Элен Журдан-Моранж

9 мая 1922 г.

Бельведер, Монфор-л'Амори (С.-и-У.)

Дорогой друг,

Вы, наверно, удивляетесь, что я Вам не ответил. В этом опять-таки виновата г-жа Моверн. Концерт в Лионе был ею на-

1 Людвиг Баварский — Людвиг II, король Баварии (1845—1886), стра­давший душевным расстройством. Был фанатическим поклонником и по­кровителем Вагнера. По его повелению в мюнхенском придворном опер­ном театре был осуществлен ряд постановок опер Вагнера, которые Люд­виг II слушал в одиночестве при пустом зале. В припадке безумия бросился в озеро и утонул.

значен сначала на 4 мая, потом на 7-е. В последний момент — да и то лишь благодаря тому, что я попросил уточнить день,— она вдруг объявляет, что он переносится на первоначальную дату — 3 мая! У меня осталось время только сложить чемодан и сесть в 8-часовой поезд; я приехал в 16 ч. в Лион и уехал оттуда на другой день в полночь, так как у меня была назначе­на встреча с Кусевицким, а в пятницу — беспроигрышная лоте­рея у г-жи Клемансо. Вернулся в Монфор автомобилем только в воскресенье. Ваше письмо уже ждало меня в числе многих дру­гих. Но вместо того, чтобы ответить, я проспал весь вчерашний день. А между тем необходимо было написать Вам по поводу Сонаты для скрипки и виолончели.

1) До Вас, вероятно, дошел слух, будто я сказал, что Соната при первом исполнении была совершенно изуродована (мне так и не удалось установить, кто пустил эту сплетню). Это «мое мнение» уже общеизвестно; наверно, о нем знаете и Вы с Марешалем. Надеюсь, что эти враки не слишком огорчили вас обоих. Впрочем, одновременно я узнал, что переселяюсь в Африку и что скоро женюсь. Не знаю только, какое из этих со­бытий произойдет раньше.

2) В четверг вечером Обер, у которого я спрашивал, нельзя ли повторить концерт, сказал, что об этом уже шла речь и что выражались пожелания повторить Сонату. Я как раз собирался сообщить Вам об этом, когда получил программу концерта, на­меченного на 16-е. Так что мне остается только зайти поблаго­дарить Вас и просить у Вас обоих извинения за то, что я по­зволил событиям опередить меня. Я уже настолько запоздал с предпринятой мною работой, что, боюсь, не смогу присутствовать на концерте, на котором Вы вторично будете «уродовать» Сона­ту. Если во вторник вечером Вы не увидите меня, не вздумайте приписывать мое отсутствие каким-либо другим причинам. Если хотите побывать у меня, приходите в любой день, кроме четвер­га: в четверг мне придется уйти по разным делам. Предупредите меня и приезжайте с 9-часовым поездом, завтракать будете у меня, так для Вас всего удобнее.

Сердечный привет от Вашей благодарной жертвы.

Морис Равель

Не исправляю и не перечитываю, уже почти 2 часа ночи. Привет.

Первое исполнение Дуэта было доверено Элен Журдан-Моранж и вио­лончелисту Морису Марешалю.

Элен Журдан-Моранж, выдающаяся музыкантша и скрипачка, была близким другом Равеля. Она могла лучше всякого другого понять и осуществить замысел композитора. Равель не мог бы найти более достой­ного исполнителя для первого ознакомления публики со своей Со­натой.

В 1945 году госпожа Журдан-Моранж, уже в течение многих лет пользовавшаяся известностью как музыкальный критик, опубликовала бо­гатую содержанием книгу «Равель и мы».

Она была женой художника Люка-Альбера Моро, который сумел, бла­годаря частым дружеским встречам с Равелем, сделать с него множество портретных набросков.

Что касается Мориса Марешаля, то это один из ваших лучших вио­лончелистов, заслуженно пользующийся широким признанием.

Луи Обер, известный композитор, был также высокоталантливым пиа­нистом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: