Возрастные особенности голосовой функции

Этапы возрастной эволюции голосовой функции • Особенности стро­ения и функционирования голосового аппарата детей • Мутация го­лоса, стадии мутации, нарушения мутации • Роль эндокринной си­стемы в становлении и функционировании голосового аппарата

Голос как интегральный биосоциальный продукт жизнедея­тельности организма в своих характеристиках тесным образом свя­зан с этапами биологического развития человека. Соотнося эти категории, можно выделить в развитии голосовой функции семь периодов:

1 — дошкольный (от рождения до 7 лет), внутри которого вы­деляются этапы новорожденное™, раннего возраста (до 3 лет), старшего дошкольного возраста;

2 — домутационный (от 7 до 13 лет);

3 — мутационный (13 — 15 лет);

4 — постмутационный (15—17 лет);

5 — период становления организма человека и рассматривае­мой функции (от 18 до 35 лет);

6 — период уверенного функционирования (35—60 лет);

7 — период угасания — старческий голос (60 лет и старше).
Наиболее критическими в развитии голоса являются период

новорожденности, мутационный период, период угасания. В ос­нове выделения сменяющихся этапов развития голосовой функ­ции лежат процессы формирования и стабилизации дыхательной, костно-мышечной систем, становления деятельности нервной системы, физиологические изменения гормонального фона.

Каждый из указанных периодов характеризуется значимой пе­рестройкой организма, качественными и количественными изме­нениями в функционировании голосового аппарата, что в свою очередь повышает его чувствительность к воздействию патологи­ческих факторов внешней и внутренней среды.

Рассмотрим особенности строения и функционирования голо­сового аппарата в каждом из указанных отрезков становления че­ловеческого организма.

8 дошкольном периоде критическим для голосового аппарата
является этап новорожденности. Крик ребенка — одно из важней-


ших свидетельств начала автономного дыхания. Вопреки укоре­нившимся представлениям рефлекторное смыкание голосовых складок происходит не при первом вдохе, а при первом выдохе. Крик — это изначальный безусловно-рефлекторный акт, даро­ванный человеку жизнью, в реализации которого задействованы и нервная, и дыхательная, и эндокринная системы. Под влияни­ем болевых, температурных, тактильных раздражителей и из­бытка углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр, расправляются легкие и впервые активно смыкаются голосовые складки.

Частота звука, издаваемого новорожденным, составляет в сред­нем 425 Гц. Голос лишен тембра, что не позволяет на слух опре­делить пол младенца. Однако при некоторых отклонениях в со­стоянии малыша тональность голоса может заметно отличаться от нормальной. Так, значительное превышение высоты звука (до 750 Гц) может свидетельствовать о нарушениях в функциониро­вании нервной системы (наследственного или приобретенного ха­рактера) или об аномалии в строении гортани (синдром Лежена, стридор гортани).

В период новорожденности (от рождения до 28 дней) воз­можности изменения интонации крика значительно ограничены вследствие незрелости нервно-мышечного аппарата гортани и нестабильности дыхания. Устойчивые способности к изменению интонации формируются у детей начиная с 2—3-месячного воз­раста.

Далее, в домутационном периоде, голосовой аппарат динами­чески развивается, не претерпевая при этом коренных измене­ний, за исключением увеличения размера органов голосообра-зования и голосооформления. Звучание голоса в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет характерные акустические па­раметры (так называемый «детский голос»), которые обусловле­ны морфофизиологической незрелостью органов голосового ап­парата, в частности:

- носовые пути, глотка, гортань и трахея пока еще узкие. Они покрыты нежной слизистой оболочкой с большим количеством слизистых желез. Все это создает особые условия резонирования и в большой степени определяет специфическую тембральную ок­раску детского голоса, а также увеличивает риск развития воспа­лительных заболеваний верхних дыхательных путей;

- грудная клетка ребенка как бы приподнята, гортань располо­жена на уровне IV—V шейных позвонков, что сужает диапазон движений грудной клетки, снижает способность к глубокому вдо­ху и соответственно ограничивает силу голоса и длительность зву­чания;

- мышечная и эластические ткани этих органов развиты слабо, в частности голосовая мышца приобретает способность к полно-


ценному выполнению нагрузки только к 11 — 12 годам, что обус­ловливает фальцетный механизм голосообразования и ограничи­вает возможности широкого произвольного изменения тонально­сти голоса;

- с 10 лет начинается формирование «переходного» механизма голосообразования, наступает так называемый микст: голосовые складки на низких нотах полностью смыкаются, а на верхних ос­тается узкая щель, свойственная фальцету;

- грудной механизм фонации становится возможным пример­но с 12 лет;

- хрящи гортани и трахеи пока еще мягкие;

- основные рецепторные зоны гортани формируются только к 10—12 годам.

Следующим критическим является мутационный период, ко­торый протекает в рамках пубертатного возраста и длится от 6 месяцев до года. Выраженные проявления мутационных измене­ний чаще характерны для мальчиков, что связано с морфологи­ческими изменениями скелета, мускулатуры, слизистой оболоч­ки, кровоснабжения и иннервации голосового аппарата под вли­янием мужских половых гормонов.

Для мальчиков этого возраста характерно ускорение роста гор­тани во всех направлениях, особенно в горизонтальном. Угол между пластинками щитовидного хряща уменьшается со 120 до 90°. При этом становится особенно заметным выступающий верхний край щитовидного хряща, называемый Адамовым яблоком.

У девочек в 37 % случаев также могут наблюдаться определен­ные признаки, свойственные периоду мутации, однако преиму­щественно он протекает без выраженных нарушений. Во время мутации у девочек-подростков гортань удлиняется в высоту, в то время как сагиттальные ее размеры увеличиваются в меньшей сте­пени, чем у мальчиков. Акустические изменения проявляются вре­менным понижением диапазона голоса.

Различают три этапа мутации: предмутационный, собственно мутационный и постмутационный. На первом из них отмечаются небольшое понижение голоса и сужение его диапазона; голосо­вые складки приобретают розоватый цвет, нарушается их вибра­ционная способность, вследствие чего колебания оказываются не всегда равномерными.

На этапе собственно мутации нарастает гиперемия голосовых складок, они утолщаются, увеличивается количество выделяемой слизи. Под влиянием изменений и в самой слизистой оболочке, и в системе кровоснабжения голосовые и вентрикулярные складки сильно гиперемированы. Масса голосовых складок увеличивается приблизительно на Уз- Мутационные изменения в первую очередь сказываются на акустических параметрах голоса, его диапазон увеличивается, понизившись примерно на октаву.


При нормально протекающей мутации голос меняется очень медленно, почти незаметно, лишь изредка возникают небольшая хрипота и утомляемость. Элементы мужского звучания постепен­но вплетаются в детское.

В постмутационном периоде при сохраняющейся гиперемии и некотором нарушении вибрационных способностей голосовых складок у юношей закрепляется более низкий тембр звучания.

Однако в случаях выраженных нарушений координации функ­ций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствия согласо­ванности между дыханием и фонацией механизм голосообразова­ния может быть в той или иной степени изменен — развивается болезненная патологическая мутация.

Периоды становления и уверенного функционирования характе­ризуются устойчивостью механизмов голосообразования, наибо­лее широким диапазоном голоса, максимальными силовыми и интонационными возможностями.

Вместе с тем в течение и этого возрастного этапа могут наблю­даться отдельные колебания физиологических функций, сказыва­ющиеся на функциональном состоянии голосового аппарата. Пре­имущественно они связаны с особенностями гормонального ста­туса (гормоны щитовидной железы, надпочечников, гипофиза). При нарушении баланса гормонов щитовидной железы одним из первых признаков заболевания становятся изменения каче­ства голоса. При повышении функции щитовидной железы они проявляются в виде неожиданно возникающих изменений высо­ты и тембра, резких переходах от грудного к головному регист­ру, быстрой, выраженной утомляемости. При легком гипертире-озе характерны трудности в получении высоких тонов, чувство стягивания в области гортани, значительная утомляемость, «обес­цвечивание» голоса. Падение уровня гормонов щитовидной же­лезы отражается на сужении голосового диапазона, добавляется множество лишних шумов, голос приобретает тусклые тона. Речь становится замедленной и интонационно бедной.

При снижении функции надпочечников наблюдается быст­рая речевая утомляемость, нарушается способность продуциро­вания высоких тонов, резко снижается сила голоса, вплоть до афонии. При повышении этой функции у женщин появляются признаки вирилизации (мужской тембр голоса). Они нередко ощущают определенный дискомфорт и снижение функциональ­ных возможностей голосового аппарата во время менструаций и беременности вследствие отечности и гиперемии голосовых скла­док. Негативное влияние на состояние голосового аппарата жен­щин (снижение тональности, утрата высоких тонов) также ока­зывает прием препаратов, содержащих тестостерон, а также про­тивозачаточных средств, сочетающих комбинацию эстрогена и тестостерона (Максимов И., 1987).


Период угасания (60 лет и старше) характеризуется снижением всех функциональных возможностей голосового аппарата вслед­ствие возрастных изменений в прохождении нервных импульсов (уменьшение скорости и точности передачи нервного возбужде­ния, ограничение подвижности нервных процессов), атрофиче-ских процессов в голосовых мышцах, снижения подвижности су­ставов и хрящей, выраженного уменьшения дыхательного объема легких. Акустически старческий голос характеризуется низким диапазоном, неустойчивым тембром, «дребезжащим», «надтрес­нутым» тоном, сниженной силой. Однако при активном исполь­зовании голоса в профессиональной деятельности у актеров, во­калистов, педагогов выраженных возрастных изменений в голо­совом аппарате не происходит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: