Государственное регулирование в рыночных условиях

Во всех высокоразвитых странах с рыночной экономикой существует государственное регулирование всех процессов общественного развития. При этом наблюдается разнообразие форм сочетания государственного управления и цивилизованного рынка, разная степень государственного воздействия на функционирование хозяйственных объектов.
Формирование рыночной экономики в нашей стране сопровождалось представлением о чрезмерных возможностях рыночного регулирования и отмене государственного управления. Социально-экономическое развитие России и её регионов не подтвердило каких-либо организующих воздействий стихийно-рыночных отношений. Более того, хаотичное разгосударствление, бессистемное предпринимательство и искусственная конкуренция товаропроизводителей вызывают потребность в усилении государственного регулирования всех процессов социально-экономического развития страны и её регионов. Государственная власть по-прежнему остаётся основным «инструментом» реализации региональной политики.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 11) государственную власть в нашей стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Для повышения роли демократических процессов в государственном управлении создана специальная общественная палата. Государственная власть в субъектах Российской Федерации представлена региональным управлением во главе с губернатором (президентом республики) (рис.23). кандидатура на пост губернатора (президента) предлагается Президентом страны и утверждается законодательными (представительными) органами регионов. Депутаты законодательных собраний выбираются населением соответствующего региона.


Рис. 23. Структура государственного управления

Наряду с государственным управлением в Российской Федерации активную роль играет местное самоуправление. В статье 12 Конституции РФ отмечается: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Формирование муниципальных образований происходит согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 год). Муниципальными образованиями являются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и других местных традиций. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и Федеральным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления. Среди них следует отметить следующие:

  • формирование, утверждение и исполнение бюджета;
  • установление, изменение и обмен местных налогов и сборов;
  • владение, использование и распоряжение муниципальным имуществом;
  • организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;
  • содержание и строительство автомобильных дорог;
  • организация предоставления общедоступного и бесплатного среднего образования;
  • организация экологического контроля;
  • осуществление охраны общественного порядка и др.

Структура местного самоуправления включает представительные органы, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган).
Государственные органы управления и местного самоуправления имеют достаточно полномочий и методов регулирования социально-экономического развития страны и её регионов. Регулирование территориального развития представляет совокупность подходов, способов, процедур, средств направленного воздействия на хозяйственные структуры для установления и поддержания гармоничных связей между природой, населением и хозяйством. Для повышения эффективности регулирования необходимо совершенствовать и активизировать региональную политику по обеспечению экономической самостоятельности территорий и укреплению политической и социально-экономической целостности Российской Федерации.
Действенность государственного регулирования в новых условиях хозяйствования во многом зависит от решения задачи рационального его сочетания с рыночными рычагами регулирования. Формирующиеся общероссийский и региональные рынки пока ещё не способны взять на себя все регулирующие функции. На их деятельность оказывают влияние «рудименты» социалистической системы и негативные явления переходного периода. На отечественных рынках ощущается диктат монополистов, наличие неконкурентоспособной продукции, слабость маркетинговых исследований, стихийность заполнения рыночных сегментов, наплыв товаров сомнительного происхождения, разрушительные воздействия теневой экономики, снижение покупательной возможности населения и др.
В современных условиях стагнации большинства экономик, наличия депрессивных территорий, ухудшения социальной ситуации должно быть укреплено государственное регулирование. Требуется расширение методов и средств регулирования, повышение действенности регулирующих воздействий. В структуре инструментов государственного регулирования три их группы:

  • административные;
  • экономические;
  • смешанные (рис.24).


Рис. 24. Инструменты регионального регулирования (по Е.Н. Сметанину)

Административные инструменты включают в свой состав меры запрета, разрешения и принуждения. Особое внимание уделяется контролю над исполнением требований государства и законов.
Экономические средства регулирования основаны на бюджетной, денежно-кредитной политике и поведении региона как собственника они включают прямые расходы государства, налоги и льготы, а также использование государственной собственности.
Смешанные регуляторы включают административное регулирование – меры демонополизации и экономические средства – социально-экономическое программирование, программирование рыночной инфраструктуры, повышение привлекательности инвестиционного климата и др.
Управленческие воздействия федеральных, региональных и местных органов власти желательно расширить и дифференцировать по отношению к объектам разных форм собственности. Все меры и методы регулирования должны опираться на нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные и региональные законы, Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и др.
По отношению к объектам федеральной и региональной собственности необходимо использовать методы правового и административного регулирования. Эти методы будут способствовать сохранению и укреплению всей совокупности взаимодействий центра и регионов.
В переходный период нельзя оставлять без внимания объекты негосударственной собственности. Для этого следует использовать экономические методы прямого и косвенного воздействия. К ним относятся: финансово-кредитные инструменты, цены, налоги, тарифы, ценные бумаги, акцизы, квоты и др. Для повышения регулирующей роли региональных и местных органов управления по отношению к акционерным предприятиям желательно на только иметь акции этих объектов, но и иметь контрольный или блокирующий пакет. Это позволит сбалансировать региональную экономику и сохранить единое социально-экономическое и политическое пространство России.
Государственное регулирование на федеральном и региональном уровнях не должно ограничиваться единичным и фрагментарным воздействием на конкретные хозяйственные объекты. Задачи его значительно шире и распространяются на все сферы жизнедеятельности территориальных общностей людей. Комплексное развитие страны и её регионов позволит улучшать условия и повысить уровень жизни населения, осуществлять рациональное природопользование и формирование благоприятной окружающей среды, сбалансировать национальную, региональную и муниципальную экономику.
Особое внимание следует уделить субъектам Федерации, которые стали суверенными территориальными образованиями со своей структурой государственного управления. Наметившаяся смена подходов государственного регулирования, заключающаяся в поддержке саморазвития, самоорганизации, самообеспечения и самодостаточности будет способствовать региональному общественному воспроизводству, носящему полициклический характер. Уже сейчас формируется политика, стимулирующая использование местного природно-ресурсного, производственного, демографического, социального и интеллектуального потенциалов. Это, естественно не означает замкнутости регионов, так как все они функционируют в составе Российской Федерации на основе территориального разделения и интеграции труда, услуг, культуры, информации. Региональные власти должны знать и последовательно отстаивать интересы территории, поставив в центре всей политики человека с его потребностями и возможностями. Региональное регулирование должно обезопасить рынок от чиновничьего и криминального произвола, гарантировать его устойчивое развитие.
Эффективность государственного регулирования существенно возрастёт при более активном использовании научных достижений, включая и общественно-географические. Для принятия управленческих решений чрезвычайно важны географические подходы, пространственно-временное мышление, общественно-географические теории и концепции. Разработанные географами учения о городах и экономических районах (регионах), территориально-производственных комплексах и энергопроизводственных циклах должны стать достоянием управленческих органов. Без знания закономерностей и особенностей регионального развития невозможно организовать эффективное государственное регулирование процессов комплексирования, территориальной структуризации, формирования благоприятной среды жизни людей.
В условиях реформирования экономики и перехода к рынку должны быть востребованными категории географического разделения труда, экономико-географическое положение городов и регионов, эколого-экономических и социально-экономических систем. Особое значение приобретают научные разработки по решению территориальных проблем взаимодействия природы и общества, и методики оценок природно-ресурсного потенциала для рационального хозяйственного развития, природных условий – для нормальной жизни населения. В связи с обострением проблем экономического развития регионов Севера и Сибири важно знать концептуальные предложения географов по хозяйственному освоению новых территорий и формированию природно-технических, природно-экономических и природно-общественных систем.
Государственное регулирование должно опираться на законы пространственной организации общества и циклового развития региональной экономики. В этом аспекте неоценима роль общественной географии, которая сосредоточивает свои исследования на решении проблем совершенствования территориальной организации общества и обоснования направлений перспективного развития регионов разного ранга остаётся ведущей и пока монопольной функцией социально-экономической географии. Экономическое и социально-экологическоерайонирование, осуществляемое с целью совершенствования пространственной организации жизнедеятельности людей и территориального управления, направлено на обоснованиеадминистративно-территориального устройства страны.
Социально-экономическая география не ограничивается выделением регионов разного иерархического уровня. В её задачи также входит выявление природного, экономического, социального, демографического, культурного, интеллектуального потенциалов регионов, исследование их структуры и функций, обоснование путей развития территориальных общностей людей, городских и сельских систем расселения населения. Комплексный, пространственный, генетический, воспроизводственный, проблемный, индивидуальный и типологический подходы к изучаемым регионам, городам и сёлам обогащают теорию и практику федерального, регионального и муниципального управления.
Комплексные исследования вопросов территориальной организации общества, размещения производительных сил и развития социально-экономических регионов создают базис для разработки региональной политики и совершенствования государственного регулирования процессов социально-экономического развития страны и отдельных территорий.
Опираясь на научное обеспечение, государственное регулирование должно взять на себя сохранение российского федерализма и обеспечение военной, экономической, экологической, политической безопасности жизни людей. Для сохранения и укрепления общероссийского пространства необходимо отрегулировать отношения между центром, регионами и муниципальными образованиями, а также межрегиональными и межмуниципальными ассоциациями, округами, соглашениями. Особенно важно установить «вертикальные» взаимодействия, для чего нужно отрегулировать и подкрепить нормативно-правовыми актами процессы делегирования полномочий управленческих функций «снизу-вверх».
С целью совершенствования государственного регулирования и согласования интересов властей и территорий, в некоторых регионах стали формироваться округа, занимающие промежуточное положение между муниципальными территориями и регионами. Так, в Свердловской области функционирует 6 округов, в Воронежской области создан экспериментальный округ. На руководителей округов возлагаются обязанности по осуществлению государственных полномочий.
Для сглаживания противоречий между центром и регионами, укрепления федерализма важную роль стали играть 8 межрегиональных ассоциаций, которые взяли на себя многие регулирующие функции, в том числе и лоббирование территориальных интересов в центре. Основными же их функциями остаются обеспечение межрегиональной интеграции, рационализация транспортно-экономических перевозок, формирование территориально-хозяйственных комплексов и поддержание межрегиональных рынков, совместное использование территориального потенциала и др.
Для обеспечения спокойной жизни людей необходимо государственное предотвращение военной, террористической, преступной опасности. На государство также возложены функции регулирования процессов природопользования, обеспечения социальной защищённости, духовного обогащения и сохранения физического здоровья населения. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнёрства.
Эффективность государственного регулирования непосредственно зависит от уровня и полноты бюджетного, информационного и методического обеспечения. Федеральный, региональные и муниципальные бюджеты являются индикаторами социально-экономического благополучия страны, регионов, территорий. От их величины, сбалансированности зависят отношения между центром и регионами, а также между регионами и муниципальными образованиями. В структуре взаимоотношений выделяются регионы-доноры и регионы-реципиенты, территории-доноры и территории-реципиенты. Подобные отношения нуждаются в государственном регулировании, опирающемся на законодательные акты. Одной из важнейших задач государства является регулирование межбюджетных отношений, для чего нужны неотложные меры по оживлению реального сектора, ликвидации взаимозачётов, совершенствованию налоговой политики, рациональному распределению трансфертов, дотаций, субвенций.
В процессе формирования рыночной экономической системы не должна ослабевать регулирующая финансовая роль государства. Финансы играют огромную роль в функционировании государственного реального сектора, формировании малого и среднего бизнеса, развитии производственной, социальной и экологической инфраструктуры, стимулировании научных и технических разработок и т.д.
Для поддержания государственного регулирования федеральных отношений и социально-экономического развития регионов важное значение имеет информационное обеспечение. Оно необходимо для постоянного функционирования региональных маркетинга и мониторинга. Для ориентации в рыночных отношениях, определения ёмкости рынков, удовлетворения покупательских потребностей, совершенствования управленческой деятельности необходима маркетинговая информация.
Система маркетинговой информации – это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, предназначенных для сбора, классификации, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её распорядителями сферы маркетинга.
Не менее важно информационное обеспечение для функционирования регионального мониторинга. С этой целью во всех регионах необходимо активизировать деятельность геоинформационных систем, включающих сбор, обработку и использование отслеживающей информации о социально-экономическом и экологическом развитии регионов. Установление обратной связи управленческих структур с реальным сектором через мониторинг позволит боле оперативно оказывать регулирующие воздействия на все сферы регионального функционирования.
В эффективной организации государственного регулирования и реализации региональной политики существенную роль играет методологическое и методическое обеспечение. В структуре обеспечения можно выделить следующие блоки: долгосрочные концепции и прогнозы; программы, планы, проекты и схемы функционирования регионов; экспертиза и контроль за региональным развитием. Действенность этих блоков во многом зависит от глубины и обоснованности разрабатываемых документов, учитывающих всё многообразие связей и отношений в региональных системах: «природа-население-хозяйство». Отсюда становится очевидной возрастающая роль географической науки, комплексно изучающей интегральные геосистемы. Её теоретические, методические и прикладные исследования могут стать методологической, конструктивной и регулятивной основой механизма проведения региональной политики и управления.

Контрольные вопросы

  1. Какие органы осуществляют государственную власть в России?
  2. В чем заключается суть местного самоуправления?
  3. Какие вопросы находятся в ведении органов местного самоуправления?
  4. Опишите структуру органов местного самоуправления.
  5. Перечислите инструменты государственного регулирования и соответствующие меры в их рамках.
  6. Какова роль научных (и особенно общественно-географических) достижений в государственном регулировании?
  7. Назовите категории общественно-географической науки, которые непременно должны быть востребованы при принятии управленческих решений.
  8. Какова роль бюджетного, информационного и методического обеспечения государственного регулирования?
  9. Дайте определение понятию «система маркетинговой информации».
  10. Опишите структуру методологического и методического обеспечения государственного регулирования и реализации региональной политики.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: