Таблица 1. Родословие в Евангелии от Матфея (1:3–17)[66] От Авраама до Давида (14 имён) | ||
Авраам | Есром | Вооз |
Исаак | Арам | Овид |
Иаков | Аминадав | Иессей |
Иуда | Наассон | Давид |
Фарес | Салмон |
От Давида до переселения в Вавилон (14 имён) | ||
Соломон | Иорам[67] | Манассия |
Ровоам | Озия | Амон |
Авия | Иоафам | Иосия |
Аса | Ахаз | Иехония[68] |
Иосафат | Езекия |
От переселения в Вавилон до Иисуса Христа (14 имён) | ||
Иехония[69] | Азор | Матфан |
Салафииль[70] | Садок | Иаков |
Зоровавель | Аким | Иосиф |
Авиуд | Елиуд | Иисус Христос |
Елиаким | Елеазар |
Таблица 2. Родословие в Евангелии от Луки (3:23-38)66 От Адама до Авраама (21 имя) | ||
Бог | Енох | Сала |
Адам | Мафусал | Евер |
Сиф | Ламех | Фалек |
Енос | Ной | Рагав |
Каинан | Сим | Серух |
Малелеил | Арфаксад | Нахор |
Иаред | Каинан[71] | Фарра |
От Авраама до Давида (14 имён) | ||
Авраам | Есром | Вооз |
Исаак | Арам[72] | Овид |
Иаков | Аминадав | Иессей |
Иуда | Наассон | Давид |
Фарес | Салмон |
От Давида до переселения в Вавилон (21 имя) | ||
Нафан | Иуда | Ир |
Маттафай | Симеон | Елмодам |
Маинан | Левий | Косам |
Мелеай | Матфат | Аддий |
Елиаким | Иорим | Мелхий |
Ионан | Елиезер | Нирий |
Иосиф | Иосия | Салафииль[73] |
От переселения в Вавилон до Иисуса Христа (21 имя) | ||
Зоровавель | Мааф | Ианнай |
Рисай | Наггей | Мелхий |
Иоаннан | Еслим | Левий |
Иуда | Наум | Матфат |
Иосиф | Амос | Илий |
Семей | Маттафий | Иосиф |
Маттафий | Иосиф | Иисус Христос |
И Моисей, и Аарон, и Мариам играют в Книге Исход важную роль, и их родословие встречается в Библии 4 раза (Исход 6:16-20; Числа 26:57-59; 1 Паралипоменон 6:1–3; 23:6, 12-13). В Книге Исход упоминается также Иисус Навин с указанием его родословия (Числа 13:8, 16; 1 Паралипоменон 7:20-27). Все эти родословия охватывают один и тот же 430-летний период (Исход 12:40-41; Деяния 7:6) от переселения в Египет до Исхода из Египта, однако в одном из них 4 поколения, а в другом 12.
|
|
Таблица 3. Родословия Моисея и Иисуса Навина | |
Родословия Моисея | Родословие Иисуса Навина |
Левий[74] | Иосиф |
Кааф | Ефрем |
Амрам (и Иохаведа[75]) | Берия |
Рефай | |
Решеф | |
Фелах | |
Фахан | |
Лаедан | |
Аммиуд | |
Елишама | |
Нон | |
Моисей, Аарон и Мариам | Иисус (Осия) |
В родословии 1 Паралипоменон 6:3-15 перечислены 22 имени от Аарона до Серайи. Родословие у Ездры (Ездра 7:1-5) накладывается на 1 Паралипоменон 6, но в нём только 16 имён. 6 имён, выделенных курсивом, есть в 1 Пар. 6, но их нет у Ездры.
Table 4. Родословия священников 1 Паралипоменон 6:3-15 и Ездра 7:1-5 | ||
Аарон | Амария | Ахитув |
Елеазар | Ахитув | Садок |
Финеес | Садок | Селлум (Шаллум) |
Авишуа | Ахимаас | Хелкия |
Буккий | Азария | Азария |
Озия (Уззий) | Иоанан | Сераия[76] |
Зераия (Захария) | Азария[77] | |
Мераиоф (Марайоф) | Амария |
В следующем отрывке имеется три родословия, по одному на каждого начальника храмовых музыкантов в зависимости от левитского рода, к которому они принадлежали. Все трое (Еман из сыновей Каафа, Асаф из сыновей Гирсона, и Ефан из сыновей Мерари) жили в одно и то же время и служили при царе Давиде (1 Паралипоменон 6:31). Все эти родословия начинаются с Левия во времена праотцев и кончаются во времена царя Давида, а значит, охватывают приблизительно один и тот же 900-летний период. Важно отметить, что для абсолютно одинакового срока показано очень разное количество поколений, что является сильным доводом за сокращённость как минимум двух из этих родословий.
|
|
Таблица 5. Начальники храмовых певцов (1 Паралипоменон 6:33-47) | ||
1 Паралипоменон 6:33-38 | 1 Паралипоменон 6:39-43 | 1 Паралипоменон 6:44-47 |
(всего 22 имени)[78] | (всего 15 имя)78 | (всего 14 имя)78 |
Левий | Левий | Левий |
Кааф | Гирсон | Мерари |
Ицгар | Иахаф | Муший |
Корей | Шимий | Махлий |
Авиасаф | Зимма | Шемер |
Асир | Ефан | Ваний |
Тахаф | Адаия | Амций |
Цефания | Зерах | Хелкия |
Азария | Ефний | Амасия |
Иоиль | Малхия | Хашавия |
Елкана | Ваасея | Маллух |
Амасай | Михаил | Авдий |
Махаф | Шима | Киший |
Елкана | Берехия | |
Цуф | ||
Тоах | ||
Елиил | ||
Иерохам | ||
Елкана | ||
Самуил | ||
Иоиль | ||
Еман | Асаф | Ефан |
Таблица 6. Родословия Книги Бытие.
Родословие от Адама до Ноя (Бытие 5) | ||||
Хронология Ашшера[79] | ||||
Имя | Возраст при рождении сына[80] | Возраст в момент смерти | Год рождения | Год смерти |
Адам | ||||
Сиф | 1,042 | |||
Енос | 1,140 | |||
Каинан | 1,235 | |||
Малелеил | 1,290 | |||
Иаред | 1,422 | |||
Енох | 365[81] | |||
Мафусал | 1,656 | |||
Ламех | 1,651 | |||
Ной | 950[82] | 1,056 | 2,006 |
Родословие от Ноя до Авраама (Бытие 11:10–32) | ||||
Хронология Ашшера79 | ||||
Имя | Возраст при рождении сына | Возраст в момент смерти | Год рождения | Год смерти |
Сим | ||||
Арфаксад[83] | ||||
Сала | ||||
Евер | ||||
Фалек | ||||
Рагав | ||||
Серух | ||||
Нахор | ||||
Фарра | ||||
Аврам (Авраам) | 100[84] | 175[85] |
Таблица 7. Расхождения разных переводов в возрастах на момент рождения сына.[86]
Родословие от Адама до Ноя (Бытие 5) | |||
Имя | Еврейский текст | Греческая Септуагинта | Самаритянское Пятикнижие[87] |
Адам | |||
Сиф | |||
Енос | |||
Каинан | |||
Малелеил | |||
Иаред | |||
Енох | |||
Мафусал | 167 or 187[88] | ||
Ламех | |||
Ной |
Родословие от Ноя до Авраама (Бытие 11) | ||
Имя | Еврейский текст | Греческая Септуагинта |
Сим | ||
Арфаксад | ||
Сала | ||
Евер | ||
Фалек | ||
Рагав | ||
Серух | ||
Нахор | ||
Фарра | ||
Аврам (Авраам) |
Таблица 8. Высказывания древних о возрасте человечества
Древние иудейские авторы | ||
Автор | Дата | Датировка сотворения Адама (до н.э.) |
1 Книга Еноха | ок. 170–100 BC [89] | неясно |
Книга Юбилеев | ок. 140–100 BC | ~3900 |
2 Еноха | 0-100 | < 7000 |
Филон Александрийский | ок. 20 до н.э. – ок. 50 | ничего не сказано |
Иосиф Флавий | 37/38–ок. 100 | 5717 or ~4600 |
4 Ездры | ок. 100 | ~4000 |
Иудейский календарь |
Раннехристианские авторы | ||
Автор | Дата | Датировка сотворения Адама (до н.э.) |
Юстин Мученик | 100-160 | ~5000 (неясно) |
Послание Варнавы | ок. 70-135 | < 5800 |
Феофил Антиохийский | ок. 115-181 | ~5510 |
Ириней Лионский | ок. 130-202 | < 5800 |
Климент Александрийский | ок. 150 – ок. 215 | |
Ипполит Римский | 170-236 | |
Юлий Африкан | ок. 160-240 | |
Ориген | 185-253 | < 10,000 |
Киприан | ок. 200-258 | < 5700 |
Лактанций | ок. 250-325 | < 5700 |
Евсевий Кесарийский[90] | 263-339 | |
Августин Гиппонский | 354-430 | < 5600 |
Ириней (ок. 130-202), Мефодий (ок. 260-312) и Викторин (ум. 304) не указывали конкретной даты сотворения, но ясно пользовались схемой недели сотворения по отношению к человеческой истории.
|
|
[1] Толкование родословий Книги Бытие – это вопрос, отдельный от интерпретации длительности дней творения. По обе стороны вопроса об этих родословиях можно найти и младо-, и древнеземельцев.
[2] Библейские родословия – это не просто сухая история. Например, родословие Иисуса (Мф. 1:3-17; Лук. 3:23-38) имеет центральное значение для мессианских пророчеств.
[3] Подробную информацию о древнееврейских родословиях можно найти в NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan, 2002), «Введение к родословиям 1 книги Паралипоменон».
[4] Ав – это корень имён Аврам («высокий отец») и Авраам («отец многих») (Бытие 17:5).
[5] W. E. Vine, M. F. Unger, W. White, Jr., Vine’s Complete Expository Dictionary of Biblical Words (Nashville, TN: Thomas Nelson Publishers, 1996); см. тж. S. Zodhiates, Hebrew Greek Key Study Bible (Iowa Falls, IA: World Bible Publishers, 1988), p. 1574.
[6] Gleason L Archer, Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids: Zondervan, 1982), 216–19. Norman Geisler and Thomas Howe, When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), 201–2.
[7] Четыре из шести имён, имеющихся в 1 Паралипоменон, но отсутствующих у Ездры, встречаются в другом месте родословия в 1 Паралипоменон. Это указывает на возможность того, что некоторые или все лишние имена могли быть результатом ошибки писца (удвоение имён). Следовательно, родословие в Езд. 7 может быть вовсе и не телескопированным.
[8] Список взят из NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan, 2002), примечание к 1 Пар. 6:3-15. См. тж. похожий список, данный в S. Zodhiates, Hebrew Greek Key Study Bible (Iowa Falls, IA: World Bible Publishers, 1988), 541.
[9] Некоторые богословы полагают, что было два Амрама. Один был непосредственно сыном Каафа и главой рода Амрама, а другой – непосредственно отцом Аарона, Моисея и Мариам. Даже при таком предположении в родословии Исх. 6 всё равно остаются пропуски.
[10] Максимально древняя датировка 60 тыс. лет назад основана на том, что родословия полны не более, чем на 10% (т.е указано 1 из 10 имён). Этот предел основан на исследованиях оценочной степени полноты других библейских родословий, таких, как описанные в нашей работе.
|
|
[11] Henry M. Morris, The Genesis Record (Grand Rapids: Baker, 1976), 154.
[12] John C. Whitcomb and Henry M. Morris, The Genesis Flood (Phillipsburg, NJ: P & R Publishing, 1961), Appendix II, 474–89.
[13] Ibid. 489.
[14] “Are There Gaps in the Biblical Genealogies?” Reasons To Believe, (accessed June 16, 2010).
[15] Eric Lyons, “Was Cainan the Son of Arphaxad?” Apologetics Press, (accessed June 12, 2010).
[16] Иосиф Флавий (Иудейские древности 1.6.4-5), Феофил Антиохийский (Послание к Автолику 3.24), и Юлий Африкан (Хронография, фрагмент 6) не включают в родословие этого лишнего Каинана. Первым его признал Ипполит (Обличение всех ересей 10.26) в III в.
[17] Henry M. Morris, The Genesis Record (Grand Rapids: Baker, 1976), 281–282. То, что в этой работе Моррис отказывается от лишнего Каинана у Луки, противоположно его предшествующим заявлениям, в которых он говорил, что его присутствие свидетельствует о телескопированности родословий в Бытие 5 и 11 (John C. Whitcomb and Henry M. Morris, The Genesis Flood (Phillipsburg, NJ: P & R Publishing, 1961), Appendix II, 475).
[18] Henry M. Morris, The Genesis Record (Grand Rapids: Baker, 1976), 281–282.
[19] Eric Lyons, “Was Cainan the Son of Arphaxad?” Apologetics Press, (accessed June 12, 2010).
[20] Ibid.
[21] Wikipedia, s.v. “Codex Bezae,” (accessed June 12, 2010).
[22] Следовало бы ожидать появления второго Каинана и в 1 Пар. 1:18, но там его нет даже в Септуагинте.
[23] Изначально Септуагинту хранили грекоязычные евреи, но впоследствии, когда возросла её популярность у христиан, они отказались от неё. Христианские переписчики были не так дотошны в сохранении текста, как иудейские.
[24] Wikipedia, s.v. “Jubilees,”.
[25] Символическое значение 22 поколений в том, что они соответствуют 22 буквам еврейского алфавита.
[26] Robert I. Bradshaw, “Creationism and the Early Church,” обновлено 25 января 1999 г. (по состоянию на 12 июня 2010 г.).
[27] R. Bradshaw, chapter 1.
[28] Детали см. http://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_apocrypha и http://ru.wikipedia.org/wiki/Апокриф
[29] Книга Еноха составлялась множеством авторов в разное время примерно с 300 г. до н.э. до 1 г. н.э. «Откровение о седмицах» написано, вероятно, в 170–100 гг. до н.э. Русский текст: http://ru.wikisource.org/wiki/Книга Еноха
[30] R. Bradshaw, chapter 3. См. тж. Terry Mortenson and Thane H. Ury, eds., Coming to Grips with Genesis (Green Forest, AR: Masters Books, 2008), 38-48, где эта схема называется шести-семитысячелетней конструкцией.
[31] В Псалме 89:5 сказано: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл», что использовалось для обоснования идеи о том, что день равен тысяче лет. Поскольку этот псалом приписан Моисею, было естественно связать его с событиями Книги Бытие. Древняя церковь апеллировала также к 2 Посланию Петра 3:8, где слова очень похожи на Псалом 89:5.
[32] Идея о юбилее как периоде в 49 лет взята из Книги Левит 25:8-55, где сказано, что после семи семилетних суббот земли надо праздновать год юбилея.
[33] Эти даты можно перевести в точное число лет после творения по простой формуле. Возьмём для примера смешение языков у Вавилонской башни в земле Синнаар: «В первый год четвертой седмины тридцать пятого юбилея они рассеялись в стране Синаар» (Юбил. 10.27). Понимая юбилеи как периоды по 49 лет, а седмины как семилетия, мы вычисляем (34–1)*49 + (4–1)*7+1 = 1639. Таким образом, по Книге Юбилеев это событие произошло в 1639 г.
[34] R. H. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament, Vol. 2 (Berkeley, CA: Apocryphile Press, 2004), 1–10.
[35] William Whiston, The Works of Josephus (Peabody, MA: Hendricks Publishers, Inc, 1987), 859–860.
[36] R. Bradshaw, chapter 3. В таблицу 3.1 перечислены древние отцы церкви, использовавшие аргумент о «краже греков», среди них Юстин Мученик, Татиан, Климент Александрийский и Евсевий.
[37] Феофил конкретно признаёт, что в большинстве случаев в ветхозаветные возрасты не включены дни и месяцы, поэтому информация эта недостаточно точна для того, чтобы подсчитать время с точностью до года. К сожалению, это наблюдение более поздние авторы игнорировали.
[38] В древней церкви многие рассматривали детали Ветхого Завета как образные указания на Иисуса. Здесь он видел в Ковчеге символ Иисуса Христа (R. Bradshaw, chapter 1).
[39] R. Bradshaw, chapter 3.
[40] R. Bradshaw, chapter 1. Информация взята из таблицы 1.1.
[41] «Проблемы Августину доставляли и различия между латинской Вульгатой, греческой Септуагинтой и древнееврейским текстом Книги Бытие. Как, например, объяснить то, что Мафусал прожил 14 лет после потопа (согласно латинскому переводу)? Для него ответ был простым – перевод Септуагинты был неверным. Для некоторых благочестивых верующих сомнение в переводе выходило за всякие рамки. Текст должен быть верным – поэтому Мафусал, наверно, был на время потопа как-то вознесён к Еноху, а потом, когда всё кончилось, возвращён обратно на землю! Августин соглашается с Иеронимом, что в древнееврейском тексте дано правильное чтение, ведь по нему Мафусал умер в тот год, когда пришёл потоп. Он вводит правило, по которому при наличии текстовых трудностей верховным авторитетом должен обладать еврейский текст». (R. Bradshaw, chapter 1, выделение авторское.)
[42] R. Bradshaw, chapter 1.
[43] R. Whitefield, Reading Genesis One, (San Jose, CA: Rodney Whitefield Publisher, 2003), 2-15.
[44] R. Whitefield, 104. R. Whitefield, “The Fourth Creative ‘Day’ of Genesis,” (по состоянию на 12 июня 2010 г.).
[45] NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan Bible Publishers, 1985), “Introduction to 1 Chronicles: Genealogies.”
[46] R. Bradshaw, chapter 6. В главе 1 он приводит пример, где плохой перевод оказал намного большее и устойчивое влияние. «Августин Гиппонский разработал учение о первородном грехе на основе старой латинской версии Рим. 5:12. Там искажался греческий оригинал и подразумевалось, что грех Адама передался его потомкам. В отличие от этого взгляда греческие отцы, среди них Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуэстийский, Афанасий, Мефодий и Григорий Нисский обычно считали, что Адам передал потомкам лишь последствия греха, т.е. смерть. Учение Августина о первородном грехе до сих пор остаётся центральным для католического учения о крещении».
[47] New Advent, “Angels,” (accessed June 17, 2010).
[48] Впервые такое представление было изложено в Книге Еноха около IV-III вв. до н.э. В этом рассказе ангелы, известные как блюстители, посылаются для руководства человечеством, но вместо этого впадают в похоть, берут себе в жёны женщин и вводят человечество в грех. Ссылки на этот рассказ часто встречаются в последующих иудейских и христианских сочинениях.
[49] R. Bradshaw, chapter 5.
[50] Слово «исполины» в качестве перевода древнееврейского нэфилим (номер Стронга 5303) возникло под влияние греческого слова гигантес в Септуагинте. Нэфилим образовано от глагола нафаль (номер Стронга 5307) с общим значением «падать», но часто этот глагол бывает связан с насилием, поэтому в другой форме его часто переводят как «сваливать, повергать на землю». В Книге Чисел 13:32-33 отмечается также, что это были «люди великорослые». Следует подчеркнуть тот факт, что эти люди были буйными, не уважающими других». S. Zodhiates, Hebrew Greek Key Study Bible (Iowa Falls, IA: World Bible Publishers, 1988), 10.
[51] Следует заметить, что у Августина были и другие библейские причины для отказа от трактовки дней в Бытие 1 как календарных. Он полагал, что, если солнце было сотворено лишь на четвёртый день, первые три «дня» сотворения не могли быть обычными днями (Бытие 1:14-19). Кроме того, он сознавал, что седьмой день сотворения (Бытие 2:1-3) в тексте не был завершён, и поэтому считал его вечным.
[52] Garry Wills, Saint Augustine (New York: Penguin Putnam, 1999), 87.
[53] R. Whitefield, Reading Genesis One (San Jose, CA: Rodney Whitefield Publisher, 2003), 90–91.
[54] William Henry Green, “Primeval Chronology,” Bibliotheca Sacra, April 1890, 285–303.
[55] Hugh Ross, A Matter of Days: Resolving a Creation Controversy (Colorado Springs, CO: NavPress, 2004), 21-23.
[56] Матфей 24:36-51; Лука 17:20-37; Деяния 1:6-7 и 1 Фессалоникийцам 5:1-4.
[57] Wikipedia, “Apocalyptic Literature,” (по состоянию на 12 июня 2010 г.).
[58] Эта модель недели сотворения соответственно затронула и полемику о днях сотворения. Она требовала считать дни очень краткими – или простыми солнечными днями или мгновенными
[59]R. Bradshaw, chapter 3.
[60] Hugh Ross, A Matter of Days: Resolving a Creation Controversy (Colorado Springs, CO: NavPress, 2004), 21-23.
[61] Terry Mortenson and Thane H. Ury, eds., Coming to Grips with Genesis (Green Forest, AR: Masters Books, 2008), 23-81.
[62] R. Bradshaw, chapter 2. Никто из авторов, охваченных моим исследованием, не учил о вечности материи, но трое (Филон, Юстин Мученик и Климент Александрийский) несколько смутно высказывались в пользу сотворения ex nihilo.
[63] Tertullian, On the Veiling of Virgins 1, Против Гермогена 33 и Об отводе возражений еретиков 13. Origen, О началах, предисловие 4-8.
[64] Эти данные собраны из трудов Феофила, Юлия Африкана и Лактанция.
[65] Ложное приравнивание недавнего сотворения (или молодости Земли) к сотворению и Писанию, а древности Земли – к атеистическому материализму всё ещё преобладает и сегодня. Это было и всё ещё остаётся искусственной парадигмой, которой следует избегать.
[66] В родословиях Иисуса, приведённых у Матфея и у Луки, значительно различаются имена между Давидом и Иосифом. Некоторые скептики полагали, что по этой причине одно из родословий или оба они должны быть ошибочными. Такое расхождение разрешается, если заметить, что у Матфея родословие дано по Иосифу (отцу Иисуса), а у Луки – по Марии (матери Иисуса, жене Иосифа). Более подробный анализ этой проблемы можно найти в следующей книге: Norman Geisler and Thomas Howe, When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), 385-386.
[67] После Иорама идёт Охозия, Иоас и Амасия (2 Паралипоменон 21:4-26:27).
[68] После Иосии идёт Иоаким (2 Паралипоменон 36:1-9).
[69] Иехония внесён в оба раздела для достижения желаемого количества.
[70] Салафиил был дядей и приёмным отцом Зоровавеля. Настоящим отцом Зоровавеля был Федайя (1 Паралипоменон 3:17-19).
[71] Этого имени нет в Бытие 10:24, 11:12 и 1 Паралипоменон 1:24. (См. «Каинан – лишнее имя в Бытие 11»?)
[72] В некоторых рукописях вместо Арама стоят Админ и Арни.
[73] Салафиил был дядей и приёмным отцом Зоровавеля. Настоящим отцом Зоровавеля был Федайя (1 Паралипоменон 3:17-19).
[74] Левий и его сын Кааф были живы во время переселения в Египет (Бытие 46:5-27; Исход 1:1-4), как и Иосиф со своим сыном Ефремом (Бытие 41:52; 46:27).
[75] Жена Амрама, Иохаведа, была дочерью Левия (Числа 26:59) и тёткой Амрама по отцу (Исход 6:20). Это делает Иохаведу сестрой Каафа, а следовательно, она тоже была жива во время переселения в Египет.
[76] За Сераией идёт Иоседек, уведённый в вавилонское пленение (1 Паралипоменон 6:15).
[77] Азария был священником во времена Соломонова храма (1 Паралипоменон 6:10).
[78] Места пропусков в этих родословиях неизвестны и показаны просто для иллюстрации. Все три родословия охватывают один и тот же срок, а Еман, Асаф и Ефан были современниками, поэтому пропуски показаны для создания параллельных рядов поколений, несмотря на разное их количество.
[79] Эти датировки основаны на том допущении, что Бытие 5 и 11 представляют собой полное родословие, что возрасты на момент рождения сыновей можно просто суммировать, а сотворение Адама относится к 1 году. Из этих допущений исходили Джеймс Ашшер, а позднее Джон Лайтфут, отнёсшие сотворение мира к 4004 г. до н.э.
[80] Данные по возрасту на момент рождения сыновей взяты из общепринятых еврейских рукописей. В греческой Септуагинте и самаритянском переводе Пятикнижия даны другие числа. (См. «Расхождения разных переводов в возрастах на момент рождения сына».)
[81] Енох не умер, а был вознесён на небо (Бытие 5:24).
[82] Бытие 9:29.
[83] Согласно Лук. 3:36 и некоторым копиям Септуагинты, Каинан стоит между Арфаксадом и Салой. (См. «Каинан – лишнее имя в Бытие 11»?).
[84] Бытие 17:17.
[85] Бытие 25:7.
[86] Информация взята из книги William Henry Green, “Primeval Chronology,” Bibliotheca Sacra (April 1890), 285-303. Грин предполагает, что возрасты, указанные в греческой Септуагинте и самаритянском Пятикнижии, были попыткой переводчиков сделать убывание возраста при рождении сына плавнее и регулярнее. Данные по Быт. 11 взяты из NIV и интернет-издания Септуагинты.
[87] Данные в самаритянском Пятикнижии отличаются и от древнееврейских, и от Септуагинты. (Никто из авторов, рассмотренных в нашем исследовании, не пользовался самаритянским Пятикнижием, и эта информация включена сюда только для сравнения.)
[88] Это число варьируется в разных рукописях.
[89] Книга Еноха составлена множеством авторов в разное время примерно от 300 г. до 1 г. до н.э. Раздел с Откровением о седминах был, вероятно, записан в 170-100 гг. до н.э.
[90] Информация о Евсевии взята из таблицы 3.4 в следующей работе: Robert I. Bradshaw, “Creationism and the Early Church,” обновлена 25 января 1999 г.