому скандинавскому концерну принадлежат такие компании как Балтика, Вена, Пикра и Ярпиво, акционеры которых приняли окончательное решение об объединении в начале этого года.

На втором месте по доле рынка стоит Sun Interbrew. Доля производителя составляет 16%. Компания владеет несколькими заводами, находящимися в разных областях: Булгар Хмель (Новочебоксарск), Ивановская пивоваренная компания, Клинский пивкомбинат, Курская и Пермская пивоваренные компании, Поволжье (Волжский), Росар (Омск) и Саранская пивоваренная компания. Основные марки, производимые компанией – это Клинское, Толстяк, Сибирская корона, Stella Artois, Beck’s, Lowenbrau, Staropramen. Не так давно компания приобрела завод Тинькофф. Сан Интербрю также работает на рынке Украины, где компания контролирует более 30% рынка.

Далее в рейтинге производителей идет компания Heineken. Она очень долгое время управляла только одним заводом, находящимся в Санкт-Петербурге. Однако в последнее время Heineken начал активно скупать региональных производителей. И теперь, с учетом последней сделки – покупкой завода ПИТ, компания занимает 15% рынка пива в России.

Турецкий производитель Efes Beverage Group владеет всего двумя заводами (в Москве и Ростове-на-Дону) и занимает 7,5% рынка. SAB Miller (ЮАР), образовавшаяся в результате объединения South African Brewery и Miller Brewing Company, имеет всего один завод, но занимает с ним 8% рынка. Компания также не думает останавливаться на достигнутом уровне и строит планы о дальнейших приобретениях.

Эти компании являются схожими по следующим характеристикам: объем продаж; количество заводов в стране; ассортимент и качество товара; имидж брендов; система логистики, обеспечивающая большие продажи; современная и эффективная система управления. Поэтому эти компании являются главными конкурентами Балтики.

Поэтому основным фактором конкурентоспособности на российском рынке пива является инновационная деятельность. Основное содержание инноваций заключается в повышении наукоемкости производства и увеличении на этой базе его эффективности. Инновации выражаются в снижении материальных и трудовых затрат, улучшении качества продукции, освоении новых технологий, обеспечении устойчивости расширенного воспроизводства.

Но если смотреть в будущее, когда закончится кризис, можно предложить следующие пути повышения конкурентоспособности: укрепление позиций в новых сегментах рынка, проведение новой инновационной маркетинговой политики, проведение рестайлинга, развитие сегмента "национальный премиум", сокращение издержек, увеличение покрытия территории.

Постоянный запуск новых марок, расширение ассортимента, инновации в упаковке. Одним из наиважнейших направлений инновационного развития становится для пивоваренных предприятий обеспечение продаж. Использование современных ИТ-технологий позволяет предприятиям оперативно реагировать на быстроизменяющиеся потребности рынка и адаптироваться к изменениям с минимальными затратами.

Не смотря на то, что у бренда уникально широкая аудитория, пивной рынок также имеет ограниченную емкость. Емкость рынка пива определяется двумя параметрами: уровнем потребления пива л/чел в год и численностью населения (если не учитывать миграцию и другие демографические показатели). Кроме того, объемы продаж пива в том или ином регионе определяются общим потребительским потенциалом (который учитывает розничный товарооборот и расходы населения по товарным категориям), традициями и стилем потребления и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: