double arrow

Заключение


Книга А. Ю. Григоренко интересна и имеет свое место в ряду книг по истории адвентизма на русском языке. Она действительно уникальна по роду изложения исторических данных, достаточно объективна для книги, подготовленной вне Церкви АСД. Но по количеству ошибок она не далеко ушла от книг про-православного, про-адвентистского и про-евангелического толка. Что более всего огорчает, это то, что автор, замахнувшись на научность, объективность и правдивость, совершенно выпустил другие важные составляющие хорошей книги: грамотность, аккуратность и выверенность фактов.

И, конечно же, «приземленность» истории Григоренко лишает книгу важного элемента: объективности истории духовной организации. Церковь – это не просто ячейка общества. Церковь – это отражение именно тех духовных исканий и духовного опыта людей, которые так старательно отсекает ученый в угоду принципа «приземленности», «посюсторонности». От этого история становится однобокой, искажающей реальную действительность, умалчивающей о важных аспектах жизни и развития религиозной организации. Но с этим ничего не поделаешь – духовный мир для Григоренко – непонятная мистика, связанная с бездушным Абсолютом далекого Востока. Поистине прав апостол:

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:18-21).

И еще:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:14-16).

При этом естественны многие неверные выводы, которые делает автор в своей книге, в том числе и вывод о причинах успеха адвентистских служителей в России: «Во многом этого им удалось добиться благодаря личному усердию, религиозному подвижничеству.» И, может быть, Григоренко никогда не сможет понять силу Божью и действие Святого Духа в отдельных людях и в судьбах всемирной истории. А так хотелось бы, чтобы этот прекрасный человек, настолько приобщившийся к несущей истину Церкви, также понял и принял эту спасительную истину. Да благословит его Господь!

* * *

[1] Здесь и далее дается указание на страницы первого (и, на момент написания этой работы, единственного) издания книги А. Ю. Григоренко «Эсхатология, милленаризм, адвентизм».

[2] Alf Lohne. Adventists in Russia. Review and Herald, Hagerstown, MD. 1987.

[3] Юнак, Д. О. История Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня в России. В 2-х томах. Западно-Российский Союз Церкви АСД, 2002.

[4] Юнак, Д. О. И помни весь путь. М.-К., 2000.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: