В практике проведения школьных соревнований (по спортивным играм) в основном используются два способа розыгрыша: круговой способ и с выбыванием. В некоторых случаях используются оба указанных способа (например, при проведении районных школьных соревнований). При выборе системы розыгрыша учитываются задачи, которые стоят перед соревнованиями, сроки и время проведения, наличие спортивной базы.
При круговой системе проведения соревнований все команды встречаются друг с другом, что дает возможность установить соотношение сил участвующих команд, определить среди них места. Для составления календаря необходимо установить количество участвующих команд, определить количество календарных дней, подготовить таблицу, по которой будет составляться календарь игр, провести жеребьевку команд.
Количество календарных дней определяется следующим образом. При четном количестве команд число календарных дней будет на единицу меньше числа команд, а при нечетном - равно числу команд. Перед составлением календаря игр проводится жеребьевка команд, основное назначение которой - присвоить командам определенные номера. В свою очередь, они позволяют, применяя таблицы, составить календарь игр.
|
|
Календарь игр для 7-8 команд по дням будет выглядеть следующим образом:
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
1 -(8) (8)-5 2- (8) (8)-6 3 - (8) (8)- 7 4 - (8)
2-7 6-4 3-1 7-5 4-2 1-6 5-3
3-6 7-3 4-7 1-4 5-1 2-5 6-2
4-5 1-2 5-6 2-3 6-7 3-4 7-1
Календарь игр для 6 команд:
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
1-2 1-3 1-4 1-5 1-6
6-3 2-4 3-5 4-6 5-2
5-4 6-5 2-6 3-2 4-3
Оценка и учет результатов соревнований осуществляются следующим образом. За победу начисляется - 2 очка, за поражение - 1, за неявку - 0. Наибольшая сумма очков определяет в конце соревнования его победителя, а сумма очков остальных команд - их места в таблице. При равном количестве очков двух команд назначается дополнительная игра. При равном количестве очков у трех и более команд преимущество отдается той команде, которая имеет лучшее соотношение забитых и пропущенных мячей.
Способ розыгрыша с выбыванием заключается в том, что проигравшая команда выбывает из соревнования, а победителем считается команда закончившая их без поражения. Положительным при этом способе является то, что можно привлечь к соревнованиям достаточно большое количество команд и затрачивается на это меньше времени. Отрицательным - наличие случайности, т.к. после проигрыша команда сразу выбывает.
В других случаях проводятся личные, лично-командные и командные соревнования. Например, личное первенство школы по шахматам. В этих соревнованиях участвуют все желающие независимо от возраста. Или, например, личное первенство школы по плаванию. Определяется вид плавания, дистанция (например, 50 метров), назначаются дни для девочек и ребят. Проплыть дистанцию в 50 метров и показать хороший результат можно и в младшем возрасте и в старшем.
|
|
Лично-командное первенство школы может проводиться по сложно-координированным видам спорта, таким, как спортивная гимнастика, художественная гимнастика. В этих соревнованиях определяются как абсолютный победитель, так и 1, 2-е и 3-е места в командном зачете.
Всю работу по организации и проведению судейства соревнований осуществляет судейская бригада. В своей деятельности судьи руководствуются официальными правилами соревнований по видам спорта. Однако в некоторых случаях могут вносится изменения в правила соревнований, когда по ним не присваиваются разряды, это оговаривается в положении о соревнованиях.