Потребители промышленного рынка
Особенности сегментации потребителей пром. продукции:
I. Демографический признак – отрасль, место нахождения, по величине фирмы (размеры хоз. деятельности потребителя определяют объемы его закупок)
II. Операционные признаки:
· По специализации основного производства потребителя (отбор потребителей, производственная программа которого и характер выпускаемой продукции в наибольшей степени соответствует потребностям производителя);
· Статус пользователя (по степени активности потребления);
· По объему закупок.
III. По практике закупок: организация снабжения потребителя (централизованное, децентрализованное), по структуре отношений (постоянные клиенты, новые), по политике в области закупок (комплексные поставки, с предоплатой, отсрочкой платежа), критерии закупок (качество продукции, уровень обслуживания, цены, скидки, сроки поставок, требовательность).
IV. Ситуационные факторы (связанные с каждой отдельной закупкой):
· Срочность (плановая, внеплановая)
|
|
· Размер заказа.
V. Особенности потребителя:
· Лояльность поставщика;
· Платежеспособность;
· Деловая репутация;
· Личностные факторы.
Посредники в промышленности
Для выбора коммерческого посредника придерживаются правил:
1. Посредник не должен представлять одновременно несколько фирм, изготавливающих одинаковую продукцию;
2. Посредник должен иметь достаточную материальную базу (складские помещения, торговую площадь, демонстрационные залы);
3. Персонал посредника должен иметь квалификацию и опыт работы с соответствующей промышленной продукцией;
4. Должен иметь положительную деловую репутацию и устойчивое финансовое положение.
В решениях о покупках, принимаемых в промышленности в явном или неявном виде принимают участие экспертная группа, в то время как потребительская покупка совершается одним человеком:
Четыре вида закупщиков:
1- Финансовый, контролирующий денежные расходы и выделяющий средства;
2- Пользователь; будет в дальнейшем использовать продукцию;
3- Технический закупщик; проверяет соответствие товара заданным характеристикам;
4- Эксперт; консультант в области производства, эксплуатации, продажи продукции. Заинтересован в успешности сделки.
Поставщики в промышленности
Рейтинговая оценка поставщиков (сегментирование поставщиков):
1) Определение степени надежности поставщиков по параметрам:
- оценка степени выполнения обязательств по отношению к плановым показателям подтвержденными договорами поставки;
- соблюдение дисциплины поставки;
- наличие претензий к качеству.
2) Экономические условия поставок:
- ценовой фактор, определяется на основе оценки отклонений цен, устанавливаемых потенциальным поставщиком от цены, которая выбрана по итогам тендера
- предполагаемая форма расчетов;
- наличие отсрочки платежа.
3) Возможность обеспечения комплексных поставок
4) Оперативность поставок.