ЭМЕРСОН (Ральф Вальдо): американский философ (Бостон, 1803 — Конкорд, Массачусетс, 1882). Основал так называемый трансцендентализм, который можно определить как поэтический мистицизм. Отстаивал превосходство индивидуального сознания над традиционными верованиями и догмами, священными текстами и церквями. Душа, по Эмерсону, — высший судья в духовной материи. С 1840 по 1844 г. опубликовал свои конференции, посвященные работам «Настоящее время», «Метод природы и реформированный человек». Им написаны также «Черты английского характера» (1856).
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: предрасположенность к испытанию живых эмоций. Эмоциональность считается «экзогенной», поскольку берет начало во внешнем мире, этим эмоциональное отличается от тревожного (ведь тревожность, наоборот, «эндогенна»); если говорить схематически и чтобы избежать частого смешения тревожного и эмоционального, можно заметить, что эмоциональное переживается во время испытания, тогда как тревожное — в ожидании испытания. Например, страх ■— одна из форм эмоции (страх льва); тоска же — одна из форм тревожности (тоска — это страх, не относящийся ни к какому конкретному объекту; это «страх страха», говорит Ален). К числу элементов, позволяющих определить характер, относятся уровень эмоциональности, уровень активности и наличие (или отсутствие) у нас глубокого отклика на происходящие с нами события («вто-ричность» или «первичность»). См. Характерология.
|
|
ЭМОЦИЯ: проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция — это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение. Крайний вариант физи-
ческих последствий — обморок, но чаще всего они ограничиваются сухостью во рту, покраснением или бледностью, лица, раздражением кожи (волосы дыбом или «гусиная кожа»). Некоторые полагают, что эмоция — это знак неприспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция» как следствие недостаточного ческих последствий — обморок, но чаще всего они ограничиваются сухостью во рту, покраснением или бледностью, лица, раздражением кожи (волосы дыбом или «гусиная кожа»). Некоторые полагают, что эмоция — это знак неприспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция» как следствие недостаточного контроля мозговых центров. Как правило, эмоция представляет собой временное состояние неуравновешенности, знаменующее усилие, предпринимаемое организмом, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Согласно природе этого беспокойства различают эмоцию-шок (выражение, сегодня уже устаревшее и замененное на «эмоциональный шок») и эмоцию-чувство; вторая будет более длительной, чем первая, но более размытой (например, моральная эмоция, эмоция эстетическая, эйфория).
|
|
Природа эмоции. Довольно долго эмоция рассматривалась какреакция: например, я вижу медведя, я боюсь (эмоция -— страх), я убегаю. В сочинении «Очерк теории эмоций» Сартр показал, что эмоция является не реакцией, по поведением человека; именно человек ее производит и поддерживает: например, тот, кто вынужден признать свою неправоту или предпринять инициативу, которая для него слишком ответственна, может «впасть в гнев», чтобы не видеть ситуацию. Эмоция — магическое поведение, усилие, пытающееся изменить мир исключительно психическими силами. Всякая эмоция наделена смыслом, раскрывает какое-либо намерение, пусть даже бессознательное. Одним словом, мы ответственны за свои эмоции; они выражают наш личностный выбор.
ЭМПЕДОКЛ: греческий философ (Агрижант, Сицилия, ок. 490 до Р.Х. — Пелопоннес, ок. 430). Философ, который, по преданию, победил в Олимпийских играх, видный политический деятель, а также автор теории четырех элементов (вода, воздух, огонь, земля), признанной наукой вплоть до эпохи современной химии. Он назвал любовью принцип всякого объединения и всякого синтеза и ненавистью — принцип всякого разделения природных феноменов. В нем
контроля мозговых центров. Как правило, эмоция представляет собой временное состояние неуравновешенности, знаменующее усилие, предпринимаемое организмом, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Согласно природе этого беспокойства различают эмоцию-шок (выражение, сегодня уже устаревшее и замененное на «эмоциональный шок») и эмоцию-чувство; вторая будет более длительной, чем первая, но более размытой (например, моральная эмоция, эмоция эстетическая, эйфория).
Природа эмоции. Довольно долго эмоция рассматривалась какреакция: например, я вижу медведя, я боюсь (эмоция -— страх), я убегаю. В сочинении «Очерк теории эмоций» Сартр показал, что эмоция является не реакцией, по поведением человека; именно человек ее производит и поддерживает: например, тот, кто вынужден признать свою неправоту или предпринять инициативу, которая для него слишком ответственна, может «впасть в гнев», чтобы не видеть ситуацию. Эмоция — магическое поведение, усилие, пытающееся изменить мир исключительно психическими силами. Всякая эмоция наделена смыслом, раскрывает какое-либо намерение, пусть даже бессознательное. Одним словом, мы ответственны за свои эмоции; они выражают наш личностный выбор.
ЭМПЕДОКЛ: греческий философ (Агрижант, Сицилия, ок. 490 до Р.Х. — Пелопоннес, ок. 430). Философ, который, по преданию, победил в Олимпийских играх, видный политический деятель, а также автор теории четырех элементов (вода, воздух, огонь, земля), признанной наукой вплоть до эпохи современной химии. Он назвал любовью принцип всякого объединения и всякого синтеза и ненавистью — принцип всякого разделения природных феноменов. В нем
видят далекого предшественника теории эволюционизма и мутационизма, т.е. теории, согласно которой новые виды возникают в природе внезапно (например, георгины в 1894 г.).
ЭМПИРИЗМ: комплекс эмпирических процессов. (Именно в этом смысле говорят о «блужданиях эмпиризма».)
|
|
Слово обозначает также доктрину (развивавшуюся Лок-ком, Юмом), согласно которой все знание идет от опыта. Эмпиризм противостоит рационализму и теории врожденных идей (Декарт).
ЭМПИРИЧЕСКИЙ: основанный на опыте и наблюдении, регулярных или нерегулярных. Следует отметить тот явно уничижительный смысл, который этот термин приобрел начиная с XVIII в.: эмпирик — это сельский «костоправ», бесплатный и без полномочий, чаще всего просто шарлатан. Однако опыт вовсе не обречен на вечное осуждение, наоборот, наука его всячески превозносит, при том условии, что он не исключает творческий вклад ума, представленный теорией, гипотезой, изобретением. Кроме того, различают опыт вообще, получаемый посредством органов чувств, и научный опыт, осуществляющийся при помощи измерительных приборов (например, термометра), выражающий количественный аспект вещей. Когда опыт подготовлен и обусловлен в лаборатории, говорят об эксперименте.
ЭНГЕЛЬС (Фридрих): немецкий теоретик социализма (Бармен, 1820 — Лондон, 1895). Сын богатого промышленника, учился в Берлине; его первое произведение («Шеллинг и Откровение», 1842) представляет собой критику идеалистической философии. Посланный в Англию управлять отцовской мануфактурой, он описывает все, что там видит: так возникает «Положение рабочего класса в Англии» (1845) — произведение, в котором он проявляет себя как основатель социологии труда; он описывает и анализирует условия жизни английских рабочих, вычленяет специфические проблемы, связанные с совместным трудом в новой — заводской —- среде. Маркса он встречает в Париже в 1844 г.; их обоюдная дружба никогда не ослабевала, а сотрудничество было настолько тесным, что теперь уже невозможно точно
установить долю участия Энгельса в произведениях Маркса; совместно они написали «Святое семейство» (1845) — критику младогегельянцев, механистического идеализма и материализма, работы «Немецкая идеология» (1845-1846), где объясняются основы исторического материализма, и «Манифест коммунистической партии» (1848). Вплоть до 1890 г. Энгельс считался главой немецкого социалистического движения. После смерти Маркса опубликовал неизданную часть его произведений, в частности вторую и третью части «Капитала».
|
|
ЭНЕСИДЕМ (по-гр. ainesidemos): греческий философ (Кнос, I в. после Р.Х. —?). Преподавал в Александрии и оставил след в истории скептицизма. Сформулировал основные аргументы в защиту скептицизма, так называемые десять Тропов.
ЭНТУЗИАЗМ: состояние радостного возбуждения, которое греческие философы (в частности, Платон в диалоге «Ион») объясняли божественной одержимостью (по-гр. en-theos — быть в Боге), поднимающее и «переносящее» дух за пределы человеческих забот. Любопытно, что античность считала страстное рвение, сообщаемое энтузиазмом, благоприятным состоянием не только для музыканта, воина или жреца, но и для философа в его поиске истины.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ: создатели «Энциклопедии» Дидро (с 1751 по 1772 т.), наиболее примечателен из которых — Д'Аламбер; среди них мы находим Прада и Гельвеция. Начиная с 1760 г. в издании участвовали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондилъяк, Добентон. Рационализм, критический дух, у Гельвеция даже материализм, наконец, революционный дух данного произведения оказали глубокое и длительное влияние: был поставлен предел всесильному влиянию церкви на философскую мысль и определены духовные условия революции и демократии.
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»: перевод английской «Cyclopaedia» Чамберса,
который издательство Le Breton доверило в 1745 г. Дидро и из которого Дидро, с помощью Д'Аламбера, сделал совершенно оригинальное произведение. Публикация этого произведения растянулась с 1751 по 1780 г.: 17 томов ин-фолио и 11 томов иллюстраций появились с 1751 по 1772 г.; 5 томов дополнений, не принадлежащих Дидро, появились в 1777 г., и 2 тома иллюстраций — в 1780 г. «Вступительное слово» Д'Аламбера определяет принципы, по которым все наше знание оказывается связанным (это память, воображение, разум), и излагает очерк истории прогресса человеческого духа. Вольтеру здесь принадлежат статьи «Элегантность», «Красноречие», «Дух», «Воображение»; Монтескье — статья «Вкус»; Руссо — статьи о музыке; Гельвецию и аббату де Кондильяку — развитие философских построений; теология — аббату Ивону; химия — Гольбаху; естественная история — Добентону; литературная критика — Мармонте-лю; грамматика — Дюмарсезу; политическая экономия — Тюрго. Дидро был душой и двигателем этого издания. Впервые был создан словарь, способный удовлетворить любые запросы любопытного читателя. Что же касается философской направленности произведения, то ее можно определить как дух Декарта, разум которого искал себе приложение во всех духовных проблемах: аналитический ум и критика, осуждающая фанатизм священников и смехотворные верования, так же как авторитет и традицию, во имя научного прогресса.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: совокупность человеческих знаний.
Энциклопедическое знание — это вся широта знания, знание всего, что имеет место в универсуме. Именно так Конт предложил составить энциклопедию — объединяя все области знания: астрономию, физику, химию, биологию и социологию. Энциклопедическое знание противопоставляют «абсолютному знанию», которое представляет собой всю глубину знания, то, что философия называет мудростью, совершенством самопознания.
ЭПИКТЕТ: греческий философ стоической школы (Гиера-поль, Фригия, ок. 50 после Р.Х. — Никополь, Эпир, ок. 130). О его жизни мало что известно; в Риме он был рабом Эпаф-
5,23
родита, освободившегося от владычества Нерона. Освободившись в свою Очередь, Эпиктет посвятил жизнь преподаванию своего учения. Его философия была менее теоретической: она ограничивалась тем, что давала человеку правила поведения, полезные в жизненной практике. Как и Сократ, он ничего не писал, и его мысли дошли до нас благодаря его ученику Арриану, опубликовавшему «Учебник» Эпиктета. Любопытно, что его учение, проповедующее - «нежность души», настаивает при этом на высокомерии и строгости в поведении и в отношениях с другими людьми. См. Стоицизм.
ЭПИКУР: греческий философ (341-270 до Р.Х.). Его отец был школьным учителем, а мать — прорицательницей. Прожил большую часть своей жизни в Афинах, где в 306 г. открыл школу — «школу» под открытым небом (знаменитые «Сады Эпикура»), где жил общиной со своими друзьями и учениками. До нас дошли лишь три его письма, содержащие в себе краткое изложение его доктрины, в частности его этику: Эпикур учил, что удовольствие :— это высшее благо, понимая под этим не ту легкомысленно (и несправедливо) приписываемую ему мысль, что человек должен забываться в легких наслаждениях, но, наоборот, что счастье — это награда за мудрость, за культуру духа и за добродетели. Его учение о «видах удовольствий», породившее столько неверных интерпретаций, следует уточнить: Эпикур призывает нас разумно использовать удовольствия, для чего он подразделяет их на три группы, в зависимости от того, следует ли: 1) им потакать; 2) принимать их; 3) избегать. Тогда он предлагает потакать тем, что являются естественными и необходимыми, принимать те, что естественны, но не необходимы, избегать тех, что не естественны и не необходимы. Тогда мы сможем достичь наилучшего человеческого состояния — душевного покоя, или атараксии (гр. a-taraxis — избавленный от беспокойства). Сады Эпикура представляли собой тихую пристань среди бурного моря афинского общества IV в. до Р.Х., прибежище для многих его учеников; там правили строгость и своеобразная суровость. Поэт Лукреций — самый знаменитый ученик Эпикура — в своем трактате «О природе вещей» («De Natura rerum») так скажет
о нем три века спустя после его смерти: «Это был бог, да, бог, первым открывший тот образ жизни, что теперь зовется мудростью». Во II в. до Р.Х. эпикуреизм распространился в Египте, Антиохии и Риме, в I в. при помощи Фед-ра эпикурейские.центры утверждаются в Риме. Обновление эпикуреизма приходится на XVII в. и связано с именем философа-сенсуалиста Гассенди. Это оказало влияние на утилитаристскую этику англосаксонцев (Бентам, Дж. Ст. Милль). См. Мораль.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ: изучение методов познания, используемых наукой. Кант и вслед за ним Коген (Марбургская школа) положили начало современной эпистемологии и показали принципы и методы ньютоновой физики. Теория науки была дополнена Кассирером («Erkenntnisproblem», «Проблемы познания в философии и современной науке»), Брюнсвиком, который вывел формы математической мысли, в частности бесконечно творческий характер концептуальной мысли («Этапы математической философии), и Вюйеменом («Философия алгебры», 1962), который, опираясь на работы Кавайеса по аксиоматике и алгебраическому формализму, описывает историю различных методов математического анализа. Но крупнейшим французским эпистемологом остается Башляр — теоретик современной науки («Новый научный дух», 1934); он показал, что рациональная мысль, склонность к систематизации предшествуют соприкосновению с опытом, но что опыт всегда взрывает все наши рациональные систематизации: такова идея «Прикладного рационализма» (1949). Вообще, эпистемология позволяет нам выделить две фундаментальные формы познания: 1) сенсуалистическое знание — в том, что кдсается его происхождения, эмпирическое — по методу, реалистическое — по основанию; 2) соответственно рационалистическое, интеллектуалистическое и идеалистическое знание. Наконец, следует заметить, что сведение философии к эпистемологии было в конце XIX в. характерно для сциентизма (безусловная вера в то, что с помощью науки мы можем познать абсолют). Следовательно, эпистемология — это лишь рефлексия по поводу науки, в которой она пытается найти универсально приемлемый
метод, который бы унифицировал и упростил все научные операции.
ЭПИФЕНОМЕН: побочный феномен. Эпифеноменизм — это теория, по которой сознание представляет собой лишь простое отражение органических феноменов. Например, сознание волевого акта — это не сознание свободного решения, лежащего у истока этого акта, но просто свет, сопровождающий сугубо нервные процессы, которые и являются истинными двигателями наших поступков. Сознание ничего не делает, оно —- эпифеномен. Эббингауз сравнивает его с театральным зрителем. В действительности, физиологические условия волевого акта, как и любой идеи нашего духа и любого состояния сознания, нам неизвестны, и эпифеноменизм остается недоказуемой и бесполезной гипотезой.
ЭПОХЕ (гр. слово, обозначающее сомнение): сомнение в суждении, утверждающем существование вещи. Эпохе настоятельно рекомендует феноменология Гуссерля для изучения феноменов сознания: так, она позволяет нам понять, например, смысл различных религий независимо от какого бы то ни было суждения о ценности, соотносимой с истинной реальностью их откровения. Другой пример — образ больной, утверждающей, что она слышит голоса. («Эти голоса нереальны», — говорит ей врач. «Но, — отвечает она, — ведь я их слышу».) Что касается феноменологии, то она изучает смысл этого феномена вне зависимости от проблемы его существования.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (лат Desiderius Erasmus Ro- terodamus): голландский гуманист и философ (Роттердам, ок. 1469 — Бале, 1536). Незаконный сын, он предпочитает называть себя Erasmus, т.е. «Любезный». Он добивается стипендии и учится в Париже, в Англии пишет свое сочинение «Похвала глупости» (1502), которую публикует в Париже (1511), с 1521 г. поселяется в Бале, переписывается с Лютером, с папами Юлианом II и Клементом VII, пишет «Коллоквиумы». Интересующийся новыми идеями, гуманизмом, в том числе и протестантизмом, он старается отметить как его достоинства (отделяющие его от сторонников
Реформы). Для современного человека он остается одним из пионеров духа веротерпимости. См. «Похвала глупости».
ЭРАТОСФЕН: греческий математик, астроном и философ Александрийской школы (Кирена, ок. 284 — Александрия, ок. 192 до Р.Х.). Знаменит тем, что первым определил окружность Земли. Он обнаружил, что в Сиене, в 800 км к югу от Египта, солнце в день летнего солнцестояния вертикально, потому что его лучи освещают даже самые глубокие колодцы. А в тот же день в Александрии тень обелиска образует угол примерно в 1°, или 1/50 окружности. Расстояние между двумя городами — 5000 стадиев (около 800 км). Отсюда он вывел величину окружности Земли: 250 000 стадиев, или примерно 40 000 км.
ЭРОС: в древнегреческой религии — божество любви; кроме того, у Платона — двойной символ: духовного порыва, ведущего к божественной любви («высший Эрос»), и инстинкта, без которого угас бы человеческий род («низший Эрос»). В мифологии, подчеркивает Платон, Эрос \ — сын Пороса (Богатства) и Пении (Бедности): любовь бедна, поскольку она жаждет того, чем не владеет, — этим аспектом объясняется динамизм любви; но она также богата счастьем и внутренней полнотой. Этот двойной аспект богатства и нищеты психологически весьма характерен для любви.
ЭСТЕТИКА (от rp. aisthqsis — способность чувствовать): наука, занимающаяся красивым и теми чувствами, что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распределить на две рубрики: творчество и эстетическое восприятие. Если метафизика интересуется главным образом феноменом творчества, где она может измерить и проанализировать способности человека (см. «Философское введение» Э.Су-рьо), то эстетика в собственном смысле слова предстает главным образом, особенно после Канта, как теория восприятия, т.е. «суждения вкуса», или чувства удовольствия {см. «Феноменологию эстетического опыта» Микеля Луи Дюфрена, 1953). Произведение искусства — это форма выражения более полная и, может быть, человечески
;5:27
более глубокая, чем вербальное выражение; оно призывает зрителя войти в определенный чувственный порядок, законы или «категории» которого некоторые современные эстетики считают себя способными вывести. Анализ эстетического чувства таким образом может, видимо, стать еще одним методом углубления знаний о человеке. См. Абстрактное (искусство), Искусство, Изящные искусства, Творение.
ЭСХАТОЛОГИЯ: учение о последних целях человека, т.е.: 1) относящееся к тому, что должно последовать за нашей собственной смертью (индивидуальная эсхатология); 2) касающееся конца мира, в котором мы живем (коллективная эсхатология). В иудео-христианской традиции эсхатология предстает как Страшный суд, который состоится в конце времен.
ЭТИКА (от гр. ethos — нравы): наука о моральных принципах. Слово «мораль», в частности, обозначает собой применение этих принципов в индивидуальных жизненных поступках. См. Мораль.
«ЭТИКА, ИЗЛОЖЕННАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ»: главное произведение Спинозы (1677). Этот сложный трактат, написанный в виде дефиниций, аксиом, доказательств и следствий (как трактат по геометрии, созданный к тому же под непосредственным влиянием «генетической геометрии» Гоббса), исходит из того принципа, что в абсолюте существование является рациональным фактом, доступным разуму. Посредством анализа человеческой мысли автор учит нас понимать это абсолютное существование, реализовывать его в нас самих, преодолевая все наши страсти и достигая тем самым высшей формы счастья (блаженства). Знаменита его классификация трех видов знания: чувственное знание, концептуальное знание и интуитивное знание (высшая форма рациональности). «Этика», как и «Критика» Канта, является произведением, оставившим наиболее глубокий след во всей немецкой метафизике (Фихте, Шеллинг, Гегель), которая в свою очередь наиболее полным образом определяет пути современной философии.
Во Франции она породила комментарии Ланъо, Брюнсвика и особенно Геру.
ЭТИОЛОГИЯ (от гр. aitia — причина и logos — знание): наука о причинах. Чаще всего этот термин используется в медицине.
ЭТНОЛОГИЯ (от гр. ethnos — народ и logos — знание): наука о расах, об этносах. Для того, чтобы осмыслить структуры и эволюцию обществ, этнология опирается как на анализ мифологий и религий (Гриоль, Лиинхардт), так и на анализ нравов в собственном смысле слова (Леви-Строс), экономических и технологических структур (Леруа-Гуран) и форм языка (Одрикур). В настоящее время она входит в состав социальной антропологии.
ю
ЮМ (Дэвид): шотландский философ и историк (Эдинбург, 1711 — там же, 1776). Вначале простой коммерсант, посетил Францию, служил заместителем Государственного секретаря и закончил карьеру в качестве библиотекаря корпорации адвокатов Эдинбурга. Его «Трактат о человеческой природе» (1739-1740), «Опыты о человеческом разуме» (1748) развивают эмпиристическую философию, выводящую все законы человеческого разума из опыта и ощущения. Он сводит законы природы к человеческим привычкам — мысль, оказавшая глубокое влияние на Канта. Его моральные и политические «Эссе» (1741-1742) повлияют на экономические теории Смита и либеральных экономистов: он первым сформулировал классический закон распределения золота между нациями. Кроме того, им написаны: «Исследование принципов морали» (1751), «Естественная история религии» (1757), «История Англии» (1754-1762).
ЮНГ (Карл Густав): швейцарский психолог и психиатр (Кес-свиль, Тюрговия, 1875 — Кюснахт, 1961). Изучал медицину в Бале, психиатрию — в Цюрихе, работал вместе с Жане и Блелером, позднее — с Фрейдом (1907-1912). К выработанному Фрейдом понятию «личного бессознательного» добавил понятие «коллективного бессознательного», проанализировав его содержание и отношения с индивидом (понятия интроверсии, экстраверсии и т.д.). Создал теорию архетипов — фундаментальных первооснов человеческого воображения, вокруг которых формируются мифы и религии. Спорный характер его психоанализа, названного также «психологией глубин», в его интерпретации глубинного бес-
сознательного как религиозного сознания, выражает позицию человека перед лицом Бога. Им, в частности, написаны работы: «Клинические исследования ассоциаций» (1906), «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1920), «Психология и религия» (1939), «Психология и алхимия» (1944), «Символика духа» (1948). В 1958 г. было основано Международное общество аналитической психологии, объединяющее в своих рядах людей, практикующих метод Юнга.
я
«Я»: индивидуальный субъект. В психоанализе «Я» определяет равновесие между инстинктивными наклонностями («оно») и социальным сознанием, представленным в нас («сверх-Я»); это равновесие между индивидуальными желаниями и чувством общественной необходимости неустойчиво и может склоняться в ту или иную сторону. В психологии изучение «Я» осуществляется с помощью «интроспекции» или непосредственного анализа. Французская рефлективная философия {Лашелъе, Ланьо, Ален) пытается углубить и дополнить психологический анализ «Я» метафизическим анализом: принцип этого углубления состоит в том, чтобы исходить из факта индивидуального сознания и вывести из него универсальное значение, пригодное для всех людей. Бергсон также принимал («Эссе о непосредственных данных сознания», 1889) переход от психологического «Я» (социальное «Я») к «Я» метафизическому (глубинное «Я», тождественное опыту длительности). Вообще философское «Я» — это принцип всякого размышления, что вовсе не означает, что истины относительны и зависят от нас, но лишь то, что определенное число истин, которые мы можем открыть, зависит от раскрытия, формирования и богатства нашего «Я» (это основная идея философии «Я» Фихте, Гуссерля и вообще критического идеализма).
ЯЗЫК: средство коммуникации, передачи мыслей или чувств. Различают язык как пользование речью от языка (французский~язык, немецкий язык) как системы знаков: второе — объективное основание первого. Когда мы говорим о языке животных (К. Фриш в 1923 г. показал, что медо-
вая пчела, возвращаясь в улей, совершает танец в форме восьмерки, что означает направление, расстояние и концентрацию нектара, который она смогла найти в некотором месте), речь идет о языке действия, непосредственно связанном с той или иной потребностью. Способность животных обозначать голосом физические или психические ситуации (жару или холод, опасность, боль или хорошее самочувствие) или потребности (например, голод) изучалась учеными, в частности у дельфинов и китов. Но разница между голосовым сигналом и языком не только в степени сложности и структуре, но в природе и функции. Человеческий язык может быть интенциональным, он предполагает воображение и представление о будущем. Речь опирается на структурированный язык, служащий ей опорой, и ее собственная функция в том, чтобы выражать мысль. Язык как «искусство сообщать наши идеи зависит не столько от органов, используемых при коммуникации, сколько от присущей человеку способности, позволяющей ему использовать эти органы по своему усмотрению» {Руссо, «О происхождении языка», 1781). Язык — продукт общества, и сама идея «естественного языка», спонтанных выражений представляется проблематичной: жесты изменяются в зависимости от той или иной культуры, улыбка может (у японцев, например) выражать гнев. Обретение языка начинается с лепета (4-5-й месяц), к 10 месяцам возникают первые слова (3 или 4), а к пяти годам ребенок знает 3000 слов. Языковые отклонения могут быть связаны с повреждением височной доли или 3-й лобной извилины мозга. Следует различать афазию (потерю двигательной вербальной памяти), анартрию (дефект произношения), аслексию (неспособность читать).
Размышления о языке, речи и ее возможностях. Впервые анализ языка как системы знаков, т.е. лингвистику, мы находим в диалоге Платона (428-347 до Р.Х.) «Кратил». Здесь философ ставит вопрос, соответствуют ли имена природе вещей (наподобие звукоподражания, когда звуки непосредственно влекут за собой смысл), или же они являются лишь условными знаками, установленными по соглашению. Но первым от фонетического описания звуков к анализу функциональных отношений элементов языковой системы перешел Ф. де Соссюр (1857-1913). Его исследования
в области санскрита и общего источника индоевропейских языков (всех языков Европы и Индии) привели его к определению языка как «общественного продукта языковой способности и совокупности необходимых соглашений, принятых социальным организмом, чтобы эта способность могла осуществиться у индивидов» («Лекции по общей лингвистике», 1916). Анализ языка вводит различие между устной и письменной речью. Устная речь понимается как самовыражение личности, как перманентное творчество, связанное с ситуацией, присутствием другого, но также как несовершенный и плохо структурированный язык. Письменную же речь можно рассматривать как чрезмерно строгую фиксацию и обедненное проявление устной речи — такую интерпретацию можно отнести к так называемому административному языку, — но также как наиболее строгое выражение мысли (язык науки и математики). Возможности языка: в «Феноменологии духа» (1807) Гегель напоминает, что когда Адам и Ева в процессе творения давали имена различным животным, они заново, на свой, человеческий, лад, творили мир, они приручили творение. Эта власть над природой, непосредственно предоставляемая культурой, источник техники, может обернуться и властью над людьми. Уже на заре истории западной политической власти Платон в диалоге «Гор-шй» (395-391 до Р.Х.), посвященном нормам поведения, описывает, как способность судей, сенаторов в Совете, граждан в народной Ассамблее или любом другом гражданском собрании, как их способность убеждать может обратить в раба любого члена общества; поэтому Горгий — мастер риторики — считает, что язык, именно через это искусство убеждать, является величайшим из благ. Сократ же ему отвечает, что призвание языка состоит не в том, чтобы раздавить противника — это порождает индивидуалистическую мораль («мораль Калликлеса»), но чтобы узнать и выразить истину и таким образом достичь счастья, условиями которого являются справедливость и умеренность. Как мы видим, вопрос о предназначении языка связан с вопросом о предназначении человека. Правомерно ли говорить о существовании собственно философского языка? Непосвященному читателю кажется, что одна из первых трудностей при чтении философских текстов связана с техническим,
эзотерическим характером используемых терминов. Это естественно, ведь философия имеет свой собственный объект: она может служить размышлением о методах мышления (интуиция, умозаключение, методология, эпистемология и т.д.), затрагивать функции разума {понимание, эмоциональность, бессознательное и т.д.). Поскольку специализация философии — общность (выражение Конта в «Лекциях о позитивной философии», 1830-1842), она неизбежно порождает общие теории о мире и о жизни (детерминизм, экзистенциализм), часто соотносимые с именами их создателей (платонизм, картезианство, марксизм, дарвинизм и т.д.). Все эти термины требуют знания таких теорий и предварительного размышления. От Платона (428-347 до Р.Х.) до наших дней великие философы всегда старались выражаться простым и понятным языком. В «Апологии Сократа» Сократ заявляет своим судьям, что намерен изъясняться на обычном языке, без той риторики, что свойственна адвокатам и софистам. Декарт (1596-1650), в то время когда латынь оставалась языком ученых, писал по-французски, «чтобы быть понятым всеми». Бергсон (1859-1941) напоминает, что «трудности, встречаемые нами при чтении философских текстов, редко связаны со словарем, хотя мы почти всегда приписываем их словарю. Это было бы и бесполезно, да и невозможно, если бы философ — как некоторые от него требуют — начинал с определения нового значения, придаваемого им обычному термину, потому что все его исследование, все развитие его мысли будут иметь объектом анализа и точной и подробной реконструкции ту вещь, которую этот термин обозначает слишком размыто на взгляд здравого смысла» («Мысль и движение», 1934). Философский язык — это язык, который с точностью пытается выразить истину. Изъясняющийся человек ассимилирует истину, воплощает ее в своей личности и в своем уме тем способом, который Сократ называл «майевтикой» (помощь при родах, и рождается здесь идея), а Монтень — «формированием суждения» («Опыты», 1580); этот язык.— выражение рефлексии. Немецкие философы (Фихте, 1762-1814, Гегель, 1770— 1831, феноменология Гуссерля, 1859-1938) будут говорить о языке как носителе смысла (тогда как этот последний термин принят в качестве выражения работы ума, вовлеченного
в то, что он говорит). Философский язык отличается от научного языка (описывающего законы и объективные факты); от поэтического языка (служащего выражением субъективности). Он ищет не точности, как наука, но строгости. Эта строгость связана с непрерывностью выражаемого смысла. Так же как и поэзия, он связан с субъектом, но — мыслящим субъектом (выражение Декарта), тогда как поэзия взывает к чистому чувству или чувствительности. Геру (1891-1978) в «Философии истории философии» (1979) показывает, что существует философская реальность, обладающая такой же полнотой содержания, что и поэтический язык, но выражающая логику, присущую работе сознания и стремящуюся к строгости и универсальности научного выражения.
ЯКОБИ (Фридрих Генрих): немецкий философ (Дюссельдорф, 1743 — Мюнхен, 1819). Советник финансов в герцогствах Берг и Жюльер [Juliers], посвятивший свою жизнь литературе и философии. Его философия веры («Дэвид Юм и вера, или Идеализм и реализм», 1787) как единственно верного способа познания действительности, пантеизм, следы которого мы находим в его произведении «О философии Спинозы, письма к Мендельсону» (1785), оказали глубокое влияние на философию Фихте (III часть «Предназначения человека» в его «Наукоучении», 1801) и на гегелевскую интерпретацию философии Спинозы.
ЯНКЕЛЕВИЧ (Владимир): французский философ (Бурж, 1903;—Париж, 1985). Профессор Сорбонны, занимавшийся исследованием творчества Бергсона (1931) и Шеллинга (1933), но его собственная рефлексия — это прежде всего экзистенциальный анализ души: «Нечистая совесть» (1933), «Ирония, или Чистая совесть» (1936), «Альтернатива» (1938), «О лжи» (1943), «Зло» (1947), «Трактат о добродетелях» (1949), «Аскетика и моральная жизнь» (1956), «Чистое и нечистое» (1960), «Смерть» (1966), «Прощение» (1967), «Прощаете?» (1971), «Необратимое и ностальгия» (1974). Будучи музыкантом, он еще написал: «Морис Равель» (1939), «Дебюсси и тайна» (1949), «Музыка и несказанное» (1961), «От музыки к молчанию» (1974-1979).
ЯНСЕНИЗМ: доктрина Янсения (1585-1638), автора «Augustinus» (1640), и его учеников. Янсенизм берет за основу и развивает точку зрения «августинианцев» (против «молинистов»), по которой благодать — чисто божественный дар, нисходящий на индивида вне зависимости от какого бы то ни было участия человеческой свободы. Тезисы «Augustinus» были вновь выдвинуты во Франции Дювержье де Оранн, аббатом Сен-Сиран, духовным наставником в аббатстве Порт-Рояль. Распря, связанная с «Augustinus», на чью сторону открыто встал Великий Арно, длилась вплоть до революции: побежденный при Мазарини (1656-1664),-терпимый при Людовике XIV (1669-1679), преследуемый в 1709 г. (когда Порт-Рояль был окончательно уничтожен), янсенизм оставался очагом оппозиции абсолютной монархии и рассадником парламентарного галлицизма. Ян-сенистская церковь, основанная в 1724 г., до сих пор существует в Утрехте.
ЯНСЕНИЙ (Корнелий): голландский теолог, епископ Ипра (Аккой, близ Лердома, 1585 — Ипр, 1638). В 1602 г. поступает в Луванский университет, бывший тогда ареной ожесточенной борьбы между иезуитами и августинианцами, на сторону которых он стал. Начиная с 1628 г. работает над главным своим произведением «Augustinus», опубликованным уже после его смерти в 1640 г.).
ЯСНОСТЬ И ЧЕТКОСТЬ: качества, которыми, согласно Декарту, должна обладать мысль, чтобы быть истинной и бесспорной. Ясность — качество, позволяющее отличить одну мысль среди других; отличается от четкости, позволяющей анализировать идею.
ЯСПЕРС (Карл): немецкий философ и психиатр (Ольденбург, 1883 — Баль, 1969). Философ-экзистенциалист, под экзистенцией он понимает разрыв между нашим присутствием в мире и нашим устремлением трансценденции, между наукой и религией. Поражение науки в ее желании решить все проблемы, поражение человека, пытающегося в действии найти совершенное счастье, являются знаками божественного откровения. Его «экзистенциальная» рефлек-
сия анализирует ситуации (страдание, битва, вина, смерть), которыми совершенно пренебрегали философы-рационалисты и которые в действительности образуют полюсы человеческого существования. Он рассматривает межчеловеческие отношения как формы «любовной вражды», беспрестанно колеблющейся от ненависти к любви. Кульминация его философии — в теории «знаков» и религиозного чувства. В любой ситуации он оставался философом-гуманистом современной Германии. Он выступал против идеи о немецкой империи, предупреждая, что воссоединение Германии чревато опасностью (как во всех подобных случаях в истории) уничтожения немецкого гуманизма и возобновления прусской воинственности, насилия и экспансионизма, трагически отметивших его народ («Немецкая вина», 1946). Им написаны: «Psychologie der Weltanschauungen» (1919), «Философия» (1932), «Vernunftund Existenz» (1935), «Existenz-philosophie» (1938), «Великие философы» (1957), «Philoso-phieund Welt» (1958).
Словарь
Дидье Жюлиа «ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ»
Редактор В.О. Мушинский
Оформление художника Т.И. Мельниковой
Художественный редактор А. С. Скороход
Технический редактор Г. В. Лазарева
Корректор Л.А. Попёнова Компьютерная верстка ИМ. Коршуновой