9 мая 1922 г.
Бельведер, Монфор-л'Амори (С.-и-У.)
Дорогой друг,
Вы, наверно, удивляетесь, что я Вам не ответил. В этом опять-таки виновата г-жа Моверн. Концерт в Лионе был ею на-
1 Людвиг Баварский — Людвиг II, король Баварии (1845—1886), страдавший душевным расстройством. Был фанатическим поклонником и покровителем Вагнера. По его повелению в мюнхенском придворном оперном театре был осуществлен ряд постановок опер Вагнера, которые Людвиг II слушал в одиночестве при пустом зале. В припадке безумия бросился в озеро и утонул.
значен сначала на 4 мая, потом на 7-е. В последний момент — да и то лишь благодаря тому, что я попросил уточнить день,— она вдруг объявляет, что он переносится на первоначальную дату — 3 мая! У меня осталось время только сложить чемодан и сесть в 8-часовой поезд; я приехал в 16 ч. в Лион и уехал оттуда на другой день в полночь, так как у меня была назначена встреча с Кусевицким, а в пятницу — беспроигрышная лотерея у г-жи Клемансо. Вернулся в Монфор автомобилем только в воскресенье. Ваше письмо уже ждало меня в числе многих других. Но вместо того, чтобы ответить, я проспал весь вчерашний день. А между тем необходимо было написать Вам по поводу Сонаты для скрипки и виолончели.
|
|
1) До Вас, вероятно, дошел слух, будто я сказал, что Соната при первом исполнении была совершенно изуродована (мне так и не удалось установить, кто пустил эту сплетню). Это «мое мнение» уже общеизвестно; наверно, о нем знаете и Вы с Марешалем. Надеюсь, что эти враки не слишком огорчили вас обоих. Впрочем, одновременно я узнал, что переселяюсь в Африку и что скоро женюсь. Не знаю только, какое из этих событий произойдет раньше.
2) В четверг вечером Обер, у которого я спрашивал, нельзя ли повторить концерт, сказал, что об этом уже шла речь и что выражались пожелания повторить Сонату. Я как раз собирался сообщить Вам об этом, когда получил программу концерта, намеченного на 16-е. Так что мне остается только зайти поблагодарить Вас и просить у Вас обоих извинения за то, что я позволил событиям опередить меня. Я уже настолько запоздал с предпринятой мною работой, что, боюсь, не смогу присутствовать на концерте, на котором Вы вторично будете «уродовать» Сонату. Если во вторник вечером Вы не увидите меня, не вздумайте приписывать мое отсутствие каким-либо другим причинам. Если хотите побывать у меня, приходите в любой день, кроме четверга: в четверг мне придется уйти по разным делам. Предупредите меня и приезжайте с 9-часовым поездом, завтракать будете у меня, так для Вас всего удобнее.
Сердечный привет от Вашей благодарной жертвы.
Морис Равель
Не исправляю и не перечитываю, уже почти 2 часа ночи. Привет.
|
|
Первое исполнение Дуэта было доверено Элен Журдан-Моранж и виолончелисту Морису Марешалю.
Элен Журдан-Моранж, выдающаяся музыкантша и скрипачка, была близким другом Равеля. Она могла лучше всякого другого понять и осуществить замысел композитора. Равель не мог бы найти более достойного исполнителя для первого ознакомления публики со своей Сонатой.
В 1945 году госпожа Журдан-Моранж, уже в течение многих лет пользовавшаяся известностью как музыкальный критик, опубликовала богатую содержанием книгу «Равель и мы».
Она была женой художника Люка-Альбера Моро, который сумел, благодаря частым дружеским встречам с Равелем, сделать с него множество портретных набросков.
Что касается Мориса Марешаля, то это один из ваших лучших виолончелистов, заслуженно пользующийся широким признанием.
Луи Обер, известный композитор, был также высокоталантливым пианистом.