Мать умственно отсталого мальчика, которого приняли в стационар из-за нарушений поведения и небрежного к нему отношения со стороны близких, живет в сложных социальных условиях. Во время консультации у психотерапевта она в полный голос напускается на свою дочку 2,5 лет, также с задержкой развития, за то, что та никак не может играть спокойно. Внезапно она бьет девочку по лицу с такой силой, что та падает.
Т е р а п е в т (все еще в растерянности). Вы ее ударили!
Го с п о ж а В. (смотрит с упрямым видом). Да... да ну!.. А что делать, если она меня бесит? Она уже так меня бесит, что просто ни в какие ворота!
Т е р а п е в т. Вы так разошлись... да вы же ее ударили!
Г о с п о ж а В. Ну и что ей от этого будет? Она должна научиться вести себя тихо!
Ребенок лежит на полу и рыдает.
Т е р а п е в т. Вы ведь можете ее поднять и утешить.
Г о с п о ж а В. (наклоняется к девочке, берет ее на руки). Ну ладно, все... не плачь больше! (Как-то неловко, как будто стараясь отодвинуться от нее, держит девочку у себя на коленях. Но та успокаивается.)
|
|
Т е р а п е в т. Вы молодец... ей это понравилось!
Г о с п о ж а В. Ну я же знаю, как ее успокоить!
Т е р а п е в т. Да, теперь все хорошо!.. Но только что это выглядело совсем по-другому...
Г о с п о ж а В. Я просто вскипела! Она меня вывела из себя!
Т е р а п е в т. Да, иногда дети так страшно нервируют, что теряешь контроль над собой.
Г о с п о ж а В. Ей это не повредит!
Т е р а п е в т. Я думаю иначе. Мне кажется, детям не хотелось бы, чтобы их били... но я также знаю, что родители теряют контроль, когда находятся в стрессовом состоянии — и тогда они делают вещи, о которых потом жалеют.
Г о с п о ж а В. Я в таком стрессовом состоянии, что вы себе и представить не можете!
Т е р а п е в т. Что же вас так тяготит?
Госпожа В. рассказывает о своих сложных жилищных условиях, о том, как она зла на ведомство по делам молодежи и на безработного мужа, который пьет и ничего не делает.
Т е р а п е в т. Вам довольно-таки тяжело, потому что вся ответственность целиком ложится на вас... Но вы хорошо со всем справляетесь...
Г о с п о ж а В. (радуется). Да. Это непросто.
Т е р а п е в т. И каждый раз, когда накапливается стресс, становится очень тяжело... а если тут вас еще и нервирует ребенок, то вы больше не можете сдержаться.
Г о с п о ж а В. Точно, так и есть.
Т е р а п е в т. И тогда ребенок зарабатывает головомойку и летит в угол...
Г о с п о ж а В (настораживается). Я этого сейчас не говорила! я вообще-то тоже не считаю, что это хорошо.
Т е р а п е в т. Вам самой в какой-то мере неприятно, если до этого доходит...
Г о с п о ж а В. Конечно! Мне самой неприятно ее бить!
Т е р а п е в т. Как мне помочь вам, чтобы вы научились держать себя в руках?
|
|
Го с п о ж а В. Помочь, ну да! Знаю я! Ведомство по делам молодежи хочет отнять у меня детей! Хорошенькая помощь!
Т е р а п е в т. Вам кажется отвратительным, что и они принимают в этом участие?!
Г о с п о ж а В. Вот именно. Я не позволю забрать моих детей!
Т е р а п е в т. Их не придется забирать, если мы поработаем над вашей проблемой.
Г о с п о ж а В. Какой проблемой?
Т е р а п е в т. Той, что на вас сейчас слишком большая нагрузка, такой стресс и все остальное... это ведь было бы с каждым на вашем месте! Из-за этого вы даете волю рукам... Мы поработаем с проблемой, из-за которой вы не можете себя сдерживать.
Психотерапевт специально старается не упрекать ни в чем женщину, потому что он чувствует, как она этого ждет. Он хочет показать, что не одобряет ее поведения, но уважает ее как личность. Он пытается добиться, чтобы она изменила свое толкование проблемы и таким образом стала чутче относиться к тому, как она ведет себя в стрессовых ситуациях. Для этого терапевт все время меняет местами ее взгляд на проблему и свой.
Целью консультирования является построение таких рабочих взаимоотношений, на базе которых можно будет убедить клиента: терапевт принимает его (если не его жестокость по отношению к ребенку, то, во всяком случае, его личные и социальные проблемы) и искренне хочет ему помочь. Позже будет предпринята попытка понять, не обращались ли когда-то с этим человеком, который сейчас издевается над своим ребенком, так же жестоко и небрежно его собственные родители. Если перевод ребенка в приют неизбежен, то с родителями лучше всего вести переговоры до тех пор, пока они не смогут согласиться с этой мерой. В итоге они, возможно, не так тяжело будут переживать ситуацию, где снова оказались в роли жертвы, беспомощные и лишенные всего. Наоборот, родители, возможно, почувствуют, что их взгляды и представления не проигнорировали, а отнеслись к ним серьезно, а это нечасто случалось в их жизни. Если психотерапевт одновременно сотрудничает и с врачами, которые ухаживают в это время за ребенком, то они, вероятно, будут призывать его как можно скорее, сменить доминанту агрессивного родителя, настойчиво добиваться изменения его взглядов. Медленный, строящийся на эмпатии способ психотерапии может привести к конфликтам с врачами. В этих конфликтах отразится семейная ситуация клиента.