3. Знакомство с текстом «Цветок или волчья пасть?»
В.Сухомлинского
Логопед читает текст.
ЦВЕТОК ИЛИ ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ?
Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».
Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.
Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие лепестки».
7 занятие
Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».
Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.
— Объясните значение слова:
ПАСТЬ (ВОЛЧЬЯ) —... (зев животного, самая глубина рта, часть рта перед глоткой)
4. Составление плана пересказа
Логопед читает первую часть рассказа.
Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый,! ютому что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».
|
|
— Предложите первый пункт плана. (Ребята идут из
школы.) Запишите первый пункт плана в тетрадь.
Логопед читает вторую часть рассказа. Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе 11лыло белое облачко.
— Предложите второй пункт плана. (Теплый весенний
день.) Запишите второй пункт плана в тетрадь.
Логопед читает третью часть рассказа.
Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, то-11енькие лепестки».
— Предложите третий пункт плана. (Сережа видит белую
розу.) Запишите третий пункт плана в тетрадь.
Логопед читает четвертую часть рассказа.
Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».
— Предложите четвертый пункт плана. (Коля видит
страшного волка.) Запишите четвертый пункт плана в тетрадь.
Логопед читает пятую часть рассказа.
Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.
— Предложите пятый пункт плана. (Каждый видел свое.)
Запишите пятый пункт плана в тетрадь.
— Ребята, как вы думаете, почему мальчики видели раз
ные предметы?
«Устная связная речь»
э
8 занятие
Образец записи плана в тетради:
Цветок или волчья пасть? План:
1. Ребята идут из школы.
2. Теплый весенний день.
3. Сережа видит белую розу.
4. Коля видит страшного волка.
5. Каждый видел свое.
5. Физкультминутка
Дети встают и выполняют команды логопеда только в том случае, если услышат слово «пожалуйста». Логопед дает команды:
|
|
— Руки вверх, пожалуйста.
— Руки вниз!
— Присядьте, пожалуйста.
— Встаньте! и т.д.
6. Выборочный пересказ текста
— Используя план текста, расскажите о Сереже.
Логопед учит пользоваться составленным планом текста,
редактирует предложения учащихся.
Примерный рассказ:
Сережа шел из школы с Колей. Он был веселый, потому что получил «пятерку». Коля получил двойку, поэтому был грустный. Был теплый весенний день. Ярко светило солнце. По небу плыло белое облако. Сережа посмотрел на облако и сказал: «Оно похоже на белую розу с нежными, тоненькими лепестками». А Коля посмотрел и сказал, что видит страшного волка, который хочет броситься на кого-то. Каждый видел свое.
— Используя план текста, расскажите о Коле. (Рассказ
строится аналогично)
8. Итог занятия
— Какое задание вы выполняли в начале занятия?
— Какое задание вы выполняли в конце занятия?
ЗАНЯТИЕ
ТЕМА. |
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
ЦЕЛИ: |
• формировать умение составлять полные предложе
ния-объяснения лексического значения слова, крат
ко пересказывать повествовательный текст, опреде
лять последовательность частей текста, составлять
план рассказа и использовать составленный план
при кратком пересказе;
• совершенствовать фонематический анализ слов.
ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки: «Мышь», «Белка», «Хомяк», «Суслик», «Бобр», «Заяц», карточки с текстом «Суслик и хомяк», запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ: