1. Назовите критические периоды в становлении голосовой функции. Чем они обусловлены?
2. Почему у детей дошкольного возраста голосовой аппарат высоко чувствителен к патогенным воздействиям?
3. Охарактеризуйте акустические особенности детского голоса, старческого голоса.
4. Сформулируйте правила гигиены голоса в мутационном периоде.
5. Постарайтесь определить, к какому периоду развития вы отнесли бы состояние собственного голосового аппарата.
1.5. Методы исследования строения и функций голосового аппарата
Современные методы изучения голосового аппарата • Цели, задачи и методы фонопедического обследования • Особенности обследования голосовой функции у детей
Основным симптомом нарушений деятельности голосового аппарата являются изменения акустических качеств голоса различной степени — от легкой дисфонии до полной невозможности голосообразования (афонии). Причиной возникновения этих симптомов могут быть расстройства и болезнетворные процессы как в самом голосовом аппарате, так и в других органах и системах. Го-лосообразование и голосооформление как результат функционирования различных органов, объединенных целенаправленной активностью, должны быть предметом объективной оценки для выявления степени участия отдельных анатомических элементов в реализации этих высокодифференцированных двигательных актов и оценки акустического продукта их деятельности.
|
|
Оценка функции голосового аппарата включает в себя следующие направления:
- анализ анатомических и физиологических условий реализации акта голосообразования;
- изучение анатомических и физиологических условий реализации акта голосооформления;
- оценка акустического продукта как результата совместной деятельности голосообразующей и голосооформительной частей голосового аппарата.
Процедура реализации этих направлений обследования предполагает использование инструментальных и электронных методов исследования, а также наблюдений.
Оценка особенностей доставки материала голоса — воздуха осуществляется путем пневмографии (механические и электропневмографы, кимографы), при которой объектами изучения становятся тип дыхания, его механика и динамика. Аэродинамические параметры дыхания (жизненная емкость легких, скорость воздушной струи, экспираторный объем и др.) регистрируются с помощью спирометров, спирографов, пневмотахографов. Важным компонентом исследования является измерение величины подглотис-сного давления с помощью прямых и косвенных методов. Анатомическое строение и физиологические особенности дыхательного акта фиксируются с использованием рентгенологических методов.
|
|
Наблюдение начинается с момента проведения первичной беседы с пациентом, во время которой надо суметь вызвать его на подробный откровенный разговор. Только в доверительной, спокойной обстановке могут проявиться наиболее скрытые черты характера, свойства личности, знание которых может оказаться важным для установления причины голосового расстройства. Беседы с детьми менее продуктивны, поэтому возникает необходимость в последовательных, внимательных наблюдениях за их поведением и реакциями в процессе различных режимных моментов, на занятиях, в играх, на прогулках. Выявив особенности фонационного и физиологического дыхания пациента, можно сделать выводы о типе дыхания, его глубине, силе, плавности, продолжительности озвученного и неозвученного выдоха.
Для получения более точных объективных данных о характере нарушений голосовой функции рекомендуется проводить следующие исследования:
- измерение частоты и определение частотного диапазона голоса (например, с помощью программы «Видимая речь»);
- определение времени максимальной фонации;
- подсчет коэффициента С/3 (разница между длиной звучания глухого и звонкого звуков);
- уточнение направленности воздушной струи, анализ способности поддержания внутриротового давления.
Большинство исследователей рекомендуют также проводить психологическое тестирование пациентов.
Осмотр голосового аппарата дает непосредственное и наглядное представление о его анатомическом состоянии и физиологических возможностях.
Наиболее распространенным и доступным методом осмотра является непрямая ларингоскопия с использованием гортанного зеркала (рис. 2).
Она дает четкую картину видимых элементов гортани в плоском двухмерном восприятии сверху вниз. Недостатками этого метода являются ограниченность зоны осмотра, невозможность длительного наблюдения и фиксации различных фаз движений голосовых складок.
Современными, более информативными модификациями данного метода стали видеоларингоскопия, видеоларингостробоско-пия, фиброкабельная ларингоскопия, эпифарингоскопия и микроларингоскопия, позволяющие не только детально обследовать все участки голосообразующей части голосового аппарата и динамику их движения, но и зафиксировать изображение с помощью видео-, фототехники для последующего анализа и хранения.
Высокая частота колебаний голосовых складок и особенности зрительного восприятия человека не позволяют рассмотреть все фазы колебательных движений и оценить их характер. Значимые для определения механизма возникновения нарушения и построения тактики их коррекции сведения можно получить благодаря ларингостробоскопии. Ларингостробоскопия основана на изменении способности к восприятию при подаче световых импульсов определенной частоты. Этот эффект позволяет наблюдать быстрые периодические движения голосовых складок в замедленном темпе или в избранном положении. Рисунок 3 иллюстрирует возмож-
ности этого обследования в различных позициях рассматриваемого органа. С помощью этого метода можно получить сведения о направлении, силе, амплитуде, синхронности вибрации и скольжении краев голосовых складок.
Глоттография — метод, позволяющий анализировать состояние ларингеальной мускулатуры при изменении высоты тона, силы и регистров голоса, а также оценить степень контакта голосовых складок между собой. Этот метод основан на анализе изменения частоты и силы тока, проводимого через область голосовых складок во время фонации, и достаточно информативен.
При двигательных нарушениях гортани особое значение приобретает электромиографическое обследование, с помощью которого возможен анализ биоэлектрической системы иннервации гортани.
|
|
Логопеды в своей повседневной практике наиболее часто прибегают к ларингостробоскопическим, ларингоскопическим и глот-тографическим методам исследования, проводимым врачами — фониатрами или оториноларингологами.
Оценка акустического продукта как результата сочетанной деятельности голосообразующего и голосооформительного отделов речевого аппарата — наиболее древний, признанный и высокоинформативный метод исследования.
Слуховая оценка качества голоса проводится с первых же минут общения логопеда с пациентом. В ее процессе определяется соответствие акустических параметров голоса полу, возрасту, размерам тела говорящего; отмечаются характерные особенности силы, тембра, выносливости голоса. Разумеется, слуховая оценка является субъективным методом в связи с вариативностью способностей слухового восприятия специалиста в зависимости от его воз-
раста, эмоционального состояния и опыта. Кроме того, она затруднена из-за непродолжительности слухового восприятия отдельных звуков в речевом потоке. Однако эти недостатки преодолеваются благодаря записи голоса на магнитных и электронных носителях и их последующей обработки электроакустическими методами (методом тоночастотной спектрометрии, тембрового или узкосекторного анализа, методом «Видимая речь» и др.).
В практике работы логопеда применяется стандартизированный метод оценки голоса на слух по таблицам С. НаЬеппапп (1978) и десятиступенчатым таблицам О. К.ХУПзоп1.
Описанные методы позволяют провести детальный анализ всех компонентов деятельности голосового аппарата и его акустического продукта. Однако в повседневной практике логопед пользуется более сжатой схемой обследования, позволяющей оценить общую картину голосового нарушения с учетом возрастных, профессиональных и личностных особенностей пациента.
В алгоритм диагностических исследований логопеда входят следующие компоненты.
|
|
1. Беседа, сбор анамнеза.
2. Объективное обследование.
3. Анализ результатов инструментальных и электронных методов исследования.
4. Формулировка предварительного заключения, построение прогноза.
5. Разработка стратегии и тактики коррекции нарушений голоса.
В ходе умело организованной беседы открываются возможности получения весьма обширной и разносторонней информации, дающей сведения для решения многих значимых для дальнейшей работы задач: выявления времени появления первых признаков нарушения голосовой функции, их продолжительности, уточнение обстоятельств их возникновения и предполагаемых причин; оценки социально-бытовых условий проживания и профессиональной деятельности больного; в отношении детей проводится оценка уровня речевого развития ребенка и степени влияния голосового нарушения на динамику становления речи. Формируются представления о личностных особенностях пациента, его отношении к нарушению голоса, о значимости голосовой функции для его профессиональной деятельности; уточняются особенности становления голосовой функции в детском и подростковом возрасте, наличие заболеваний голосового аппарата в анамнезе или у родственников пациента. Выносится суждение о методах и средствах, которые уже применялись для коррекции нарушения, их резуль-
1 В 1990 г. книга этого известного американского фонопеда в русском переводе была выпущена издательством «Медицина» — Вильсон Д. К. Нарушение голоса у детей.
тативности. Выявляется связь данного нарушения с ранее перенесенными или текущими заболеваниями органов надставной трубы и гортани, других органов и систем, особенно дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной, ЦНС.
Объективное исследование включает в себя: прослушивание акустических свойств голоса в изменяющихся, задаваемых логопедом условиях с целью определения типа нарушения; установление типа дыхания и способности дыхательной системы к эффективному энергетическому обеспечению акта голосообразования; изучение крепитации с целью выявления подвижности хрящей гортани и исключения опухолевых процессов как источников нарушения фонации; проведение пробы Н.Оигггпаппдля уточнения адаптационных возможностей нервно-мышечного аппарата гортани; определение времени максимальной фонации (ВМФ) для анализа функциональных возможностей голосового аппарата и коэффициента С/3 для выявления физиологических характеристик активности голосового аппарата при озвученном и неозвученном выдохе.
С целью уточнения диагноза могут быть использованы данные инструментального осмотра (непрямая ларингоскопия, микроларингоскопия), рентгенографии гортани, электроларингостробо-скопии и компьютерной томографии.
При изучении голоса детей основными методами являются педагогическое наблюдение за речью ребенка, анализ документации и проведение исследовательской беседы с ним самим и затем с его родителями. Предлагаемый в процессе обследования речевой материал должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным для его понимания и интересным. Для детального обследования состояния голосового аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть рекомендованы таблицы системы Баффало.
По результатам диагностики логопед разрабатывает план кор-рекционных мероприятий, осуществляемых параллельно с лечебным или психотерапевтическим воздействием. Количество и продолжительность логопедических занятий определяются индивидуально в каждом конкретном случае и зависят от медицинского диагноза, возраста больного, его физического состояния.
Вопросы и задания
1. Опишите методы изучения функциональных возможностей дыхания.
2. Перечислите основные составляющие логопедического обследования голосовой функции.
3. Какие дополнительные методы исследования применяются в диагностической работе логопеда?
4. Обозначьте, какие составляющие обследования наиболее значимы для построения стратегии и тактики коррекционной работы.
5. Составьте план обследования голоса ребенка 5 лет. Подберите дидактический и речевой материал для его проведения.
6. Составьте план-конспект беседы с родителями для выявления характера и степени проявлений нарушений голоса.