Преимущества операций на открытом рынке

Операции на открытом рынке – это наиболее часто используемый инструмент денежно-кредитного регулирования в мировой практике. Это связано с тем, что данный инструмент обладает набором серьезных преимуществ перед остальными.

1. ЦБ полностью контролирует объем операций. С помощью этого инструмента ЦБ напрямую определяет величину избыточных резервов банковской системы. Такое невозможно, например, при использовании инструмента кредитования банков по ставке рефинансирования, когда ЦБ лишь снижает или повышает привлекательность рефинансирования для банков, но не контролирует объемы кредитования.

2. Операции на открытом рынке являются точными. Их можно проводить в любых объемах. Даже если требуется крайне незначительное изменение величины резервов или денежной базы, операции на открытом рынке позволяют произвести такую точную корректировку (будет произведен незначительный объем покупок или продаж ценных бумаг). В то же время, если требуемое изменение резервов достаточно велико, механизм операций на открытом рынке является достаточно мощным, чтобы добиться такого серьезного их изменения.

3. Операции на открытом рынке легко обратимы. Ошибку, допущенную при проведении операций, ЦБ может немедленно исправить, проведя противоположную сделку.

4. Операции на открытом рынке осуществляются очень быстро. Принять решение о проведении этих операций можно практически сразу (по истечении нескольких часов или даже минут) после поступления информации об отклонениях целевой величины денежной базы.

3. Депозитная политика.

Для регулирования денежной базы и денежной массы ЦБ может использовать операции по привлечению избыточных резервов коммерческих банков на депозитные счета в центральном банке. Депозитная политика стала активно применяться Банком России с 1996 года. В условиях неразвитости остальных инструментов ЦБ, эта политика долгое время оставалась основным (наряду с рефинансированием) инструментом денежно-кредитного регулирования. В периоды существования сильного положительного сальдо платежного баланса (1996 год, 2000-2003 годы) депозитная политика становилась основным инструментом Банка России. С помощью этого инструмента ЦБ привлекает средства банков после проведения среди них депозитных аукционов.

Депозитную политику можно разделить на два вида:

1) Изменение количества депозитных аукционов, проводимых центральным банком. Если у коммерческих банков возрастают избыточные резервы, ЦБ проводит дополнительный депозитный аукцион, на котором привлекает свободные средства некоторых банков. В этом случае ЦБ абсорбирует избыточную ликвидность банковской системы и не позволяет направлять активы банков на валютный или кредитный рынок. Если же у коммерческих банков резервов, наоборот, недостаточно, ЦБ сокращает количество депозитных аукционов или не проводит их совсем. В этом случае он восстанавливает ликвидность банковской системы и способствует проведению активных операций банков.

2) Изменение процентных ставок по депозитам. Повышая процентную ставку по депозитам, ЦБ увеличивает привлекательность размещения средств на своих счетах для банков и стимулирует сокращение избыточных резервов. Снижая процентную ставку, ЦБ, наоборот, уменьшает привлекательность вложений в депозиты для банков и стимулирует рост резервов и, соответственно, кредитной активности.

Депозитная политика для Банка России является в настоящее время одним из основных инструментов стерилизации избыточной денежной массы. Банк России использует для этого депозиты до востребования, а также срочные депозиты со сроками 1 неделя, 2 недели, 1 месяц, 3, 6 и более месяцев.

4. Регулирование нормы обязательных резервов.

Норма обязательных резервов – это установленная центральным банком доля привлеченных средств (депозитов) банков, которая должна храниться на резервном счете в ЦБ.

С 1 февраля 1992 года были установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 10%, по обязательствам свыше одного года - 5%. К 1 апреля эти нормы были повышены до 20 и 15%, соответственно, и оставались неизменными до 1995 года. В течение 1995-97 годов нормы отчислений дифференцировались еще больше и очень часто менялись как в сторону повышения, так и в сторону снижения. С 1998 года дифференциация ставок уменьшалась и с 1 января 2000 года была установлена достаточно простая шкала, которая действует до сих пор.

Высокая норма резервных требований означает, что значительная часть привлеченных коммерческими банками депозитов не будет использоваться в доходных операциях (выдача кредитов и инвестиции в ценные бумаги). Низкая норма означает, что значительно большая часть привлеченных депозитов будет использована банками для выдачи кредитов и покупки ценных бумаг.

Политика регулирования нормы обязательных резервов заключается в изменении (повышении или понижении) этой нормы. Целью является, как и для любого другого инструмента ЦБ, воздействие на денежную массу и норму процента. Однако, этот инструмент отличается механизмом воздействия на денежно-кредитную систему. Если операции на открытом рынке, валютная, депозитная политика и политика рефинансирования оказывают воздействие на величину избыточных резервов банков и, соответственно, на денежную базу, то изменение нормы обязательных резервов воздействует на величину денежного мультипликатора. Таким образом, эффект от этого инструмента является таким же, что и от остальных, однако имеют место другие механизмы воздействия.

Регулирование нормы обязательных резервов – это наиболее мощный инструмент воздействия на денежную систему. Центральные банки применяют его в большинстве случаев с большой осторожностью. Допустим, ЦБ установил норму резервных требований на уровне 10% от любых видов привлеченных депозитов. В этом случае величина депозитного мультипликатора равна 10 (). То есть прирост резервов, инициированный центральным банком, будет приводить к десятикратному приросту денежной массы относительно прироста резервов, а сокращение резервов – к десятикратному сокращению. Если ЦБ повышает норму с 10 до 15%, то изменения денежной массы, относительно изменений резервов будет гораздо меньше – 6,67 ().

Преимуществом использования данного инструмента при проведении денежно-кредитного регулирования является то, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает наиболее мощное воздействие на предложение денег.

Однако изменение нормы обязательных резервов достаточно редко используется в практике проведения монетарной политики (исключением является немецкий Bundesbank). Это связано с тем, что у этого инструмента есть существенные недостатки.

1. С помощью этого инструмента трудно достичь небольших изменений объема предложения денег. Для этого приходилось бы изменять норму резервных требований на тысячные и стотысячные доли процентных пунктов. Такая политика возможна, но она связана с большими издержками для банковской системы (изменение отчетности, больше «бумажной» работы, ошибок при расчетах, при корректировке политики банков).

2. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к потере ликвидности у тех банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов. Таким образом, банки, которые работают наиболее эффективно, несут наибольшие издержки при проведении монетарной политики. Для них усложняется управление ликвидностью и растет неопределенность.

Банк России в последний раз менял нормы резервных требований 1 января 2000 года. Тогда была установлена следующая шкала. Норма резервных требований по любым видам депозитов физических лиц в рублях в размере 7%, а по любым видам депозитов юридических лиц в рублях и юридических и физических лиц в иностранной валюте – в размере 10%. Изменять эти нормы ЦБ планирует только в самых крайних случаях. Например, при резком усилении платежного баланса (приток иностранной валюты) Банк России будет повышать нормы резервных требований для изъятия избыточной ликвидности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды кредитов и предоставляет ЦБ при проведении политики рефинансирования?

2. Какие два вида политики рефинансирования применяются центральными банками? Опишите механизм воздействия повышения ставки рефинансирования на денежную массу и норму процента. Покажите на графике.

3. Какие операции применяет ЦБ для регулирования «случайных» колебаний денежной базы? В чем суть соглашений об обратном выкупе?

4. Какие защитные операции будет проводить Банк России перед первомайскими праздниками? С какой целью?

5. Какими преимуществами обладают операции на открытом рынке при проведении денежно-кредитной политики?

6. Опишите механизм воздействия каждого элемента депозитной политики на денежную массу и норму процента. Покажите на графике.

7. В чем отличие механизмов воздействия на денежную массу при изменении нормы резервных требований и при использовании других инструментов?

8. Существуют ли положительные стороны применения в качестве инструмента политики изменений нормы резервных требований.

Задачи:

  1. Что произойдет с денежной базой, когда ЦБ продаст облигации на сумму 50 млн. рублей коммерческим банкам? Частным инвесторам (небанковскому сектору)? Покажите с помощью Т-счетов.
  2. Консолидированный балансовый отчет коммерческих банков представлен в таблице:
Активы млрд. руб. Пассивы млрд. руб.
Касса Счета в ЦБ Ссуды Ценные бумаги Прочие активы   Средства клиентов Собственный капитал  

Норма обязательных резервов по любым видам депозитов составляет 10%.

а) Найдите объем избыточных резервов.

б) Если ЦБ продает государственные ценные бумаги небанковскому сектору, который оплачивает их, снимая средства с текущих счетов, какие изменения произойдут в балансовом отчете?

в) Насколько изменятся избыточные резервы банковской системы?

  1. Основываясь на условиях предыдущей задачи, предположим, что ЦБ покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков.

а) Какие изменения немедленно произойдут в консолидированном балансовом отчете?

б) Определите полученную величину избыточных резервов.

  1. Что произойдет с денежной базой, если Министерство финансов профинансирует дефицит государственного бюджета размером 350 млрд. рублей путем продажи облигаций населению? Центральному банку? Покажите с помощью Т-счетов.
  2. Предположим, ЦБ не проводит селективное регулирование кредитов, выдаваемых по ставке рефинансирования. Как будет меняться предложение денег в случае снижения ставки рефинансирования ниже нормы процента по банковским ссудам?
  3. Предположим, коммерческий банк принимает депозит в 100 тыс. рублей, имея нулевые избыточные резервы. Норма резервных требований составляет 12%. Что произойдет: а) с пассивами; б) с обязательными резервами; в) с общими резервами?
  4. На основе условий предыдущей задачи предположим, что коммерческий банк продает ценные бумаги на 12 тыс. рублей своему клиенту для того, чтобы восстановить средства на резервном счете. Покажите на Т-счетах, что произойдет с его активами и пассивами.
  5. Что приведет к установлению более жесткого контроля над предложением денег: отказ от дисконтной политики или привязка ставки рефинансирования к рыночной ставке процента?

Рекомендуемая литература:

1) Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБРФ. Положение от 30.03.1996 №37 // Вестник Банка России. 2002. №28.

2) О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг. Положение от 04.08.2003 №236-П // Вестник Банка России. 2003. №62. С. 3-42.

3) О порядке продажи Банком России государственных ценных бумаг с обязательством обратного выкупа. Положение №176-П // Вестник Банка России. 2002. №4. С. 4-11.

4) Кармашов В.В. Операции РЕПО как инструмент рефинансирования // Деньги и кредит. 2002. №6. С. 23-24.

5) Костюк В.А. Депозитные аукционы // Деньги и кредит. 2003. №5. С. 46-51.

6) Миллер Р. Л., Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник для вузов. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 427-448.

7) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. / Пер. с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 483-497.

8) Москвин В.А., Ларина О.И. Пути совершенствования обязательного резервирования // Деньги и кредит. 2002. №3. С. 39-44.

9) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год // Вестник Банка России. 2002. №68.

10) Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2003 года // Вестник Банка России. №50. С. 3-8.

11) Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. С. 471-473; 507-527.

12) Чекмарева Е.Н., Лакшина О.А., Меркурьев И.Л. Финансовый рынок и политика денежных властей // Деньги и кредит. 2003. №7. С. 42-46.

8.2. Цели денежно-кредитной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: