Таблицы

Таблица 1. Родословие в Евангелии от Матфея (1:3–17)[66] От Авраама до Давида (14 имён)
Авраам Есром Вооз
Исаак Арам Овид
Иаков Аминадав Иессей
Иуда Наассон Давид
Фарес Салмон  
От Давида до переселения в Вавилон (14 имён)
Соломон Иорам[67] Манассия
Ровоам Озия Амон
Авия Иоафам Иосия
Аса Ахаз Иехония[68]
Иосафат Езекия  
От переселения в Вавилон до Иисуса Христа (14 имён)
Иехония[69] Азор Матфан
Салафииль[70] Садок Иаков
Зоровавель Аким Иосиф
Авиуд Елиуд Иисус Христос
Елиаким Елеазар  
Таблица 2. Родословие в Евангелии от Луки (3:23-38)66 От Адама до Авраама (21 имя)
Бог Енох Сала
Адам Мафусал Евер
Сиф Ламех Фалек
Енос Ной Рагав
Каинан Сим Серух
Малелеил Арфаксад Нахор
Иаред Каинан[71] Фарра
От Авраама до Давида (14 имён)
Авраам Есром Вооз
Исаак Арам[72] Овид
Иаков Аминадав Иессей
Иуда Наассон Давид
Фарес Салмон  
От Давида до переселения в Вавилон (21 имя)
Нафан Иуда Ир
Маттафай Симеон Елмодам
Маинан Левий Косам
Мелеай Матфат Аддий
Елиаким Иорим Мелхий
Ионан Елиезер Нирий
Иосиф Иосия Салафииль[73]
От переселения в Вавилон до Иисуса Христа (21 имя)
Зоровавель Мааф Ианнай
Рисай Наггей Мелхий
Иоаннан Еслим Левий
Иуда Наум Матфат
Иосиф Амос Илий
Семей Маттафий Иосиф
Маттафий Иосиф Иисус Христос

И Моисей, и Аарон, и Мариам играют в Книге Исход важную роль, и их родословие встречается в Библии 4 раза (Исход 6:16-20; Числа 26:57-59; 1 Паралипоменон 6:1–3; 23:6, 12-13). В Книге Исход упоминается также Иисус Навин с указанием его родословия (Числа 13:8, 16; 1 Паралипоменон 7:20-27). Все эти родословия охватывают один и тот же 430-летний период (Исход 12:40-41; Деяния 7:6) от переселения в Египет до Исхода из Египта, однако в одном из них 4 поколения, а в другом 12.

Таблица 3. Родословия Моисея и Иисуса Навина
Родословия Моисея Родословие Иисуса Навина
Левий[74] Иосиф
Кааф Ефрем
Амрам (и Иохаведа[75]) Берия
  Рефай
  Решеф
  Фелах
  Фахан
  Лаедан
  Аммиуд
  Елишама
  Нон
Моисей, Аарон и Мариам Иисус (Осия)

В родословии 1 Паралипоменон 6:3-15 перечислены 22 имени от Аарона до Серайи. Родословие у Ездры (Ездра 7:1-5) накладывается на 1 Паралипоменон 6, но в нём только 16 имён. 6 имён, выделенных курсивом, есть в 1 Пар. 6, но их нет у Ездры.

Table 4. Родословия священников 1 Паралипоменон 6:3-15 и Ездра 7:1-5
Аарон Амария Ахитув
Елеазар Ахитув Садок
Финеес Садок Селлум (Шаллум)
Авишуа Ахимаас Хелкия
Буккий Азария Азария
Озия (Уззий) Иоанан Сераия[76]
Зераия (Захария) Азария[77]  
Мераиоф (Марайоф) Амария  

В следующем отрывке имеется три родословия, по одному на каждого начальника храмовых музыкантов в зависимости от левитского рода, к которому они принадлежали. Все трое (Еман из сыновей Каафа, Асаф из сыновей Гирсона, и Ефан из сыновей Мерари) жили в одно и то же время и служили при царе Давиде (1 Паралипоменон 6:31). Все эти родословия начинаются с Левия во времена праотцев и кончаются во времена царя Давида, а значит, охватывают приблизительно один и тот же 900-летний период. Важно отметить, что для абсолютно одинакового срока показано очень разное количество поколений, что является сильным доводом за сокращённость как минимум двух из этих родословий.

Таблица 5. Начальники храмовых певцов (1 Паралипоменон 6:33-47)
1 Паралипоменон 6:33-38 1 Паралипоменон 6:39-43 1 Паралипоменон 6:44-47
(всего 22 имени)[78] (всего 15 имя)78 (всего 14 имя)78
Левий Левий Левий
Кааф Гирсон Мерари
Ицгар Иахаф Муший
Корей Шимий Махлий
Авиасаф Зимма Шемер
Асир Ефан Ваний
Тахаф Адаия Амций
Цефания Зерах Хелкия
Азария Ефний Амасия
Иоиль Малхия Хашавия
Елкана Ваасея Маллух
Амасай Михаил Авдий
Махаф Шима Киший
Елкана Берехия  
Цуф    
Тоах    
Елиил    
Иерохам    
Елкана    
Самуил    
Иоиль    
Еман Асаф Ефан

Таблица 6. Родословия Книги Бытие.

Родословие от Адама до Ноя (Бытие 5)
      Хронология Ашшера[79]
Имя Возраст при рождении сына[80] Возраст в момент смерти Год рождения Год смерти
Адам        
Сиф       1,042
Енос       1,140
Каинан       1,235
Малелеил       1,290
Иаред       1,422
Енох   365[81]    
Мафусал       1,656
Ламех       1,651
Ной   950[82] 1,056 2,006
Родословие от Ноя до Авраама (Бытие 11:10–32)
      Хронология Ашшера79
Имя Возраст при рождении сына Возраст в момент смерти Год рождения Год смерти
Сим        
Арфаксад[83]        
Сала        
Евер        
Фалек        
Рагав        
Серух        
Нахор        
Фарра        
Аврам (Авраам) 100[84] 175[85]    

Таблица 7. Расхождения разных переводов в возрастах на момент рождения сына.[86]

Родословие от Адама до Ноя (Бытие 5)
Имя Еврейский текст Греческая Септуагинта Самаритянское Пятикнижие[87]
Адам      
Сиф      
Енос      
Каинан      
Малелеил      
Иаред      
Енох      
Мафусал   167 or 187[88]  
Ламех      
Ной      
Родословие от Ноя до Авраама (Бытие 11)
Имя Еврейский текст Греческая Септуагинта
Сим    
Арфаксад    
Сала    
Евер    
Фалек    
Рагав    
Серух    
Нахор    
Фарра    
Аврам (Авраам)    

Таблица 8. Высказывания древних о возрасте человечества

Древние иудейские авторы
Автор Дата Датировка сотворения Адама (до н.э.)
1 Книга Еноха ок. 170–100 BC [89] неясно
Книга Юбилеев ок. 140–100 BC ~3900
2 Еноха 0-100 < 7000
Филон Александрийский ок. 20 до н.э. – ок. 50 ничего не сказано
Иосиф Флавий 37/38–ок. 100 5717 or ~4600
4 Ездры ок. 100 ~4000
Иудейский календарь    
Раннехристианские авторы
Автор Дата Датировка сотворения Адама (до н.э.)
Юстин Мученик 100-160 ~5000 (неясно)
Послание Варнавы ок. 70-135 < 5800
Феофил Антиохийский ок. 115-181 ~5510
Ириней Лионский ок. 130-202 < 5800
Климент Александрийский ок. 150 – ок. 215  
Ипполит Римский 170-236  
Юлий Африкан ок. 160-240  
Ориген 185-253 < 10,000
Киприан ок. 200-258 < 5700
Лактанций ок. 250-325 < 5700
Евсевий Кесарийский[90] 263-339  
Августин Гиппонский 354-430 < 5600

Ириней (ок. 130-202), Мефодий (ок. 260-312) и Викторин (ум. 304) не указывали конкретной даты сотворения, но ясно пользовались схемой недели сотворения по отношению к человеческой истории.


[1] Толкование родословий Книги Бытие – это вопрос, отдельный от интерпретации длительности дней творения. По обе стороны вопроса об этих родословиях можно найти и младо-, и древнеземельцев.

[2] Библейские родословия – это не просто сухая история. Например, родословие Иисуса (Мф. 1:3-17; Лук. 3:23-38) имеет центральное значение для мессианских пророчеств.

[3] Подробную информацию о древнееврейских родословиях можно найти в NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan, 2002), «Введение к родословиям 1 книги Паралипоменон».

[4] Ав – это корень имён Аврам («высокий отец») и Авраам («отец многих») (Бытие 17:5).

[5] W. E. Vine, M. F. Unger, W. White, Jr., Vine’s Complete Expository Dictionary of Biblical Words (Nashville, TN: Thomas Nelson Publishers, 1996); см. тж. S. Zodhiates, Hebrew Greek Key Study Bible (Iowa Falls, IA: World Bible Publishers, 1988), p. 1574.

[6] Gleason L Archer, Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids: Zondervan, 1982), 216–19. Norman Geisler and Thomas Howe, When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), 201–2.

[7] Четыре из шести имён, имеющихся в 1 Паралипоменон, но отсутствующих у Ездры, встречаются в другом месте родословия в 1 Паралипоменон. Это указывает на возможность того, что некоторые или все лишние имена могли быть результатом ошибки писца (удвоение имён). Следовательно, родословие в Езд. 7 может быть вовсе и не телескопированным.

[8] Список взят из NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan, 2002), примечание к 1 Пар. 6:3-15. См. тж. похожий список, данный в S. Zodhiates, Hebrew Greek Key Study Bible (Iowa Falls, IA: World Bible Publishers, 1988), 541.

[9] Некоторые богословы полагают, что было два Амрама. Один был непосредственно сыном Каафа и главой рода Амрама, а другой – непосредственно отцом Аарона, Моисея и Мариам. Даже при таком предположении в родословии Исх. 6 всё равно остаются пропуски.

[10] Максимально древняя датировка 60 тыс. лет назад основана на том, что родословия полны не более, чем на 10% (т.е указано 1 из 10 имён). Этот предел основан на исследованиях оценочной степени полноты других библейских родословий, таких, как описанные в нашей работе.

[11] Henry M. Morris, The Genesis Record (Grand Rapids: Baker, 1976), 154.

[12] John C. Whitcomb and Henry M. Morris, The Genesis Flood (Phillipsburg, NJ: P & R Publishing, 1961), Appendix II, 474–89.

[13] Ibid. 489.

[14] “Are There Gaps in the Biblical Genealogies?” Reasons To Believe, (accessed June 16, 2010).

[15] Eric Lyons, “Was Cainan the Son of Arphaxad?” Apologetics Press, (accessed June 12, 2010).

[16] Иосиф Флавий (Иудейские древности 1.6.4-5), Феофил Антиохийский (Послание к Автолику 3.24), и Юлий Африкан (Хронография, фрагмент 6) не включают в родословие этого лишнего Каинана. Первым его признал Ипполит (Обличение всех ересей 10.26) в III в.

[17] Henry M. Morris, The Genesis Record (Grand Rapids: Baker, 1976), 281–282. То, что в этой работе Моррис отказывается от лишнего Каинана у Луки, противоположно его предшествующим заявлениям, в которых он говорил, что его присутствие свидетельствует о телескопированности родословий в Бытие 5 и 11 (John C. Whitcomb and Henry M. Morris, The Genesis Flood (Phillipsburg, NJ: P & R Publishing, 1961), Appendix II, 475).

[18] Henry M. Morris, The Genesis Record (Grand Rapids: Baker, 1976), 281–282.

[19] Eric Lyons, “Was Cainan the Son of Arphaxad?” Apologetics Press, (accessed June 12, 2010).

[20] Ibid.

[21] Wikipedia, s.v. “Codex Bezae,” (accessed June 12, 2010).

[22] Следовало бы ожидать появления второго Каинана и в 1 Пар. 1:18, но там его нет даже в Септуагинте.

[23] Изначально Септуагинту хранили грекоязычные евреи, но впоследствии, когда возросла её популярность у христиан, они отказались от неё. Христианские переписчики были не так дотошны в сохранении текста, как иудейские.

[24] Wikipedia, s.v. “Jubilees,”.

[25] Символическое значение 22 поколений в том, что они соответствуют 22 буквам еврейского алфавита.

[26] Robert I. Bradshaw, “Creationism and the Early Church,” обновлено 25 января 1999 г. (по состоянию на 12 июня 2010 г.).

[27] R. Bradshaw, chapter 1.

[28] Детали см. http://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_apocrypha и http://ru.wikipedia.org/wiki/Апокриф

[29] Книга Еноха составлялась множеством авторов в разное время примерно с 300 г. до н.э. до 1 г. н.э. «Откровение о седмицах» написано, вероятно, в 170–100 гг. до н.э. Русский текст: http://ru.wikisource.org/wiki/Книга Еноха

[30] R. Bradshaw, chapter 3. См. тж. Terry Mortenson and Thane H. Ury, eds., Coming to Grips with Genesis (Green Forest, AR: Masters Books, 2008), 38-48, где эта схема называется шести-семитысячелетней конструкцией.

[31] В Псалме 89:5 сказано: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл», что использовалось для обоснования идеи о том, что день равен тысяче лет. Поскольку этот псалом приписан Моисею, было естественно связать его с событиями Книги Бытие. Древняя церковь апеллировала также к 2 Посланию Петра 3:8, где слова очень похожи на Псалом 89:5.

[32] Идея о юбилее как периоде в 49 лет взята из Книги Левит 25:8-55, где сказано, что после семи семилетних суббот земли надо праздновать год юбилея.

[33] Эти даты можно перевести в точное число лет после творения по простой формуле. Возьмём для примера смешение языков у Вавилонской башни в земле Синнаар: «В первый год четвертой седмины тридцать пятого юбилея они рассеялись в стране Синаар» (Юбил. 10.27). Понимая юбилеи как периоды по 49 лет, а седмины как семилетия, мы вычисляем (34–1)*49 + (4–1)*7+1 = 1639. Таким образом, по Книге Юбилеев это событие произошло в 1639 г.

[34] R. H. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament, Vol. 2 (Berkeley, CA: Apocryphile Press, 2004), 1–10.

[35] William Whiston, The Works of Josephus (Peabody, MA: Hendricks Publishers, Inc, 1987), 859–860.

[36] R. Bradshaw, chapter 3. В таблицу 3.1 перечислены древние отцы церкви, использовавшие аргумент о «краже греков», среди них Юстин Мученик, Татиан, Климент Александрийский и Евсевий.

[37] Феофил конкретно признаёт, что в большинстве случаев в ветхозаветные возрасты не включены дни и месяцы, поэтому информация эта недостаточно точна для того, чтобы подсчитать время с точностью до года. К сожалению, это наблюдение более поздние авторы игнорировали.

[38] В древней церкви многие рассматривали детали Ветхого Завета как образные указания на Иисуса. Здесь он видел в Ковчеге символ Иисуса Христа (R. Bradshaw, chapter 1).

[39] R. Bradshaw, chapter 3.

[40] R. Bradshaw, chapter 1. Информация взята из таблицы 1.1.

[41] «Проблемы Августину доставляли и различия между латинской Вульгатой, греческой Септуагинтой и древнееврейским текстом Книги Бытие. Как, например, объяснить то, что Мафусал прожил 14 лет после потопа (согласно латинскому переводу)? Для него ответ был простым – перевод Септуагинты был неверным. Для некоторых благочестивых верующих сомнение в переводе выходило за всякие рамки. Текст должен быть верным – поэтому Мафусал, наверно, был на время потопа как-то вознесён к Еноху, а потом, когда всё кончилось, возвращён обратно на землю! Августин соглашается с Иеронимом, что в древнееврейском тексте дано правильное чтение, ведь по нему Мафусал умер в тот год, когда пришёл потоп. Он вводит правило, по которому при наличии текстовых трудностей верховным авторитетом должен обладать еврейский текст». (R. Bradshaw, chapter 1, выделение авторское.)

[42] R. Bradshaw, chapter 1.

[43] R. Whitefield, Reading Genesis One, (San Jose, CA: Rodney Whitefield Publisher, 2003), 2-15.

[44] R. Whitefield, 104. R. Whitefield, “The Fourth Creative ‘Day’ of Genesis,” (по состоянию на 12 июня 2010 г.).

[45] NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan Bible Publishers, 1985), “Introduction to 1 Chronicles: Genealogies.”

[46] R. Bradshaw, chapter 6. В главе 1 он приводит пример, где плохой перевод оказал намного большее и устойчивое влияние. «Августин Гиппонский разработал учение о первородном грехе на основе старой латинской версии Рим. 5:12. Там искажался греческий оригинал и подразумевалось, что грех Адама передался его потомкам. В отличие от этого взгляда греческие отцы, среди них Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуэстийский, Афанасий, Мефодий и Григорий Нисский обычно считали, что Адам передал потомкам лишь последствия греха, т.е. смерть. Учение Августина о первородном грехе до сих пор остаётся центральным для католического учения о крещении».

[47] New Advent, “Angels,” (accessed June 17, 2010).

[48] Впервые такое представление было изложено в Книге Еноха около IV-III вв. до н.э. В этом рассказе ангелы, известные как блюстители, посылаются для руководства человечеством, но вместо этого впадают в похоть, берут себе в жёны женщин и вводят человечество в грех. Ссылки на этот рассказ часто встречаются в последующих иудейских и христианских сочинениях.

[49] R. Bradshaw, chapter 5.

[50] Слово «исполины» в качестве перевода древнееврейского нэфилим (номер Стронга 5303) возникло под влияние греческого слова гигантес в Септуагинте. Нэфилим образовано от глагола нафаль (номер Стронга 5307) с общим значением «падать», но часто этот глагол бывает связан с насилием, поэтому в другой форме его часто переводят как «сваливать, повергать на землю». В Книге Чисел 13:32-33 отмечается также, что это были «люди великорослые». Следует подчеркнуть тот факт, что эти люди были буйными, не уважающими других». S. Zodhiates, Hebrew Greek Key Study Bible (Iowa Falls, IA: World Bible Publishers, 1988), 10.

[51] Следует заметить, что у Августина были и другие библейские причины для отказа от трактовки дней в Бытие 1 как календарных. Он полагал, что, если солнце было сотворено лишь на четвёртый день, первые три «дня» сотворения не могли быть обычными днями (Бытие 1:14-19). Кроме того, он сознавал, что седьмой день сотворения (Бытие 2:1-3) в тексте не был завершён, и поэтому считал его вечным.

[52] Garry Wills, Saint Augustine (New York: Penguin Putnam, 1999), 87.

[53] R. Whitefield, Reading Genesis One (San Jose, CA: Rodney Whitefield Publisher, 2003), 90–91.

[54] William Henry Green, “Primeval Chronology,” Bibliotheca Sacra, April 1890, 285–303.

[55] Hugh Ross, A Matter of Days: Resolving a Creation Controversy (Colorado Springs, CO: NavPress, 2004), 21-23.

[56] Матфей 24:36-51; Лука 17:20-37; Деяния 1:6-7 и 1 Фессалоникийцам 5:1-4.

[57] Wikipedia, “Apocalyptic Literature,” (по состоянию на 12 июня 2010 г.).

[58] Эта модель недели сотворения соответственно затронула и полемику о днях сотворения. Она требовала считать дни очень краткими – или простыми солнечными днями или мгновенными

[59]R. Bradshaw, chapter 3.

[60] Hugh Ross, A Matter of Days: Resolving a Creation Controversy (Colorado Springs, CO: NavPress, 2004), 21-23.

[61] Terry Mortenson and Thane H. Ury, eds., Coming to Grips with Genesis (Green Forest, AR: Masters Books, 2008), 23-81.

[62] R. Bradshaw, chapter 2. Никто из авторов, охваченных моим исследованием, не учил о вечности материи, но трое (Филон, Юстин Мученик и Климент Александрийский) несколько смутно высказывались в пользу сотворения ex nihilo.

[63] Tertullian, On the Veiling of Virgins 1, Против Гермогена 33 и Об отводе возражений еретиков 13. Origen, О началах, предисловие 4-8.

[64] Эти данные собраны из трудов Феофила, Юлия Африкана и Лактанция.

[65] Ложное приравнивание недавнего сотворения (или молодости Земли) к сотворению и Писанию, а древности Земли – к атеистическому материализму всё ещё преобладает и сегодня. Это было и всё ещё остаётся искусственной парадигмой, которой следует избегать.

[66] В родословиях Иисуса, приведённых у Матфея и у Луки, значительно различаются имена между Давидом и Иосифом. Некоторые скептики полагали, что по этой причине одно из родословий или оба они должны быть ошибочными. Такое расхождение разрешается, если заметить, что у Матфея родословие дано по Иосифу (отцу Иисуса), а у Луки – по Марии (матери Иисуса, жене Иосифа). Более подробный анализ этой проблемы можно найти в следующей книге: Norman Geisler and Thomas Howe, When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), 385-386.

[67] После Иорама идёт Охозия, Иоас и Амасия (2 Паралипоменон 21:4-26:27).

[68] После Иосии идёт Иоаким (2 Паралипоменон 36:1-9).

[69] Иехония внесён в оба раздела для достижения желаемого количества.

[70] Салафиил был дядей и приёмным отцом Зоровавеля. Настоящим отцом Зоровавеля был Федайя (1 Паралипоменон 3:17-19).

[71] Этого имени нет в Бытие 10:24, 11:12 и 1 Паралипоменон 1:24. (См. «Каинан – лишнее имя в Бытие 11»?)

[72] В некоторых рукописях вместо Арама стоят Админ и Арни.

[73] Салафиил был дядей и приёмным отцом Зоровавеля. Настоящим отцом Зоровавеля был Федайя (1 Паралипоменон 3:17-19).

[74] Левий и его сын Кааф были живы во время переселения в Египет (Бытие 46:5-27; Исход 1:1-4), как и Иосиф со своим сыном Ефремом (Бытие 41:52; 46:27).

[75] Жена Амрама, Иохаведа, была дочерью Левия (Числа 26:59) и тёткой Амрама по отцу (Исход 6:20). Это делает Иохаведу сестрой Каафа, а следовательно, она тоже была жива во время переселения в Египет.

[76] За Сераией идёт Иоседек, уведённый в вавилонское пленение (1 Паралипоменон 6:15).

[77] Азария был священником во времена Соломонова храма (1 Паралипоменон 6:10).

[78] Места пропусков в этих родословиях неизвестны и показаны просто для иллюстрации. Все три родословия охватывают один и тот же срок, а Еман, Асаф и Ефан были современниками, поэтому пропуски показаны для создания параллельных рядов поколений, несмотря на разное их количество.

[79] Эти датировки основаны на том допущении, что Бытие 5 и 11 представляют собой полное родословие, что возрасты на момент рождения сыновей можно просто суммировать, а сотворение Адама относится к 1 году. Из этих допущений исходили Джеймс Ашшер, а позднее Джон Лайтфут, отнёсшие сотворение мира к 4004 г. до н.э.

[80] Данные по возрасту на момент рождения сыновей взяты из общепринятых еврейских рукописей. В греческой Септуагинте и самаритянском переводе Пятикнижия даны другие числа. (См. «Расхождения разных переводов в возрастах на момент рождения сына».)

[81] Енох не умер, а был вознесён на небо (Бытие 5:24).

[82] Бытие 9:29.

[83] Согласно Лук. 3:36 и некоторым копиям Септуагинты, Каинан стоит между Арфаксадом и Салой. (См. «Каинан – лишнее имя в Бытие 11»?).

[84] Бытие 17:17.

[85] Бытие 25:7.

[86] Информация взята из книги William Henry Green, “Primeval Chronology,” Bibliotheca Sacra (April 1890), 285-303. Грин предполагает, что возрасты, указанные в греческой Септуагинте и самаритянском Пятикнижии, были попыткой переводчиков сделать убывание возраста при рождении сына плавнее и регулярнее. Данные по Быт. 11 взяты из NIV и интернет-издания Септуагинты.

[87] Данные в самаритянском Пятикнижии отличаются и от древнееврейских, и от Септуагинты. (Никто из авторов, рассмотренных в нашем исследовании, не пользовался самаритянским Пятикнижием, и эта информация включена сюда только для сравнения.)

[88] Это число варьируется в разных рукописях.

[89] Книга Еноха составлена множеством авторов в разное время примерно от 300 г. до 1 г. до н.э. Раздел с Откровением о седминах был, вероятно, записан в 170-100 гг. до н.э.

[90] Информация о Евсевии взята из таблицы 3.4 в следующей работе: Robert I. Bradshaw, “Creationism and the Early Church,” обновлена 25 января 1999 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: