Организационная структура торгового посредника должна максимально полно отвечать основной задаче: выявление необходимых товаров соответствующего количества и качества, которые должны удовлетворять спрос на конкретном рынке.
Линейная
Применяется небольшими компаниями.
«+» минимальные затраты необходимые для эффективного функционирования, быстрое принятие решений, высокая централизация;
«-» отсутствие специализации руководителя, невозможность замены руководства высшего звена.
Линейно-функциональная
Берет за основу линейную организацию и добавляет функциональные подразделения и единицы. Применяется в торговле, самый распространенный тип при условии большого штата сотрудников, охвата национального и регионального рынка, много потребителей, разнородная продукция.
«+» разделение труда и специализация сотрудников
«-» замедление в принятии решений
Функциональная
Каждый функциональный руководитель имеет власть над др. подразделениями. Применяется при разнообразных товарных линиях, эффективна т.к. может ограничить число руководителей с прямой властью, обладает преимуществом в специализации труда. Линейные сотрудники по продажам получают распоряжения от различных руководителей.
|
|
Горизонтальная
Отрицает и уровни менеджмента и границы между подразделениями т.к. небольшая группа руководителей, возглавляющая компанию отвечает за вспомогательные функции, все остальные являются членами команды с пересекающимися функциями, которые осуществляют основные процессы, эти команды являются самоуправляющимися.
Применяются в различных по размеру торговых компаниях, устанавливают долгосрочное партнерство с потребителями, разнообразные команды с перекрестными функциями во взаимоотношениях с командами по обслуживанию потребителей достигают большую производительность по сравнению с остальными структурами.
«+» устраняет контроль сверху; устраняет виды деятельности, которые не являются необходимыми для функционирования конкретной команды; затраты уменьшаются, а восприимчивость к запросам потребителей возрастает.
потоком клиентов:
1) Планирование величины потока;
2) Оптимизация затрат по продвижению услуг;
3) Рациональное распределение потока по филиалам, специалистам.
Сервисной компании следует стремиться формировать у потребителей ценностное восприятие услуги по критерию удовлетворенности.
Рейтинг факторов влияющих на общую ценность услуги:
· Комплексность и качество оказания услуги;
· Комфорт в процессе оказания услуги;
· Компетентность профильного и контактного персонала;
|
|
· Гарантии;
· Удовлетворенность потребителя;
· Обходительность профильного и контактного персонала;
· Репутация и имидж фирмы;
· Доступность услуги;
· Коммуникации;
· Осязаемые факторы;
· Цены и условия оплаты.[лекции Лукьяновой]
Маркетинг в сфере услуг в отличие от маркетинга в промышленности и торговле имеет свои особенности, что позволяет рассматривать сферу услуг как самостоятельное направление на товарном рынке. Сфере услуг присущи определенные методы формирования, планирования, развития, что позволяет предприятиям сферы услуг решать свои текущие и перспективные задачи, осваивать новые рынки и создавать новый вид услуг в соответствии с растущими требованиями рынка.
За последние годы сфера услуг в России заметно расширилась, что связано как с усложнением производства, так и с насыщением рынка товарами повседневного спроса.
Одним из условий развития различного рода услуг является экономический рост государства и его развитие. Однако экономический рост государства не позволяет удовлетворить в полном объеме растущие материальные потребности населения. В настоящее время сформированы новые подходы к созданию новых видов услуг. Зарубежный опыт подтверждает, что рост сферы услуг является одним из важных направлений развития современной экономики. По данным статистической информации, доля услуг в валовом национальном продукте развитых стран составляет от 2/3 до 3/4. В США количество работающих в сфере услуг достигло 79% от общего числа занятых и согласно прогнозам до 2005 года включительно увеличение числа свободных рабочих мест будет происходить только за счет этой сферы.
Основным фактором роста сферы услуг является состояние и развитие научно-технического прогресса в стране. От этого в значительной мере зависит обслуживание высокотехнологичных товаров и оборудования, включая транспортировку и хранение, установку и монтаж оборудования, заправку энергоносителями, обслуживание в процессе эксплуатации и др.
Значительное развитие получили традиционные услуги в банковской деятельности (банкоматы, пластиковые карты, электронные базы данных) при создании новых областей сервиса, базирующихся на интеграции компьютерной техники и средств телекоммуникаций и новых возможностей ведения бизнеса в сети Internet.
В результате роста благосостояния отдельных групп населения увеличивается спрос на комплекс услуг, связанных с проведением отдыха, туризма, спорта и др.
Улучшение социальных условий порождают все новые и новые потребительские запросы в различных социальных группах населения, когда удовлетворение различных потребительских предпочтений постоянно изменяет и модифицирует сервисные услуги.
Постоянный рост возрастного состава населения вызывает развитие сферы услуг в области здравоохранения и связанных с ним страхования, поддержания физической активности, соответствующих образовательных программ, сферы оказания бытовых услуг — доставка товаров, уборка помещений и др.
В условиях кризисного состояния экономики страны наблюдается опережающее развитие маркетинговой среды в сфере услуг. Это вызывает обострение конкурентной борьбы между сервисными организациями. Вводится понятие виртуального рыночного пространства (ВРП), которое определяется как новый тип рыночной среды, где покупатели и продавцы осуществляют операции по купле и продаже, расчетным операциям по заключенным сделкам. ВРП рекомендуется использовать как новый тип сервисных услуг, отличающийся значительным преимуществом от существующих видов услуг.
В настоящее время множество услуг, оказываемых сервисными организациями, связаны с информацией и технологией их применения. Вместе с тем существенно расширяются возможности совершенствования и повышения эффективности работы сервисных организаций.
|
|
Благодаря широкому доступу к базам данных о потребителях значительно изменились процессы обслуживания. Возросшие объемы инноваций в сфере услуг способны в корне изменить представление о природе услуг например, использование виртуального рыночного пространства в сфере услуг и установление контактов с сервисными организациями позволяет увеличить производительность последних, осуществлять покупку (продажу) различных услуг в любом месте и в любое время. Это также позволяет осуществлять систему электронных платежей, существенно упростить и снизить трудоемкость при формировании баз данных, обеспечить систему автоматизированного обслуживания клиентов, создать необходимые дополнительные удобства и обеспечить экономию времени и материальных затрат.
Перечень услуг чрезвычайно разнообразен. Наибольшее развитие в нашей стране получили услуги, оказываемые на транспорте, средствами связи, жилищно-коммунальные услуги и бытовые услуги.
Развитие некоторых видов услуг требует значительных капитальных вложений, другие — незначительных вложений.
Наличие различного рода услуг в сфере производства и обращения позволяют их классифицировать на пять групп.
1. Производственные услуги, к которым относятся инжиниринговые, лизинговые, обслуживание клиентов по ремонту оборудования и различной техники. В сфере обращения к производственным услугам следует отнести такие виды услуг, как нарезка и раскрой металла, разлив жидких видов материалов, нарезка бумаги и другие.
2. Распределительные услуги, к которым относятся услуги в торговле (по закупке и сбыту товаров), транспортном обслуживании и средствах связи.
3. Потребительские услуги, которые являются наиболее массовыми. Это услуги по туризму, коммунальные, услуги, связанные с домашним хозяйством.
4. Общественные услуги — это прежде всего услуги телевидения, радиовещания, образования, здравоохранения и культуры.
|
|
5 Профессиональные услуги — это банковские услуги, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и др.
К особенностям услуг, которые существуют в единстве с товарными рынками, можно отнести следующие: территориальная сегментация рынка, высокая оборачиваемость капитала на рынке услуг, высокая чувствительность к изменениям на рынке, локальный характер услуг, специфика организации услуг, высокая степень дифференциации услуг.
Развитие различного рода услуг в значительной мере зависит от различных направлений. Так, выделение бюджетных средств способствует развитию услуг медицинского обслуживания, образования, культуры. Однако эти направления могут иметь ограниченное развитие в связи с небольшими средствами, выделяемыми на эти цели государством. Поэтому более эффективное развитие получают платные услуги, которые следует рассматривать в совокупности с развитием товарного рынка.
По сравнению с материальным производством услуги и имеют ряд специфических особенностей. В отличие от товаров услуги производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. К примеру, оказание транспортных услуг или услуг связи начинается и завершается по мере окончания времени оказания этих услуг. Услуги часто противопоставляются товарам. Однако продажа товаров во многих случаях требует присутствия того или иного вида услуг: ремонт оборудования, продажное и послепродажное обслуживание и др.
Сфера услуг в большей степени защищена от иностранного влияния. Это транспортные услуги, финансовые, коммунальные услуги и другие. Поэтому проникновение иностранных услуг в эти и другие сферы может оказать негативное влияние на национальную экономику и ее суверенитет. Поэтому услуги по сравнению с торговлей товаров больше контролируются и регламентируются государственными актами.
Услуги можно отнести к сфере материального и нематериального производства.
Услуги материального производства связаны с изменением состояния материалов, промышленной продукции: они реализуются по желанию потребителей. Производственные услуги чаще всего встречаются в сфере обращения. Это оказание потребителям различного рода услуг по раскрою металлов, нарезке рулонной бумаги по заказам потребителей, розливу жидких химикатов, пищевых масел и др.
Нематериальные услуги отличаются от производственных следующими признаками: неосязаемость, неразрывность производства услуги от потребления, неоднородность или изменение качества и неспособность услуг к хранению.
Неосязаемые услуги — это услуги по транспортировке, хранению, упаковке, ремонту оборудования, т.е. носящие нематериальный характер. Оказание этих видов Услуг не позволяет наглядно продемонстрировать перед клиентом качество этих услуг, хотя он обязан уплатить стоимость этих услуг до их совершения.
Неразрывность производства и потребления услуги заключается в том, что в отличие от товаров услугу нельзя произвести впрок и хранить. Некоторые виды услуг могут предоставляться без присутствия покупателя. Например, ремонт автомобиля, телевизора, обслуживание в гостинице и др. В реализации этих услуг присутствует высокий профессионализм исполнителей услуг и, конечно, конкуренция.
Изменчивость услуг можно наблюдать в том случае, когда выполнение одной и той же услуги зависит от того, кто ее выполняет. Другая причина изменчивости услуги зависит от потребителя услуг, его индивидуальных требований.
В целях уменьшения изменчивости услуг специально разрабатываются стандарты обслуживания, которые устанавливают определенные критерии по каждой конкретной услуге. Такими критериями могут быть: время обслуживания, наличие информационно-рекламных материалов и др. Выполнение этих условий требует систематического обучения персонала установленных стандартов. Стандарты создаются как внутри самой фирмы по оказанию услуг, так и в рамках отдельных отраслей или в международном масштабе. Так, отраслевой стандарт обобразовании предусматривает единые требования образовательной деятельности в стране или международный стандарт предусматривает единые требования для пассажиров международных авиалиний.
Неразрывность производства и потребления услуги заключается в том, что в отличие от товаров услугу нельзя произвести впрок и хранить. Некоторые виды услуг могут предоставляться без присутствия покупателя. Например, ремонт автомобиля, телевизора, обслуживание в гостинице и др. В реализации этих услуг присутствует высокий профессионализм исполнителей услуг и, конечно, конкуренция.
Изменчивость услуг можно наблюдать в том случае, когда выполнение одной и той же услуги зависит от того, кто ее выполняет. Другая причина изменчивости услуги зависит от потребителя услуг, его индивидуальных требований.
В целях уменьшения изменчивости услуг специально разрабатываются стандарты обслуживания, которые устанавливают определенные критерии по каждой конкретной услуге. Такими критериями могут быть: время обслуживания, наличие информационно-рекламных материалов и др. Выполнение этих условий требует систематического обучения персонала установленных стандартов. Стандарты создаются как внутри самой фирмы по оказанию услуг, так и в рамках отдельных отраслей или в международном масштабе. Так, отраслевой стандарт обобразовании предусматривает единые требования образовательной деятельности в стране или международный стандарт предусматривает единые требования для пассажиров международных авиалиний.[учебник Н.А. Нагопетьянц]