Альтернативный лизинг

В сложившейся ситуации, когда функции организации ли­зинга техники в АПК переданы ог Росагроснаба к ОАО «Росаг-ролизинг», возникает необходимость выполнить сравнение, оценить, при каком варианте лизингополучатель выигрывает.

Следует также учитывать, чго в регионах, начиная с 1996 года, действует так называемый региональный лизинг, то есть там лизинговый фонд формируется за счет бюджета региона.

Оценивать эффективность той или иной формы лизинга следует начинать с изучения Порядка лизинговой деятельнос­ти в каждой компании. Таким Порядком предусматриваются стартовые условия, условия взаимодействия лизингодателей и лизингополучателей, порядок страхования, ответственность за предмет лизинга и другие. Тщательное изучение этих докумен­тов позволяет сформировать исходные данные и разработать методику оценки эффективности различных форм лизинга.

Формирование исходных данных следует начинать с ана­лиза цен на предметы лизинга. Лизинговая компания согла­сует цену с заводом-изготовителем (поставщиком), выдвигая свои условия, которые могут существенно влиять на размеры этой цены.

Какие возможности снижения цены имеют, например, рас­сматриваемые компании?

Росагролизинг в настоящее время и Росагроснаб в бытность лизингодателем, располагая большим лизинговым фондом, могут добиваться значительных, до 10 %, скидок с цены за счет объе­мов закупок. Кроме того, они имеют возможность закупать машины сезонного спроса не в сезон, а, значит, появляется возможность получить скидку еще до 5 %. Регион такими воз­можностями не располагает: там, в отдельно взятом регионе, суммы на лизинг небольшие и закупки проводятся, как прави­ло, в сезон, когда скидки завод уже не предоставляет. С другой стороны, регион и Росагроснаб имеют возможность требовать скидку с цены на организацию предпродажного и гарантийно­го обслуживания техники. Методика определения уровня та­кой скидки будет рассмотрена ниже.

Росагролизинг, не располагая собственной товаропроводя­щей и сервисной сетью, претендовать на скидки с цены на эти цели возможности не имеет и, тем самым, перекладывает про­блемы предпродажного и гарантийного обслуживания предме­тов лизинга на лизингополучателя.

Когда лизинговые операции на федеральном уровне осу­ществлялись через Росагроснаб, в Минсельхозе РФ действовала специальная комиссия, которой удавалось сдерживать рост цен, предлагаемых заводчанами. Теперь, когда финансовые средства выделяются Росагролизингу, этот эффект утерян. Попытки Росагролизинга добиваться снижения цен за счет предоплаты предметов лизинга ошибочны, показные: с одной стороны идет частичное снижение цен, с другой — «застой» в использовании лизингового фонда, так как заводы, получив предоплату, не спешат выполнять графики отгрузки техники, задерживая тем самым оборачиваемость финансовых средств, выделенных на лизинг.

В предлагаемом примере оценки эффективности работы лизинговых компаний принимается для Росагроснаба и Росаг­ролизинга одинаковая цена комбайна, а для лизинговых ком­паний регионов на 10 % больше из-за меньших объемов заку­пок машин. Хотя на практике отдельным регионам иногда уда­ется получать такую скидку.

Транспортные расходы у всех компаний принимаются равными.

Страхование у Росагроснаба и региональной компании на 0,5 % дороже.

Арендная плата Росагроснабом и региональной компани­ей взимается в размере 1,5 % от остаточной стоимости пред­мета лизинга и в последний год не берется, Росагролизингом — 1,5 % от полной стоимости на протяжении всего срока лизин­га и 1,5 % от остаточной стоимости предмета лизинга получа­ет сублизингодатель.

Росагролизинг установил себе плату за пользование лизин­говым фондом: в 2002 г. — 7 %, в 2003 г. — 4 %, что противоре­чит российскому законодательству, и это, естественно, приве­ло к значительному удорожанию предметов лизинга. Кроме того, в новых условиях лизинга берется налог на имущество, компа­ния не принимает возвратных платежей продукцией, а только деньгами, несмотря на то, что Федеральный закон «О лизинге» такой вид платежей предусматривает.

Лизингополучатели теперь обязаны предоставлять Росагро­лизингу залоговые обязательства, за оформление которых они несут дополнительные расходы. Эти расходы также ложатся на стоимость предмета лизинга.

Определив исходные данные, заносим их в таблицу 6.8 для использования в дальнейших расчетах.

В качестве примера принимаем за предмет лизинга зерно­уборочный комбайн «Дон-1500Б», а его заводскую цену по со­стоянию на 1 июля 2002 года.

Выполняем расчеты в следующей последовательности. Определяем транспортные расходы на доставку комбайна лизингополучателю:

(6.32)

где Стр - транспортные расходы, руб.;

- заводская цена комбайна, руб.;

- коэфициент, учитывающий транспортные расходы.

По схемам Росагроснаба и Росагролизинга:

Стр = 1788·0,011 = 19,7 тыс. руб.

По схеме региональных агроснабов:

Стр = 1965·0,011=21,6 тыс. руб.

Страховой взнос определяется по формуле:

Сстр = Ск·Кстр, (6.33)

Сстр сумма страхования, руб.;

Кстр коэффициент, учитывающий размер страхования.

Таблица 6.8

Исходные данные для оценки вариантов лизинга зерноуборочного комбайна «Дон-1500Б»

Наименование показателей Закупочная цена комбайна и относительные показате­лю дополнительных затрат, %
Росагроснаб Росагролизинг Регион
Закупочная цена с НДС (на 01.07.2002 г.), тыс. руб.      
Транспортные расходы, % 1,1 1,1 1,1
Страховой полис, % 2,5 2,0 2,5
Вознаграждение: Лизингодателю 1,5% от остаточ­ной стоимости 1,5% от инве­стиционной стоимости 3% от остаточ­ной стоимости
Сублизингодателю 1,5% от остаточ­ной стоимости 1,5% от остаточ­ной стоимости -
Плата за использование средств федерального бюджета - 7% (2002 г.) 4% (2003 г.) -
Дополнительные расходы (хра­нение, подготовка и передача в лизинг, содержание аппарата и Др.), %      
Налог на имущество, % -   -
Оформление залога имущества (услуги нотариуса, БТИ, банка, налоговой инспекции и др.), %      

Сстр = 1788 · 0,025 = 44,7 тыс. руб.

Сстр = 1965 · 0,025 = 49,1 тыс. руб.

(по схеме Росагроснаба и лизинговых компаний регионов);

Сстр. = 1788·0,02=35,8тыс.руб.

(по схеме Росагролизинга).

Далее определяется размер арендной платы по каждой схе­ме лизинга. У Росагроснаба и региональных агроснабов такая плата будет одинаковой и составит по 1,5 % от остаточной сто­имости предмета лизинга. При этом за последний год лизинга арендная плата не берется.

По схеме Росагроснаба арендная плата составит:

СА = САлизАсубл., (6.34)

где СА размер арендной платы, руб.;

САлиз и САсубл - размер арендной платы соответственно Росагрос-набу и сублизингодателю (региональному агроснабу), руб.

В свою очередь, размер арендной платы — это установлен­ная Порядком лизинговой деятельности доля стоимости пред­мета лизинга. По схеме поставок Росагроснаба

(6.35)

где i — число взносов;

п — продолжительность лизинга, лет;

арендная плата за 1 год.

СА=ΔСАк-В), (6.36)

где В — первоначальная и последующая платы за предмет лизинга, руб.;

ΔСА, — доля арендной платы, %.

В= Ск: n; при nи = 5 лет (6.37)

Вср = 1788: 5 = 357,6 тыс. руб.

Тогда арендная плата за каждый год составит:

I год: СА1 = 0,015 (1788 - 357,6) = 21,5 тыс. руб.

II год: СА2 = 0,015 (1788 - 2-357,6) = 16,1 тыс. руб.

IIIгод: СА3 = 0,015 (1788 - 3-357,6) = 10,7 тыс. руб.

IVгод: СА4 = 0,015 (1788 - 4-357,6) - 5,4 тыс. руб.

Учитывая, что такую же аревджую плату получит сублизин­годатель, суммарная по Росагроснабу плата составит:

СА = (СА1 + СА2 + СА3 + СА4)·2=

= (21,5+16,1+10,7+5,4)·2=

=53,7·2 = 107,4 тыс. руб. (6.38)

Арендная плата по схеме поставок комбайнов Росагроли­зингом составит:

Непосредственно Росагролизингу:

Сар = ΔСА·Ск·n = 0,015·1788·5 = 134,1 тыс. руб. (6.39)

Сублизингодателю (см. формулы 6.35—6.37):

САс = СА1 + СА2 + САЗ + С А4 = 53,7 тыс. руб.

Всего: СА = САр+ САс = 134,1 + 53,7 = 187,8 тыс. руб.

Арендная плата по схеме поставок комбайнов в лизинг за счет финансовых средств регионов вычисляется по формулам 6.35-6.37:

В= Ск: п= 1965: 5 + 393 тыс. руб.

СА1 = ΔСАк - В) = 0,03(1965 - 393) = 47,2 тыс. руб.

СА2 = ΔСАк - 2В) = 0,03(1965 - 2-393) = 35,4 тыс. руб.

СА3 = ΔСАк - 3В) - 0,03(1965 - 3-393) = 23,6 тыс. руб.

СА4 = ΔСАк - 4В) = 0,03(1965 - 4-393) = 11,8 тыс. руб.

САА1 + СА2АЗ + СА4 = 47,2 + 35,4 + 23,6 + 11,8 = 118 тыс. руб.

Полученные результаты арендной платы по каждой схеме лизинга заносим в таблицу 6.9 для последующего анализа.

Далее определяются другие платежи, установленные Поряд­ком лизинговой деятельности. •

Сумма за использование федеральных бюджетных средств, установленная Росагролизингом, определяется по формулам 6.35— 6.37. Только вместо значений арендной платы будет вычислять­ся плата Сф за использование федеральных бюджетных средств:

При покупке Сфо = 0,07 ·1788 = 125,16.

I год: Сф1 = 0,07 (1788 - 357,6) = 100,1 тыс. руб.

II год: Сф2 = 0,07 (1788 - 2-357,6) = 75,1 тыс. руб.

III год: СФЗ = 0,07 (1788 - 3-357,6) = 50,3 тыс. руб.
IV год: Сф4= 0,07 (1788 - 4-357,6) = 25,0 тыс. руб.
Всего: Сф = Сф1+ Сф2 + Сфз + Сф4=

=125,1+100,1+75,1+50,3 +25,0 =375,6 тыс. руб.

Снижение процентной ставки с 7 до 4 % в 2003 г. и одно­временное увеличение цены комбайна с 1788 до 2100 тыс. руб. не привело к существенному снижению платежей за пользова­ние федеральными бюджетными средствами и составило 252 тыс. руб. в 2003 г., против 375,8 тыс. руб. в 2002 году.

Плата налога за имущество определяется по формуле:

Си=ΔСи·Ск (6.40)

где Си — плата налога за имущество, руб.;

ΔСи коэффициент, учитывающий установленную ставку пла­тежа (ДС, = 0,02).

Си = 0,02·1788 = 35,8 тыс. руб.

Аналогично определяется плата по дополнительным расхо­дам:

Сд=ΔСд·Ск(6.41)

где Сд - сумма дополнительных расходов, руб.;

ΔСд — коэффициент, учитывающий дополнительные расходы (наценку).

Сд = 0,05 · 1788 = 89,4 тыс. руб.

Такую сумму получает Росагроснаб и Росагролизинг. В ре­гиональной схеме лизинга она составит:

Сд = 0,05 · 1965 = 98,3 тыс. руб.

Плату за оформление залога лизингополучатели уплачива­ют только по схеме Росагролизинга:

Сз=ΔС·Ск, (6.42)

где Сэ плата за оформление залога, руб.;

ΔС коэффициент, учитывающий плату за оформление залога (ДС - 0,02).

Сз = 0,02·1788 = 35,8 тыс. руб.

Определяем окончательную стоимость комбайна для лизин­гополучателя при поставке по каждой из рассматриваемых схем лизинга и результаты заносим в таблицу 6.9.

СКс = СК + Стр + СА + Сф + СИ + СД + СЗ + Сстр., (6.43)

где СКс - окончательная стоимость комбайна, руб. По схеме Росагроснаба:

СКс = 1788 + 19,6 + 107,4 + 89,4 + 44,7 = 2049,1 руб.,

то есть удорожание Судк комбайна составляет:

Судк = СКс - Ск = 2049,1 - 1788 = 261,1 тыс. руб.

Относительное удорожание за весь период лизинга (5 лет) составит:

За один год: 14,6 %: 5 = 2,92 %. По схеме Росагролизинга:

СКс = 1788 + 19,6 + 187,3 + 89,4 + 375,8 + 35,8 + 35,8 +

+ 43,9 = 2575,6 тыс. руб.

Судк = 2575,6 - 1788 - 787,6 тыс. руб.

За один год: 44,1 %: 5 = 8,82 %. По схеме региональных агроснабов:

СКс = 1965 + 21,6 +118 + 98,3 + 49,1 = 2252 тыс. руб.

Судк = 2252 - 1788 = 464 тыс. руб.

За один год: 26,0 %: 5 = 5,2 %.

Таким образом, условия лизинга новой техники, на кото­рых работал Росагроснаб, являются наиболее приемлемыми для лизингополучателей. Удорожание техники по этой схеме ли­зинга составляет 2,9 % в год, что более чем в 3 раза меньше, чем по схеме Росагролизинга. Кроме того, успешное функцио­нирование службы технического сервиса в агроснабах обеспе­чивает сельхозтоваропроизводителям гарантии современной по­мощи в упреждении и сокращении простоев машин по техни­ческим причинам. Наличие товаропроводящей сети, поставка запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов также способствует повышению эффективности работы машин­но-тракторного парка и выгодно отличает Росагроснаб от Ро­сагролизинга.

Уровень удорожания комбайна, получаемого через региональ­ную лизинговую компанию, в 1,8 раза выше, чем через Росагроснаб. Кроме того и в этом случае, получая комбайн через Ро­сагроснаб, лизингополучатель имеет следующие преимущества:

• повышается оперативность поставок;

• появляется возможность через централизованное согласо­вание цен воздействовать на улучшение качества, на сокраще­ние простоев техники по вине заводов-изготовителей, на со­здание резервного фонда запчастей в гарантийный период экс­плуатации техники, на поставку технологического оборудова­ния и документации в центры сервиса и т. д.;

• упрощается схема организации разработки нормативно-технической документации, обмена опытом работы;

• сохраняется единство службы агроснабжения, что позво­ляет оперативно решать вопросы материально-технического обеспечения на всех уровнях.

Более низкие цены, удобный сервис при получении техни­ки в лизинг позволяет сделать вывод, что такая мощная лизин­говая компания, как ОАО «Росагроснаб», не должна оставаться в стороне от лизинга техники для АПК. В связи с тем, что ОАО «Росагролизинг» в ближайшие годы будет заниматься лизинго­вой деятельностью и этой компании по-прежнему будут пре­дусматриваться финансовые средсгра, в государственном бюд­жете на эти цели целесообразно пересмотреть выделение фи­нансовых средств и Росагроснабу для организации альтерна­тивного лизинга по следующей схеме.

Возвратные платежи за ранее полученную в лизинг техни­ку, которые с 2001 г. поступают в доходную часть бюджета, следует вновь, как и раньше, направлять на новые закупки тех­ники с последующей передачей ее в лизинг. Эту работу следует поручить Росагроснабу на прежних условиях. Такое решение легко реализуется, так как именно Росагроснаб занимается воз­вратом этих платежей, там сохранены квалифицированные кад­ры, в полном объеме учетная и отчетная документация, устой­чивыми остаются деловые партнерские связи с заводами-изго­товителями и лизингополучателями.

Такой потенциал необходимо сохранить и надлежащим об­разом реализовать. Объемы лизинга по этой схеме превысят 1,5 млрд. руб. в год, а более приемлемые условия лизинга, чем в Росагролизинге будут побуждать последнего снижать размеры арендной платы, организовывать сервис предметов лизинга че­рез агроснабы и ремонтно-технические предприятия, отменит наконец незаконную процентную ставку за пользование лизин­говым фондом.

Здоровая конкуренция при альтернативном лизинге пойдет только на пользу крестьянам, а дальнейшее наращивание ли­зингового фонда будет способствовать снижению арендной платы, наценок, увеличению скидок с цены за счет роста объе­мов продаж, а, значит, и более интенсивному обновлению и увеличению машинно-тракторного парка.

Таблица 6.9

Результаты расчетов стоимости поставок зерноуборочных комбайнов «Дон-1500Б» по различным схемам лизинга

№ п/п. Показатели Схема поставок по лизингу
    Росагроснаб Росагролизинг Региональные агроснабы
  Заводская цена комбайна      
  Транспортные расходы 19,6 19,6 21,6
  Страхование комбайна 44,7 43,9 49,1
  Арендная плата, в том числе: 107,4 187,3 118,0
  лизингодателю 53,7 133,6 118,0
  сублизингодателю 53,7 53,7

Окончание таблицы 6.9

  Плата налога на имущество 35,8
  Дополнительные расхо­ды 89,4 89,4 98,3
  Плата за использование федеральных бюджет­ных средств   375,8  
  Плата за оформление залога 35,8
  Окончательная стои­мость комбайна 2049,1 2575,6 2060,0
  Удорожание комбайна относительно заводской цены:      
  абсолютное 261,1 787,6  
  относительное, % 14,6 44,1 26,0
  Удорожание в год:      
  абсолютное 52,5 157,5 92,8
  относительное, % 2,9 8,8 5,2

Выполненные расчеты (таблица 6.9) показывают также вы­сокую эффективность лизинга техники для крестьян через ре­гиональные лизинговые компании. Недостатком в этой схеме является разобщенность, рассредоточенность финансовых средств по отдельным компаниям, что не позволяет добиваться от заводов существенных скидок с цены за счет увеличения объемов закупок. Вот почему представляется возможным рас­смотреть и такую схему лизинга техники как консолидирован­ный лизинг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: