Барьеры» коммуникаций

Человек — сложный и чувствительный «получатель» инфор­мации. Принимаемая информация может вызвать как позитивную, так и негативную реакцию. Восприятие информации зависит от того, присутствуют или нет в процессе общения коммуникативные

барьеры. При их наличии информация теряет первоначальную фор­му, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Коммуникативным барьером могут стать механические причи­ны: неясность передаваемой информации, ее механический обрыв. Это информационно-дефицитный барьер.

Замещающе-искажающий барьер — когда информация пере­дается с одним смыслом, а принимающие интерпретируют ее по-своему. При передаче информации по длинной цепочке (4,5 и более человек) искажение информации может быть значительным.

Эмоциональные барьеры — получив информацию, люди реагиру­ют на нее и заняты больше своими чувствами, переживаниями, неже­ли реальным положением дел. Слова имеют сильный эмоциональный заряд, а также те ассоциации, которые они порождают в человеке.

Барьеры непонимания могут возникнуть по психологическим причинам и причинам иного порядка. Например, фонетическое не­понимание — помехой является сам канал передачи информации. Это происходит в случае, когда участники говорят на разных язы­ках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции, если речь невыра­зительная, произносится скороговоркой, а также включает боль­шое количество слов и слов-паразитов.

Семантический барьер непонимания возникает в результате столкновения разнообразных жаргонов и сленгов. В рамках одной культуры существует множество субкультур, каждая их которых имеет свои взгляды на ту или иную проблему, свое понимание, а также свое выражение. Все это препятствует процессу общения.

Стилистический барьер возникает в случае несовпадения стиля речи коммуникатора и ситуации общения, стиля речи или актуального психоло­гического состояния реципиентов, оттенков возникающей ситуации об­щения. Необходимо построить свой стиль общения в соответствии с ними.

Логический барьер. Он возникает, если логика рассуждения ком­муникатора слишком сложна либо неверна. С точки зрения психо­логии существует очень много разнообразных логик и логических систем доказательств. Каждому человеку присущи свои методы до­казательств. Так, существует «мужская» и «женская» логики, дет­ская логика и т.д. Социокультурные различия могут служить барь­ером между партнерами (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия). Эти различия приводят к разной ин­терпретации понятий, употребляемых в процессе коммуникаций.

Чем авторитетнее коммуникатор выглядит авторитетно в глазах ре­ципиентов, тем меньше преград на пути усвоения информации ими.

Барьеры общения — чисто психологический феномен, выражаю­щийся в чувствах неприязни, недоверия к коммуникатору, которые распространяются и на передаваемую им информацию.

Существует множество приемов повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров.

1.Каждый человек любит свое имя, поэтому при общении не­
обходимо произносить его вслух. Это является свидетельством внимания к личности, способствует ее утверждению, сопровождается
положительными эмоциями, в результате возникает расположение
работника к партнеру.

2.Необходимо улыбаться и сохранять приятное выражение лица,
которые свидетельствуют о дружественном расположении, а друг —
это сторонник. У партнера возникает чувство защищенности, образуются положительные эмоции.

3.Неотъемлемым элементом является высказывание компли­ментов в адрес собеседника, что также ведет к образованию положительных эмоций и расположенности работника.

4.Терпеливое и внимательное выслушивание проблем клиента. Тем самым происходит его самоутверждение, что также ведет
к образованию положительных эмоций и создает доверительное
расположение клиента.

5.Необходимо привлекать внимание к «хобби», увлечениям
клиента, что также повышает эмоции клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: