Мать мальчика 7 лет и 6 месяцев, у которого имеются отклонения в психическом развитии, много раз приходила на консультации. Однажды терапевт сказал ей, что чувствует противоречие в ее поведении, когда она, с одной стороны, рассказывает о неутешительных результатах обследования ребенка, а с другой — о том, как у нее все хорошо. В беседе выясняется, что женщина вовсе не уверена в его отклонении от нормы. Она считает, что мальчику просто нужны внимание и терпимость. И даже несмотря на то, что ее не устраивает больше ее гражданский муж, она не собирается расставаться с ним, потому что он отлично ладит с мальчиком.
Терапевт хвалит женщину за то, что она так хорошо понимает ребенка. Ей явно становится от этого легче. После того как психолог заметил, что она ставит интересы сына выше своих собственных (это показывает ситуация с ее сожителем), делает все, что может, для его блага и, вероятно, очень сильно заботится о его развитии, женщина признается, что вообще-то данные диагноза волнуют ее больше, чем может показаться. Наконец она рассказывает об одном большом опасении в связи с болезнью ребенка, из-за которого она не находит себе места. Ее беспокоит вопрос о том, может ли существовать в его случае семейная предрасположенность. Два его дяди не получили школьного образования и неграмотны. А ее старший брат умер в младенчестве от судорог мозгового происхождения. Ей очень тяжело спрашивать об этом, потому что она, собственно, не хотела бы говорить о своих чувствах. Когда она говорит о них, то начинает чувствовать смущение и неуверенность в себе, которых вообще-то за собой не знает.
|
|
После того как женщина задала этот вопрос, она меняет свое отношение к терапевту. Кажется, только теперь она начинает чувствовать: терапевт принимает ее настолько всерьез, что ему можно рассказать мучительную, неприятную семейную тайну. Психологическая защита матери против диагноза становится теперь более понятной, а с завоеванием доверия появляется возможность продолжать разговор. Тем не менее вся эта ситуация говорит о сильной ранимости клиентки.
Отпуск
У госпожи Б. полуторагодовалый сын с множественными пороками развития внутренних органов. Вероятная продолжительность его жизни очень невелика. Отец ребенка ушел от жены. Мальчик должен ходить на лечебную гимнастику. Госпожа Б. ждет, что ей посоветуют продолжить кормление ребенка через зонд. Физиотерапевт на лечебной гимнастике обеспокоена ее нереалистичными надеждами, изможденностью и все снова и снова проявляющимся горем. Предложения посетить прием психотерапевта она отклоняет, аргументируя это тем, что она как раз только что вернулась из трехнедельного отпуска со всей своей семьей, очень довольная и полная надежд. Она не хочет портить это ощущение, обсуждая болезнь ребенка. Девушку-физиотерапевта не удовлетворяет такое объяснение, потому что она все время видит женщину подавленной и в отчаянии. Она неоднократно говорит с ней об этом и пытается убедить ее пойти к психотерапевту, пока госпожа Б. наконец не порывает с ней контакт.
|
|
С точки зрения личностно-центрированной психологии, клиент сам должен определять направление и темпоритм своих контактов с психотерапевтами. Когда он соглашается на разговор с психологом, это означает, что он уже сделал серьезный шаг на пути преодоления страхов и психологической защиты. Это усилие слишком часто недооценивается.