Коммерческие банки и их роль в рыночной экономике

Банки играют важную роль в обеспечении функционирования рыночной экономики. Банки осуществляют посредничество в платежах, в кредитовании и инвестировании, они стимулируют сбережения. Велика роль трансформационной составляющей деятельности банков: посредничая в кредитовании и инвестировании, банки привлекают большое количество мелких вкладов и на их основе выдают крупные кредиты, они выравнивают противоположные интересы вкладчиков и заемщиков в отношении сроков привлечения и размещения. Принимая на себя определенную ответственность, банки сокращают риски вкладчиков, что облегчает инвестирование.

Исключительна роль банков как особых финансовых посредников, создающих кредитные (банковские) деньги в процессе депозитно-ссудной эмиссии.

Банки, создавая деньги, управляют платежным механизмом страны. Платежный механизм имеет природу общественного блага (подобно, например, судебной системе), поэтому он должен функционировать без малейшего сбоя. Платежным механизмом как общественным благом пользуется все общество, но производит его совокупность частных банков.

Своевременное выполнение банками своих обязательств имеет важное значение для их клиентов. Эффективное функционирование банковской системы увеличивает доходы рыночных субъектов и стоимость активов, снижает риски неплатежей, способствует своевременному выполнению взятых на себя обязательств. В результате происходит увеличение как предложения, так и спроса на товары и услуги и рост доходов реального сектора.

Предоставляя кредиты, банки получают и накапливают большой объем экономической информации, которая служит основой для перераспределения капиталов в экономике. Использование накопленной банками информации способствует уменьшению рисков и неопределенности в экономической системе и ее динамичному развитию.

На развитие банков в настоящее время наибольшее воздействие оказывают глобализация и развитие информационных технологий. Причем, воздействие этих двух факторов носит противоречивый характер: с одной стороны, они открывают перед банками новые возможности, а с другой – усиливают давление и со стороны старых, традиционных, и со стороны новых конкурентов, требуют нестандартных, быстрых решений, затрагивающих стратегию их развития.

Дерегулирование банковской сферы выражается в ликвидации институциональных разграничения между различными видами банковской и – шире – финансовой деятельности: коммерческой, инвестиционной, страховой и т.п. В результате банки вынуждены конкурировать одновременно на многих сегментах финансового рынка, причем не только друг с другом, но и с другими финансовыми организациями – страховыми компаниями, инвестиционными фондами, финансовыми компаниями и др. Дерегулирование было вызвано необходимостью повысить эффективность функционирования банковских систем.

Банковская система, как и любая система должна работать стабильно и эффективно. Стабильность банковской системы предполагает функционирование банков в соответствии с их целями и задачами. Стабильность банковской системы нарушается, если у отдельных банков возникают финансовые трудности, перерастающие в банкротства. Ситуацию, когда происходит ряд банковских банкротств и нарушение функционирования всей банковской системы, называют банковским кризисом.

Таким образом, как любая система, банковская система имеет тенденцию к нестабильности. Но крах банковской системы наносит гораздо больший ущерб экономике страны, чем крах, к примеру, автомобильной промышленности. Западные экономисты установили зависимость между эффективностью и стабильностью банковской системы, которая выражается в том, что невозможно иметь максимальную стабильность и максимальную эффективность. При этом эффективность банков в сфере распределения и сбережения капиталов определяется тем, насколько эффективно они производят передачу сбережений субъектов, располагающих избыточными ресурсами, хозяйствующим субъектам, испытывающим дефицит ресурсов для финансирования расходов на инвестиции. Чем более эффективна банковская система, тем она лучше распределяет капиталы в соответствии с иерархией относительной ставки дохода, существующей в экономике.

К середине 70-х годов эффективность банковских систем в ведущих западных странах оказалась низкой, способы финансирования уже не соответствовали требованиям усложнившихся экономических систем, затраты банковских систем были слишком высоки, они функционировали с завышенными маржами. Как известно, повысить эффективность позволяет конкуренция, открытый и конкурентоспособный рынок капиталов в состоянии обеспечить более высокую эффективность, чем зарегламентированная система. Исходя из этого, большинство развитых стран Запада решились с 70-х годов повысить конкуренцию внутри своей банковской системы за счет отказа от жестких регламентационных мер, т.е. на основе дерегулирования. Во многих странах были приняты одинаковые меры для развития конкуренции. Суть их заключалась в отмене ограничений процентных ставок на целый ряд банковских ресурсов, в разрешении работать в одной и той же сфере деятельности банкам и небанкам. Например, сберкассы во Франции, традиционно специализирующиеся на кредитах на покупку жилья для частных лиц, получали возможность предоставлять другие виды кредитов, в частности, кредиты мелким и средним предприятиям. Одновременно банкам было разрешено работать в области кредитования жилья, то есть было ликвидировано традиционное разделение областей банковской деятельности. Были отменены количественные ограничения по кредитам, существенно либерализирован, а в последующем отменен валютный контроль. Следствием последней меры стало возросшее международное движение капиталов и усилившаяся конкуренция банков на международном рынке. В таких странах как Великобритания, Франция, США иностранные банки предоставляют значительный процент кредитов местным хозяйствующим субъектам. Например, во Франции эта доля составляет 16-17%.

В это же время активно стали использоваться инструменты прямого финансирования, которые до 70-х годов широкое применение находили только в США. Европейские страны стали использовать коммерческие бумаги, депозитные сертификаты, выпускаемые банками в целях получения ресурсов. Был изменен способ финансирования и управления государственным долгом, введены новые виды облигаций и свободно обращающихся бонн. Финансовые рынки дали возможность развиваться альтернативному банковскому финансированию, что вводило дополнительный элемент конкуренции. Предприятия получили возможность выпускать коммерческие бумаги для привлечения дополнительных инвестиций, что часто является более легким способом, чем получение кредитов в банке. Благодаря альтернативной возможности привлечения дополнительных средств производственная эффективность значительно увеличилась, банковская маржа значительно снизилась. Очень часто по крупным кредитам для крупных предприятий маржа была нулевая потому, что банк предпочитал ничего не заработать, но сохранить клиентов.

Глобализация неразрывно связана с невиданным прогрессом в информационных технологиях, вернее сказать, именно благодаря им, она и приобрела столь широкий размах и высокие темпы. Постоянно совершенствуясь, информационные технологии получают все новые и новые возможности применения в банковской отрасли. Если совсем недавно информационные системы использовались преимущественно для автоматизации сбора и обработки банковской информации, реже – для обеспечения планирования и контроля в банках, и рассматривались как средство сокращения ручного труда и снижения банковских издержек, то сегодня современные информационные технологии стали основной движущей силой радикальных структурных изменений в банковском бизнесе. Они в полном смысле слова преодолевают пространство и время, открывая банкам круглосуточный выход на любые географические рынки. Но при этом традиционные конкурентные преимущества банков – тесные долговременные контакты с клиентами и развитая филиальная сеть – теряют свое значение. Новое поколение клиентов охотнее пользуется услугами Internet – Banking, чем традиционными каналами, предоставляемыми филиальной сетью. Современные мультимедийные средства в состоянии обеспечить виртуальное интерактивное общение банка с клиентом, которое полностью заменяет личное общение с ним в филиале. Новые технологии сокращают информационную асимметрию, повышают степень прозрачности рынка, делают более доступной информацию о клиентах, в результате чего банки теряют преимущества эксклюзивных партнеров предприятий.

Усиление конкуренции вызывает «давление со стороны издержек», банки постоянно борются за сокращение затрат ради поддержания конкурентных цен на услуги, внедряя схемы контроля издержек и анализа эффективности. Вместе с тем желание соответствовать требованиям времени заставляет их увеличивать расходы на внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий, развивать дополнительно к существующей филиальной сети электронные дистрибутивные каналы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: