Посредник выполняет множество полезных функций, и правильное использование своих знаний и опыта помогает достичь более лучших результатов. По мере разрешения конфликта посредник выполняет роль, которая видоизменяется по мере решения проблемы.
Во-первых, если один из партнеров неохотно идет на переговоры, то его легче склонить к участию, если встреча и переговоры предлагаются посредником, а не противоборствующей стороной. В силу конфликта у оппонента возникает предположение, что соперник предлагает встречу для обсуждения спорных вопросов, для того чтобы извлечь свои интересы и манипулировать им. К третьей нейтральной стороне, у которой нет личной заинтересованности в исходе дела, подозрения и недоверие минимальны.
Во-вторых, посредник контролирует ситуацию, чтобы одна из сторон конфликта либо обе стороны не устранялись от переговоров и не ушли бы. Если разговор происходит при отсутствии посредника, то сторона, которая взяла на себя инициативу организации переговоров, более уязвима, потому что другая сторона может покинуть место встречи до разрешения противоречия. Здесь роль посредника заключается в том, чтобы остановить сомневающегося собеседника и продолжить переговоры.
В-третьих, посредник обеспечивает контроль над ситуацией, чтобы ни одна из сторон в ходе переговоров не применяла силу, давление или угрозы, дабы победить соперника. Это особенно актуально в той ситуации, когда силы у сторон неравны и более сильная сторона пытается повлиять на слабую сторону любыми способами.
В-четвертых, посредник является нейтральной стороной и не очень эмоционально вовлечен в беседу, он слушает более внимательно и быстрее замечает жесты примирения. Его целью является обращение внимания соперников на эти жесты. Сами участники зачастую рассержены и не в состоянии оказать партнеру внимание и поддержку.
В-пятых, когда партнеры борются уже не друг против друга, а вместе против существующей проблемы, посредник может помочь сформулировать более эффективное соглашение, чем сформулировали бы партнеры. Потому что посредник более трезво смотрит на ситуацию и более четко представляет себе элементы этого соглашения, а участники могут находиться в расстроенных чувствах. Если посредник предложит исправить недостатки в принятом партнерами соглашении, это вызовет меньше сопротивления, чем если бы на слабые места указал противник.
В-шестых, когда посредник встречается с участниками еще раз, после перерыва, он может использовать «эффект аудитории», который заключается в том, что участники чувствуют больше ответственности в выполнении обязательств перед третьей стороной, чем друг перед другом.
В дальнейшем работа посредников заключается в следующем:
1) проведение повторных встреч между участниками во время, оговоренное в прошлой беседе;
2) на повторной встрече посредник поинтересуется, как работает
установленное соглашение, обращая внимание при этом на все
пункты соглашения;
3) внесение необходимых поправок в договор;
4) поздравление участников с достижением взаимопонимания
и развитием гармоничных отношений.