Ключевые слова: нравственность, нравственные нормы, нравственные принципы, спортивная этика, поведенческие нормы.
Понятие нравственного воспитания в человеческом обществе связано с понятием морали, или нравственности. Под моралью, или нравственностью, понимают нормы поведения человека в обществе, сложившиеся в ходе его исторического развития. Они выражают отношения человека к труду, Родине, обществу, коллективу, где он учится или работает, к самому себе, своим поступкам и действиям. В совокупности это составляет то, что принято называть нравственной воспитанностью, которая является стержневой характеристикой личности.
Нравственные нормы поддерживаются силой общественного мнения, воспитанием, традициями. Они не имеют силы закона, совершаются добровольно и постепенно переходят в привычки нравственного поведения. В нормах поведения, принятых в том или ином обществе, отражаются особенности общественного строя.
В качестве ведущих нравственных принципов называются коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и принципиальность, стойкость и мужество. Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Немаловажное значение в воспитании детей как одного из важнейших факторов в жизни общества играет семья, семейные традиции, преемственность поколений. К сожалению, сейчас популярность института семьи и брака падает. За последние пять лет число зарегистрированных браков в России сократилось почти на треть. Вне брака рождается больше детей, чем в послевоенный период. Две трети разводов приходится на молодые семьи. Сегодня государство вырабатывает стратегию и политику по укреплению института семьи, где значительную роль отводит здоровому образу жизни, физической культуре и спорту.
|
|
Физическая культура и спорт предоставляют действенный материал для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения. Физическую культуру и особенно спорт называют "школой эмоций", "школой воли", "школой воспитания". В процессе физкультурно-спортивной деятельности широко используется воспитание через нравственный пример, через упражнение, приучение к этически оправданным нормам поведения, через систему регулируемых этических взаимоотношений.
Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физкультурно-спортивной деятельностью могут быть случайными, малосущественными с точки зрения их социальной значимости. Например, желание развить мышечную силу ради престижа среди сверстников, приобрести привлекательные формы тела, стремление к личному превосходству и т.д. То, в каком направлении будут развиваться эти первоначальные мотивы, насколько содержательными и действенными они станут, во многом предопределяет общую результативность физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее существенные мотивы выражаются в осмысленном стремлении к всестороннему развитию, приобретению и совершенствованию всего, что определяют ценность человека как активного участника общественного прогресса.
|
|
Общественный и личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности, чувства высокой ответственности и нравственного долга за достижение намеченных целей, целеустремленность, трудолюбие и другие высоконравственные чувства и качества формируют у занимающихся основу, которая является источником активной деятельности в физической культуре и спорте.
Ряд этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в сфере физкультурно-спортивной деятельности, составляют спортивную этику. Это выражается в требованиях вести себя достойно: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и др.
Специфика физкультурно-спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий физическими упражнениями и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила игры и состязаний и т.д.). Усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе физкультурной и спортивной деятельности жесткую проверку в условиях усложненных межличностных отношений; выявляются в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний. Нравственные правила прописаны олимпийской клятвой, которая в наши дни звучит так: " От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд ". Простые, честные и очень хорошие слова. Так могут говорить только настоящие атлеты, благородные люди. На играх в Москве их произнес гимнаст Н. Андрианов. А первая олимпийская клятва прозвучала в 1920 г. Клятва спортивных арбитров появилась на Играх-68 в Мехико. И предложил ее наш Олимпийский комитет. Текст клятвы таков: " От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся в подлинно спортивном духе ". (Тексты олимпийских клятв взяты из учебного пособия В.С. Родиченко и др. "Твой олимпийский учебник").
В играх и спортивных соревнованиях заключены возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, например защитника, нападающего, занимающиеся учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в интересах команды.
Практической основой воспитания этических форм поведения в процессе физического воспитания является организованная система обязательных занятий физическими упражнениями, включающая в себя целую систему формирования и закрепления нравственных форм поведения, которая дополняется самодеятельными физкультурно-спортивными занятиями, распространяется на поведение в повседневном быту.