В сложившейся ситуации, когда функции организации лизинга техники в АПК переданы ог Росагроснаба к ОАО «Росаг-ролизинг», возникает необходимость выполнить сравнение, оценить, при каком варианте лизингополучатель выигрывает.
Следует также учитывать, чго в регионах, начиная с 1996 года, действует так называемый региональный лизинг, то есть там лизинговый фонд формируется за счет бюджета региона.
Оценивать эффективность той или иной формы лизинга следует начинать с изучения Порядка лизинговой деятельности в каждой компании. Таким Порядком предусматриваются стартовые условия, условия взаимодействия лизингодателей и лизингополучателей, порядок страхования, ответственность за предмет лизинга и другие. Тщательное изучение этих документов позволяет сформировать исходные данные и разработать методику оценки эффективности различных форм лизинга.
Формирование исходных данных следует начинать с анализа цен на предметы лизинга. Лизинговая компания согласует цену с заводом-изготовителем (поставщиком), выдвигая свои условия, которые могут существенно влиять на размеры этой цены.
Какие возможности снижения цены имеют, например, рассматриваемые компании?
Росагролизинг в настоящее время и Росагроснаб в бытность лизингодателем, располагая большим лизинговым фондом, могут добиваться значительных, до 10 %, скидок с цены за счет объемов закупок. Кроме того, они имеют возможность закупать машины сезонного спроса не в сезон, а, значит, появляется возможность получить скидку еще до 5 %. Регион такими возможностями не располагает: там, в отдельно взятом регионе, суммы на лизинг небольшие и закупки проводятся, как правило, в сезон, когда скидки завод уже не предоставляет. С другой стороны, регион и Росагроснаб имеют возможность требовать скидку с цены на организацию предпродажного и гарантийного обслуживания техники. Методика определения уровня такой скидки будет рассмотрена ниже.
Росагролизинг, не располагая собственной товаропроводящей и сервисной сетью, претендовать на скидки с цены на эти цели возможности не имеет и, тем самым, перекладывает проблемы предпродажного и гарантийного обслуживания предметов лизинга на лизингополучателя.
Когда лизинговые операции на федеральном уровне осуществлялись через Росагроснаб, в Минсельхозе РФ действовала специальная комиссия, которой удавалось сдерживать рост цен, предлагаемых заводчанами. Теперь, когда финансовые средства выделяются Росагролизингу, этот эффект утерян. Попытки Росагролизинга добиваться снижения цен за счет предоплаты предметов лизинга ошибочны, показные: с одной стороны идет частичное снижение цен, с другой — «застой» в использовании лизингового фонда, так как заводы, получив предоплату, не спешат выполнять графики отгрузки техники, задерживая тем самым оборачиваемость финансовых средств, выделенных на лизинг.
В предлагаемом примере оценки эффективности работы лизинговых компаний принимается для Росагроснаба и Росагролизинга одинаковая цена комбайна, а для лизинговых компаний регионов на 10 % больше из-за меньших объемов закупок машин. Хотя на практике отдельным регионам иногда удается получать такую скидку.
Транспортные расходы у всех компаний принимаются равными.
Страхование у Росагроснаба и региональной компании на 0,5 % дороже.
Арендная плата Росагроснабом и региональной компанией взимается в размере 1,5 % от остаточной стоимости предмета лизинга и в последний год не берется, Росагролизингом — 1,5 % от полной стоимости на протяжении всего срока лизинга и 1,5 % от остаточной стоимости предмета лизинга получает сублизингодатель.
Росагролизинг установил себе плату за пользование лизинговым фондом: в 2002 г. — 7 %, в 2003 г. — 4 %, что противоречит российскому законодательству, и это, естественно, привело к значительному удорожанию предметов лизинга. Кроме того, в новых условиях лизинга берется налог на имущество, компания не принимает возвратных платежей продукцией, а только деньгами, несмотря на то, что Федеральный закон «О лизинге» такой вид платежей предусматривает.
Лизингополучатели теперь обязаны предоставлять Росагролизингу залоговые обязательства, за оформление которых они несут дополнительные расходы. Эти расходы также ложатся на стоимость предмета лизинга.
Определив исходные данные, заносим их в таблицу 6.8 для использования в дальнейших расчетах.
В качестве примера принимаем за предмет лизинга зерноуборочный комбайн «Дон-1500Б», а его заводскую цену по состоянию на 1 июля 2002 года.
Выполняем расчеты в следующей последовательности. Определяем транспортные расходы на доставку комбайна лизингополучателю:
(6.32)
где Стр - транспортные расходы, руб.;
- заводская цена комбайна, руб.;
- коэфициент, учитывающий транспортные расходы.
По схемам Росагроснаба и Росагролизинга:
Стр = 1788·0,011 = 19,7 тыс. руб.
По схеме региональных агроснабов:
Стр = 1965·0,011=21,6 тыс. руб.
Страховой взнос определяется по формуле:
Сстр = Ск·Кстр, (6.33)
Сстр — сумма страхования, руб.;
Кстр — коэффициент, учитывающий размер страхования.
Таблица 6.8
Исходные данные для оценки вариантов лизинга зерноуборочного комбайна «Дон-1500Б»
Наименование показателей | Закупочная цена комбайна и относительные показателю дополнительных затрат, % | ||
Росагроснаб | Росагролизинг | Регион | |
Закупочная цена с НДС (на 01.07.2002 г.), тыс. руб. | |||
Транспортные расходы, % | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Страховой полис, % | 2,5 | 2,0 | 2,5 |
Вознаграждение: Лизингодателю | 1,5% от остаточной стоимости | 1,5% от инвестиционной стоимости | 3% от остаточной стоимости |
Сублизингодателю | 1,5% от остаточной стоимости | 1,5% от остаточной стоимости | - |
Плата за использование средств федерального бюджета | - | 7% (2002 г.) 4% (2003 г.) | - |
Дополнительные расходы (хранение, подготовка и передача в лизинг, содержание аппарата и Др.), % | |||
Налог на имущество, % | - | - | |
Оформление залога имущества (услуги нотариуса, БТИ, банка, налоговой инспекции и др.), % |
Сстр = 1788 · 0,025 = 44,7 тыс. руб.
Сстр = 1965 · 0,025 = 49,1 тыс. руб.
(по схеме Росагроснаба и лизинговых компаний регионов);
Сстр. = 1788·0,02=35,8тыс.руб.
(по схеме Росагролизинга).
Далее определяется размер арендной платы по каждой схеме лизинга. У Росагроснаба и региональных агроснабов такая плата будет одинаковой и составит по 1,5 % от остаточной стоимости предмета лизинга. При этом за последний год лизинга арендная плата не берется.
По схеме Росагроснаба арендная плата составит:
СА = САлиз+САсубл., (6.34)
где СА — размер арендной платы, руб.;
САлиз и САсубл - размер арендной платы соответственно Росагрос-набу и сублизингодателю (региональному агроснабу), руб.
В свою очередь, размер арендной платы — это установленная Порядком лизинговой деятельности доля стоимости предмета лизинга. По схеме поставок Росагроснаба
(6.35)
где i — число взносов;
п — продолжительность лизинга, лет;
— арендная плата за 1 год.
СА=ΔСА(Ск-В), (6.36)
где В — первоначальная и последующая платы за предмет лизинга, руб.;
ΔСА, — доля арендной платы, %.
В= Ск: n; при nи = 5 лет (6.37)
Вср = 1788: 5 = 357,6 тыс. руб.
Тогда арендная плата за каждый год составит:
I год: СА1 = 0,015 (1788 - 357,6) = 21,5 тыс. руб.
II год: СА2 = 0,015 (1788 - 2-357,6) = 16,1 тыс. руб.
IIIгод: СА3 = 0,015 (1788 - 3-357,6) = 10,7 тыс. руб.
IVгод: СА4 = 0,015 (1788 - 4-357,6) - 5,4 тыс. руб.
Учитывая, что такую же аревджую плату получит сублизингодатель, суммарная по Росагроснабу плата составит:
СА = (СА1 + СА2 + СА3 + СА4)·2=
= (21,5+16,1+10,7+5,4)·2=
=53,7·2 = 107,4 тыс. руб. (6.38)
Арендная плата по схеме поставок комбайнов Росагролизингом составит:
Непосредственно Росагролизингу:
Сар = ΔСА·Ск·n = 0,015·1788·5 = 134,1 тыс. руб. (6.39)
Сублизингодателю (см. формулы 6.35—6.37):
САс = СА1 + СА2 + САЗ + С А4 = 53,7 тыс. руб.
Всего: СА = САр+ САс = 134,1 + 53,7 = 187,8 тыс. руб.
Арендная плата по схеме поставок комбайнов в лизинг за счет финансовых средств регионов вычисляется по формулам 6.35-6.37:
В= Ск: п= 1965: 5 + 393 тыс. руб.
СА1 = ΔСА (Ск - В) = 0,03(1965 - 393) = 47,2 тыс. руб.
СА2 = ΔСА (Ск - 2В) = 0,03(1965 - 2-393) = 35,4 тыс. руб.
СА3 = ΔСА (Ск - 3В) - 0,03(1965 - 3-393) = 23,6 тыс. руб.
СА4 = ΔСА (Ск - 4В) = 0,03(1965 - 4-393) = 11,8 тыс. руб.
СА =СА1 + СА2+САЗ + СА4 = 47,2 + 35,4 + 23,6 + 11,8 = 118 тыс. руб.
Полученные результаты арендной платы по каждой схеме лизинга заносим в таблицу 6.9 для последующего анализа.
Далее определяются другие платежи, установленные Порядком лизинговой деятельности. •
Сумма за использование федеральных бюджетных средств, установленная Росагролизингом, определяется по формулам 6.35— 6.37. Только вместо значений арендной платы будет вычисляться плата Сф за использование федеральных бюджетных средств:
При покупке Сфо = 0,07 ·1788 = 125,16.
I год: Сф1 = 0,07 (1788 - 357,6) = 100,1 тыс. руб.
II год: Сф2 = 0,07 (1788 - 2-357,6) = 75,1 тыс. руб.
III год: СФЗ = 0,07 (1788 - 3-357,6) = 50,3 тыс. руб.
IV год: Сф4= 0,07 (1788 - 4-357,6) = 25,0 тыс. руб.
Всего: Сф = Сф1+ Сф2 + Сфз + Сф4=
=125,1+100,1+75,1+50,3 +25,0 =375,6 тыс. руб.
Снижение процентной ставки с 7 до 4 % в 2003 г. и одновременное увеличение цены комбайна с 1788 до 2100 тыс. руб. не привело к существенному снижению платежей за пользование федеральными бюджетными средствами и составило 252 тыс. руб. в 2003 г., против 375,8 тыс. руб. в 2002 году.
Плата налога за имущество определяется по формуле:
Си=ΔСи·Ск (6.40)
где Си — плата налога за имущество, руб.;
ΔСи — коэффициент, учитывающий установленную ставку платежа (ДС, = 0,02).
Си = 0,02·1788 = 35,8 тыс. руб.
Аналогично определяется плата по дополнительным расходам:
Сд=ΔСд·Ск(6.41)
где Сд - сумма дополнительных расходов, руб.;
ΔСд — коэффициент, учитывающий дополнительные расходы (наценку).
Сд = 0,05 · 1788 = 89,4 тыс. руб.
Такую сумму получает Росагроснаб и Росагролизинг. В региональной схеме лизинга она составит:
Сд = 0,05 · 1965 = 98,3 тыс. руб.
Плату за оформление залога лизингополучатели уплачивают только по схеме Росагролизинга:
Сз=ΔС·Ск, (6.42)
где Сэ — плата за оформление залога, руб.;
ΔС — коэффициент, учитывающий плату за оформление залога (ДС - 0,02).
Сз = 0,02·1788 = 35,8 тыс. руб.
Определяем окончательную стоимость комбайна для лизингополучателя при поставке по каждой из рассматриваемых схем лизинга и результаты заносим в таблицу 6.9.
СКс = СК + Стр + СА + Сф + СИ + СД + СЗ + Сстр., (6.43)
где СКс - окончательная стоимость комбайна, руб. По схеме Росагроснаба:
СКс = 1788 + 19,6 + 107,4 + 89,4 + 44,7 = 2049,1 руб.,
то есть удорожание Судк комбайна составляет:
Судк = СКс - Ск = 2049,1 - 1788 = 261,1 тыс. руб.
Относительное удорожание за весь период лизинга (5 лет) составит:
За один год: 14,6 %: 5 = 2,92 %. По схеме Росагролизинга:
СКс = 1788 + 19,6 + 187,3 + 89,4 + 375,8 + 35,8 + 35,8 +
+ 43,9 = 2575,6 тыс. руб.
Судк = 2575,6 - 1788 - 787,6 тыс. руб.
За один год: 44,1 %: 5 = 8,82 %. По схеме региональных агроснабов:
СКс = 1965 + 21,6 +118 + 98,3 + 49,1 = 2252 тыс. руб.
Судк = 2252 - 1788 = 464 тыс. руб.
За один год: 26,0 %: 5 = 5,2 %.
Таким образом, условия лизинга новой техники, на которых работал Росагроснаб, являются наиболее приемлемыми для лизингополучателей. Удорожание техники по этой схеме лизинга составляет 2,9 % в год, что более чем в 3 раза меньше, чем по схеме Росагролизинга. Кроме того, успешное функционирование службы технического сервиса в агроснабах обеспечивает сельхозтоваропроизводителям гарантии современной помощи в упреждении и сокращении простоев машин по техническим причинам. Наличие товаропроводящей сети, поставка запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов также способствует повышению эффективности работы машинно-тракторного парка и выгодно отличает Росагроснаб от Росагролизинга.
Уровень удорожания комбайна, получаемого через региональную лизинговую компанию, в 1,8 раза выше, чем через Росагроснаб. Кроме того и в этом случае, получая комбайн через Росагроснаб, лизингополучатель имеет следующие преимущества:
• повышается оперативность поставок;
• появляется возможность через централизованное согласование цен воздействовать на улучшение качества, на сокращение простоев техники по вине заводов-изготовителей, на создание резервного фонда запчастей в гарантийный период эксплуатации техники, на поставку технологического оборудования и документации в центры сервиса и т. д.;
• упрощается схема организации разработки нормативно-технической документации, обмена опытом работы;
• сохраняется единство службы агроснабжения, что позволяет оперативно решать вопросы материально-технического обеспечения на всех уровнях.
Более низкие цены, удобный сервис при получении техники в лизинг позволяет сделать вывод, что такая мощная лизинговая компания, как ОАО «Росагроснаб», не должна оставаться в стороне от лизинга техники для АПК. В связи с тем, что ОАО «Росагролизинг» в ближайшие годы будет заниматься лизинговой деятельностью и этой компании по-прежнему будут предусматриваться финансовые средсгра, в государственном бюджете на эти цели целесообразно пересмотреть выделение финансовых средств и Росагроснабу для организации альтернативного лизинга по следующей схеме.
Возвратные платежи за ранее полученную в лизинг технику, которые с 2001 г. поступают в доходную часть бюджета, следует вновь, как и раньше, направлять на новые закупки техники с последующей передачей ее в лизинг. Эту работу следует поручить Росагроснабу на прежних условиях. Такое решение легко реализуется, так как именно Росагроснаб занимается возвратом этих платежей, там сохранены квалифицированные кадры, в полном объеме учетная и отчетная документация, устойчивыми остаются деловые партнерские связи с заводами-изготовителями и лизингополучателями.
Такой потенциал необходимо сохранить и надлежащим образом реализовать. Объемы лизинга по этой схеме превысят 1,5 млрд. руб. в год, а более приемлемые условия лизинга, чем в Росагролизинге будут побуждать последнего снижать размеры арендной платы, организовывать сервис предметов лизинга через агроснабы и ремонтно-технические предприятия, отменит наконец незаконную процентную ставку за пользование лизинговым фондом.
Здоровая конкуренция при альтернативном лизинге пойдет только на пользу крестьянам, а дальнейшее наращивание лизингового фонда будет способствовать снижению арендной платы, наценок, увеличению скидок с цены за счет роста объемов продаж, а, значит, и более интенсивному обновлению и увеличению машинно-тракторного парка.
Таблица 6.9
Результаты расчетов стоимости поставок зерноуборочных комбайнов «Дон-1500Б» по различным схемам лизинга
№ п/п. | Показатели | Схема поставок по лизингу | ||
Росагроснаб | Росагролизинг | Региональные агроснабы | ||
Заводская цена комбайна | ||||
Транспортные расходы | 19,6 | 19,6 | 21,6 | |
Страхование комбайна | 44,7 | 43,9 | 49,1 | |
Арендная плата, в том числе: | 107,4 | 187,3 | 118,0 | |
лизингодателю | 53,7 | 133,6 | 118,0 | |
сублизингодателю | 53,7 | 53,7 | — |
Окончание таблицы 6.9
Плата налога на имущество | — | 35,8 | — | |
Дополнительные расходы | 89,4 | 89,4 | 98,3 | |
Плата за использование федеральных бюджетных средств | 375,8 | |||
Плата за оформление залога | — | 35,8 | — | |
Окончательная стоимость комбайна | 2049,1 | 2575,6 | 2060,0 | |
Удорожание комбайна относительно заводской цены: | ||||
абсолютное | 261,1 | 787,6 | ||
относительное, % | 14,6 | 44,1 | 26,0 | |
Удорожание в год: | ||||
абсолютное | 52,5 | 157,5 | 92,8 | |
относительное, % | 2,9 | 8,8 | 5,2 |
Выполненные расчеты (таблица 6.9) показывают также высокую эффективность лизинга техники для крестьян через региональные лизинговые компании. Недостатком в этой схеме является разобщенность, рассредоточенность финансовых средств по отдельным компаниям, что не позволяет добиваться от заводов существенных скидок с цены за счет увеличения объемов закупок. Вот почему представляется возможным рассмотреть и такую схему лизинга техники как консолидированный лизинг.