Региональная инвестиционная политика

Печать

В процессе становления рыночной экономики особую роль играет инвестиционная политика. Она опирается на понятие «инвестиция» (от лат. investio – одеваю) как долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики. Инвестиции могут быть как отечественными так и иностранными. При этом различаются финансовые (портфельные) инвестиции – покупка ценных бумаг и реальные инвестиции – вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, инфраструктуру и т.д.
Актуальность региональной инвестиционной политики вытекает из необходимости интенсивного развития экономики страны и её регионов, неуклонного роста валового внутреннего продукта. Для активизации инвестиционных вложений необходимо существенно улучшить инвестиционный климат в регионах России, повысить инвестиционную привлекательность, снизить инвестиционные риски.
Общее представление об эффективности региональной инвестиционной политики даёт табл.12. В ней отражены основные параметры инвестиционного развития России с 1999 по 2003 годы. Обращает на себя внимание прирост российского валового внутреннего продукта в 2003 году на 7,3%, что соответствует стратегическому направлению развития национальной экономики. Произошёл рост производства товаров и услуг и, главное, заметна динамика инвестиций в основной капитал. Особо следует отметить существенный рост (на 69,4%) прямых иностранных инвестиций.

Таблица 12.
Основные параметры инвестиционного развития России в 1999-2003 гг.
Параметры 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Динамика валового внутреннего продукта (%) 106,4   105,1 104,7 107,3
Индекс физического объёма промышленного производства (%) 108,1   104,9 103,7  
Индекс стоимостного объёма сельскохозяйственного производства (%) 102,4   106,8 101,7 101,5
Темпы поста объёма строительно-монтажных работ (%)         114,4
Динамика объёма розничного товарооборота (%) 94,1   110,9 109,2  
Динамика объёма платных услуг населению (%)         105,1
Динамика инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования (%), в сопоставимых ценах 104,5 117,4 108,7 102,6 112,5
Динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ,%) 126,7   89,9 100,6 169,4
Доля ПИИ в общем объёме инвестиций в основной капитал (%) 15,7 9,9 7,1   8,8
Износ основных фондов (%) 42,4 45,8 47,9 49,5 43,8
Индекс реальных денежных доходов населения (%) 98,6 101,8 104,5 107,2 114,5
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%) 28,3 28,9 27,3   22,5
Число субъектов федерации с ростом уровня промышленного производства          
Число субъектов со снижением индекса инвестиционного риска          
Источники: Федеральная служба госстатистики РФ и расчёты агентства «Эксперт РА»


На общероссийском фоне позитивных изменений инвестиционного развития наблюдаются проблемные ситуации в отдельных регионах страны. В 2003 году из общего объёма инвестиций в региональную экономику свыше 20% было направлено в Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Свыше 16% - в Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, и примерно столько же (16,6%) во вместе взятые Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
Неравномерность распределения инвестиций проявляется в значительной дифференциации, рассчитанной на душу населения. Так, в 2003 году объём инвестиций на душу населения в федеральных округах имел амплитуду от 10 до 30 раз:

  • Южный федеральный округ: Краснодарский край – Ингушетия (30 раз);
  • Уральский федеральный округ: Тюменская – Курганская области (30 раз);
  • Сибирский федеральный округ: Красноярский край – Тыва (20 раз);
  • Дальневосточный федеральный округ: Сахалинская – Магаданская области (10 раз) и т.д.

Различия наблюдаются не только при сравнении регионов-доноров и реципиентов, но и среди самих доноров. Так, в 2003 г. инвестиций поступило в Татарстан в 1,5 раза больше, чем в Пермскую область. Ещё более контрастная картина наблюдается с иностранными инвестициями. Разница между этими регионами достигла 5-ти раз.
Около 50% всех иностранных инвестиций оседает в Москве. Есть основания полагать, что большая часть инвестиций относится к категории финансовых (портфельных). Неравномерность распределения инвестиций наблюдается и на остальной территории. Асимметрия иностранных инвестиций в регионах Российской Федерации достигает сотни (например, Самарская и Кировская области) и даже тысячи раз (Самарская и Пензенская, Свердловская и Курганская области).
Наиболее высокий объём иностранных инвестиций характерен для Московской, Ярославской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Ростовской, Самарской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Челябинской,Омской, Сахалинской областей; Краснодарского и Красноярского краёв; Республик Татарстан и Саха (Якутия). Чрезмерно низкий объём иностранных инвестиций наблюдается в Пензенской, Курганской, Читинской областях, а также в Республиках Марий Эл, Тыва, Хакасия. В последние годы иностранные инвестиции совсем не поступают в республики Южного федерального округа, за исключением Адыгеи.
Объёмы отечественных и иностранных инвестиций во многом зависят от имиджа и инвестиционного климата того или иного региона. Инвестиционный климат региона состоит из трёх составляющих:

  • инвестиционный потенциал;
  • инвестиционный риск;
  • инвестиционное законодательство.

Инвестиционный потенциал отражает внутренние возможности региона. Он включает в себя совокупность частных потенциалов. Эксперты обычно оценивают следующие частные потенциалы:

  1. Трудовой (трудоресурсный);
  2. Потребительский (покупательная способность населения);
  3. Производственный (уровень хозяйственного развития территории);
  4. Финансовый (бюджетно-кредитное состояние региона);
  5. Институциональный (наличие институтов рыночной экономики);
  6. Инновационный (уровень развития научно-технического прогресса);
  7. Инфраструктурный (уровень инфраструктурного обустройства региона);
  8. Природно-ресурсный.

Важное значение также имеет общественно-географическое положение по отношению к мировым рынкам, центрам науки и культуры, транспортным путям и др.
Инвестиционный риск оценивается по следующим характеристикам – частным видам риска:

  • законодательный;
  • политический;
  • социальный;
  • криминальный;
  • финансовый;
  • экономический;
  • экологический.

Важную роль в инвестиционном климате региона играем инвестиционное законодательство, представляющее собой совокупность законодательно-нормативных актов, способствующих (или затрудняющих) привлечение и удержание инвесторов.
По данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА» в 2003-2004 гг. российские регионы имели разный рейтинг инвестиционного климата (табл.13, рис.21, рис.22).

Таблица 13.
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2003-2004 гг.1
Рейтинг инвестиционного климата № на рис.20 Регион Рейтинг инвестиционного климата № на рис.20 Регион
Максимальный потенциал - минимальный риск (1А)   - Незначительный потенциал - умеренный риск (ЗВ2)   Костромская область
Средний потенциал - минимальный риск (2А)   -   Орловская область
Низкий потенциал - минимальный риск (3А)   -   Тамбовская область
Высокий потенциал - умеренный риск (1В)   Московская область   Республика Карелия
  Москва   Ненецкий автономный округ
  Санкт-Петербург   Новгородская область
  Свердловская область   Псковская область
  Ханты-Мансийский автономный округ   Республика Адыгея
Средний потенциал - умеренный риск (2В)   Ленинградская область   Астраханская область
  Краснодарский край   Республика Мордовия
  Волгоградская область   Кировская область
  Ростовская область   Республика Алтай
  Республика Башкортостан   Республика Бурятия
  Республика Татарстан   Республика Хакасия
  Нижегородская область   Чукотский автономный округ
  Пермская область Максимальный потенциал - высокий риск (1С)   -
  Самарская область Средний потенциал - высокий риск (2С)   Иркутская область
  Саратовская область   Новосибирская область
  Ямало-Ненецкий автономный округ Пониженный потенциал - высокий риск (ЗС1)   Брянская область
  Челябинская область   Республика Коми
  Красноярский край   Республика Дагестан
  Кемеровская область   Алтайский край
  Республика Саха (Якутия)   Читинская область
  Хабаровский край   Приморский край
Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)   Белгородская область Незначительный потенциал - высокий риск (ЗС2)   Ивановская область
  Владимирская область   Кабардино-Балкарская Республика
  Воронежская область   Республика Калмыкия
  Калужская область   Карачаево-Черкесская Республика
  Курская область   Республика Северная Осетия - Алания
  Липецкая область   Республика Марий Эл
  Рязанская область   Коми-Пермяцкий автономный округ
  Смоленская область   Курганская область
  Тверская область   Республика Тыва
  Тульская область   Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
  Ярославская область   Эвенкийский автономный округ
  Архангельская область   Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
  Вологодская область   Агинский Бурятский автономный округ
  Калининградская область   Камчатская область
  Мурманская область   Магаданская область
  Ставропольский край   Сахалинская область
  Удмуртская Республика   Еврейская автономная область
  Чувашская Республика Низкий потенциал - экстремальный риск (30)   Республика Ингушетия
  Оренбургская область   Чеченская Республика
  Пензенская область
  Ульяновская область   Корякский автономный округ
  Тюменская область Регионы пронумерованы в порядке нумерации по федеральным округам.
  Омская область
  Томская область
  Амурская область

* Эксперт №45, 29 ноября-5 декабря 2004.1

В отличие от прошлых лет в этом рейтинге отсутствуют регионы с муниципальным риском (рис.21, блок 1А). это тревожный симптом и одновременно своеобразный заказ на более активную деятельность региональной инвестиционной политики.
Среди российских регионов с умеренным риском (группа В) высокий потенциал имеют Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ. В группу с экстремальным риском (D) и низким потенциалом входят Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Корякский автономный округ.
Инвестиционный климат каждого региона с конкретным отражением инвестиционного потенциала (Россия=100%) и инвестиционного риска (Россия=1) наглядно представлен на рис.21.


Рис. 21. Инвестиционный климат российских регионов в 2003-2004 гг
(Эксперт №45 29 ноября-5 декабря 2004)

Распределение регионов по инвестиционному потенциалу и риску в 1997-1998 гг. и 2003-2004 гг. наглядно отражено на рис.22. Обращает на себя внимание отсутствие регионов не только в группе с минимальным риском, но и в группе с высоким риском - максимальным потенциалом. В то же время чрезмерно велики группы с пониженным и незначительным инвестиционным потенциалом, что в определённой мере отражает пассивные стороны региональной инвестиционной политики.


Рис. 22. Распределение российских регионов по инвестиционному потенциалу и риску
(Эксперт №45 29 ноября-5 декабря 2004)

Главной целью региональной инвестиционной политики является привлечение и удержание капитала, способствующего социально-экономическому развитию территории, повышению уровня и качества жизни населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Повысить инвестиционную привлекательность всех регионов РФ.
  2. Реализовать территориальный потенциал каждого региона, включая природно-ресурсный, трудоресурсный, потребительский, институциональный, производственный, инновационный, инфраструктурный и другие виды потенциала.
  3. Принять все меры по снижению инвестиционного риска во всех регионах и России в целом.
  4. Стимулировать экономическое, социальное, культурное развитие каждого региона.
  5. Повысить степень удовлетворения запросов потребительского рынка.
  6. Шире внедрять инновации и новые технологии.
  7. На региональном и муниципальном уровнях активизировать законотворческую деятельность, стимулирующую инновационные процессы.
  8. В регионах создать зоны особого статуса, в которые желательно привлечь и удержать инвесторов.

Решение этих и других задач заметно оживит инвестиционные процессы, послужит мощным толчком экономического и социального развития многих регионов страны. Региональная инвестиционная политика призвана упорядочить инвестиционную деятельность и организовать её в определённых цивилизованных рамках. Для этого она должна опираться на следующие принципы:

  1. инвестиционная привлекательность территории, сочетающая региональный имидж, сетевой маркетинг и государственную поддержку;
  2. свободная конкуренция производителей, конкурсная основа принятия инвестиционных проектов;
  3. доступная и достоверная информация о деятельности инвесторов, отечественных и иностранных инвестициях;
  4. обеспечение гарантий инвесторам и предпринимателям;
  5. льготные условия инвестирования долгосрочных социальных, экономических, инновационных и экологических программ;
  6. конкретность и адресность инвестирования;
  7. мониторинг инвестиционной деятельности во всех муниципальных образованиях и регионах страны.

Для повышения действенности региональной инвестиционной политики желательно её сконцентрировать по наиболее приоритетным направлениям. В первую очередь необходимо сформировать имидж региона, своего рода его визитную карточку. Имидж региона может иметь многоаспектный характер, отражающий современные и перспективные стороны реализации территориального потенциала. Имидж региона для инвесторов чаще всего ассоциируется с его социально-экономическим и культурным профилем. Так, общемировую известность приобрели столичные регионы с богатым культурным наследием (Москва, Санкт-Петербург), курортные регионы (Краснодарский край), исторические (Новгородская, Псковская область), портовые (Приморский край), металлурго-машиностроительные (Свердловская, Челябинская области), нефтегазовые (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа) и другие регионы.
В то же время значительная часть регионов остаётся «белым пятном» не только для иностранных, но и отечественных инвесторов. В ближайшее время предстоит раскрыть инвестиционный потенциал этих регионов, выявить наиболее привлекательные стороны ресурсов, включая инновационный, институциональный, потребительский и пассионарный. В частности, пассионарный потенциал активно реализуют такие главы исполнительной власти как Ю.М. Лужков (Москва), М.Ш. Шаймиев (Татарстан), М.Г. Рахимов (Башкортостан), А.М. Тулеев (Кемеровская область), В.И. Ишаев (Хабаровский край), Е.С. Строев(Орловская область), Б.В. Громов (Московская область) и др.
Важным направлением региональной инвестиционной политики является снижение инвестиционного риска. Наименьший интегральный инвестиционный риск достигнут в таких регионах, как Новгородская, Ярославская, Белгородская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и др. (табл. 14).

Таблица 14.
Регионы с наименьшими интегральными инвестиционными рисками.
Ранг инвес-тици-онного риска 1995-1996 гг.* 1996-1997 гг.* 1997-1998 гг. 1998-1999 гг. 1999-2000 гг. 2000-2001 гг. 2001-2002 гг. 2002-2003 гг. 2003-2004 гг.
  Республика Татарстан Москва Санкт- Петербург Москва Москва Новгородская область Новгородская область Ярославская область Новгородская область
  Нижегородская область Белгородская область Москва Санкт- Петербург Новгородская область Москва Москва Санкт- Петербург Ярославская область
  Астраханская область Санкт- Петербург Белгородская область Республика Татарстан Калининград-ская область Белгородская область Московская область Белгородская область Санкт- Петербург
  Москва Республика Татарстан Республика Татарстан Белгородская область Белгородская область Калининград-ская область Ярославская область Новгородская область Белгородская область
  Московская область Нижегородская область Новгородская область Калининград-ская область Республика Татарстан Санкт- Петербург Белгородская область Республика Татарстан Орловская область
  Владимирская область Кабардино- Балкарская Республика Саратовская область Московская область Краснодарский край Вологодская область Орловская область Москва Республика Татарстан
  Калининград-ская область Калининград-ская область Ярославская область Новгородская область Саратовская область Краснодарский край Ненецкий авт. округ Нижегородская область Вологодская область
  Белгородская область Республика Башкортостан Тверская область Нижегородская область Республика Башкортостан Ярославская область Санкт- Петербург Московская область Московская область
  Кабардино- Балкарская Республика Краснодарский край Липецкая область Тверская область Ненецкий авт. округ Республика Татарстан Республика Татарстан Вологодская область Нижегородская область
  Новгородская область Астраханская область Самарская область Ярославская область Московская область Орловская область Ленинградская область Краснодарский край Республика Башкортостан


Наряду с этими регионами имеющими относительно низкий инвестиционный риск, в РФ сохраняется высокий и даже экстремальный риск в регионах с относительно низким территориальным потенциалом (см. табл.13). Снижение инвестиционного риска крайне необходимо в республиках Южного федерального округа, а также в Корякском, Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском, Таймырском, Коми-Пермяцком автономных округах; в Республиках Тыва, Марий-Эл; Сахалинской, Магаданской, Камчатской, Курганской, Ивановской областях. В этих регионах предстоит разработать и принять ряд законодательно-нормативных актов по снижению законодательного, политического, криминального, финансового и других рисков.
Важным направлением региональной инвестиционной политики является создание свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий интеллектуальный потенциал и хорошее инфраструктурное обустройство. По функциональному направлению это могут быть зоны свободной торговли (свободные порты – Находка, Калининград), оффшорные, рекреационные, сервисные и другие зоны. Особое внимание следует уделить формированию технополисов (Королёв, Дубна, Саров, Снежинск и др.), технопарков (Зеленоград), академгородков (Новосибирск, Иркутск) и др.
Наряду с определением приоритетных территорий для отечественных и иностранных инвесторов необходимо выявить приоритетные сферы в конкретных регионах страны. При этом следует учитывать функциональный профиль регионов и процессы модернизации региональной экономики. В российском пространстве функционируют полиструктурные регионы, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительного, топливно-энергетического, металлургического, нефтегазохимического, лесопромышленного, агропромышленного, морепромышленного и других межотраслевых комплексов. Для каждого из этих регионов приоритетными являются производства специализации, поставляющие конкурентоспособную продукцию на мировой и общероссийские рынки и пополняющие доходную часть местных и региональных бюджетов. При этом, естественно, учитываются уровень развития региона и процессы реформирования региональной экономики. На территории России функционируют урбанизированные и руральные, развивающиеся и стагнирующие, депрессивные и слаборазвитые регионы. Каждый из них имеет индивидуальные приоритеты, обусловленные местной спецификой.
В то же время для всех регионов характерны общие приоритеты, обусловленные стратегическим направлением развития страны. В современных условиях приоритетными направлениями инвестирования являются строительная индустрия, жилищно-коммунальное хозяйство, производственная (в первую очередь транспортная), социальная, рекреационная и экологическая инфраструктура, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса и др.
В основу определения приоритетов должны быть заложены принципы важности тех или иных сфер для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого и сбалансированного развития региональной экономики.


Контрольные вопросы

  1. В чем заключается суть инвестиционной политики?
  2. Обоснуйте актуальность региональной инвестиционной политики для России.
  3. Охарактеризуйте особенности инвестиционной ситуации в современной России.
  4. Исходя из каких показателей оценивают инвестиционный климат регионов?
  5. Что определяет инвестиционный потенциал?
  6. По каким характеристикам оценивается инвестиционный риск?
  7. Что является главной целью региональной инвестиционной политики?
  8. Перечислите задачи, которые должна решать региональная инвестиционная политика.
  9. Какими принципами необходимо руководствоваться при разработке и реализации региональной инвестиционной политики?
  10. Какие направления региональной инвестиционной политики должны стать приоритетными?

Часть 4. Механизм реализации региональной политики

Печать

Новая региональная политика в Российской федерации находится на стадии становления, поэтому ещё не полностью отработан механизм её разработки и реализации. Ощущается фрагментарность нормативно-правовой базы, недостаточная действенность механизма и методов воплощения политики в процессы регионального развития. Государственное регулирование процессов развития рыночной экономики пока ещё не достигло баланса между методами прямого и косвенного воздействия.
Действенность региональной политики особенно сильно зависит от механизма её реализации. Структура механизма пока ещё полностью не сформировалась и включает следующие компоненты:

  • маркетинг территории;
  • концепции;
  • прогнозы;
  • стратегические планы;
  • целевые программы;
  • экспертизу;
  • геоинформационные системы;
  • мониторинг и др.

Для повышения эффективности этого механизма необходимо более полное правовое, информационное, научно-методологическое и финансовое обеспечение. Процессы разработки и реализации региональной политики регламентируются Указом Президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В этом документе изложены цели и задачи региональной политики, формы и методы её реализации. Особое внимание обращается на повышение темпов социально-экономического развития регионов, обеспечение роста благосостояния населения, развитие федерализма и местного самоуправления.
Согласно указа в структуре механизма реализации региональной политики выделяются региональное прогнозирование, программирование, проектирование. При этом подчёркивается повышенная роль государственного управления в формировании рыночной экономики, повышении социальной и территориальной справедливости. Сохранении благоприятной среды жизни людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: