В теоретическом плане маркетинг рассматривается как единая дисциплина, основу которой составляет маркетинг потребительских и промышленных товаров. Между тем существуют существенные различия между промышленным маркетингом и маркетингом потребительских товаров. Раскрывая содержание маркетинга в производственной сфере, следует отметить некоторые отличительные особенности. Прежде всего, маркетинг промышленных товаров отличается большими объемами закупок. В отличие от потребительских промышленные товары являются технически сложными, что вызывает определенный риск их приобретения, более длительные сроки принятии решений и закупок. В промышленном маркетинге, как правило, участвуют профессиональные покупатели, устанавливаются более тесные деловые отношения между покупателем и проданном, что определяет более правильную величину спроса на продукцию. Такое взаимопонимание между ними определяет успех каждой из сторон.
Разработка продуктов на промышленном рынке (промышленных товаром) стимулируется в основном техническим прогрессом, тогда как движущей силой развития и совершенствовании потребительских товаров на рынке являются тенденции изменения потребительского спроса под влиянием моды, запросов покупателей, что соответствует разным потребительским опросам.
|
|
К отличительным особенностям маркетинга промышленных товаров можно отнести и то, что закупка осуществляется, как правило, организациями, в то время как закупка потребительских товаров основана преимущественно на личном восприятии товаром.
Маркетинг промышленных товаров предполагает предоставление объективной информации о данном товаре, независимо от его сложности. Это повышает требования к маркетологам и потребителям товаров и принципам их использования. Маркетинг товаров потребительского назначения, в значительной степени, связан с выработкой в сознании потребителей положительных эмоций по отношению к конкретному товару.
Маркетинг промышленных товаров, разработка которых стимулируется технологией производства, может изменяться по мере развития технического прогресса. Принятие решения о покупке товаров промышленного назначения осуществляется коллективно, тогда как индивидуальные потребители принимают решения самостоятельно.