Электры (комплекс). См. Эдипа (комплекс)

ЭМЕРСОН (Ральф Вальдо): американский философ (Бостон, 1803 — Конкорд, Массачусетс, 1882). Основал так называ­емый трансцендентализм, который можно определить как поэтический мистицизм. Отстаивал превосходство инди­видуального сознания над традиционными верованиями и догмами, священными текстами и церквями. Душа, по Эмер­сону, — высший судья в духовной материи. С 1840 по 1844 г. опубликовал свои конференции, посвященные работам «Настоящее время», «Метод природы и реформированный человек». Им написаны также «Черты английского харак­тера» (1856).

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ: предрасположенность к испыта­нию живых эмоций. Эмоциональность считается «экзоген­ной», поскольку берет начало во внешнем мире, этим эмо­циональное отличается от тревожного (ведь тревожность, наоборот, «эндогенна»); если говорить схематически и что­бы избежать частого смешения тревожного и эмоциональ­ного, можно заметить, что эмоциональное переживается во время испытания, тогда как тревожное — в ожидании испы­тания. Например, страх ■— одна из форм эмоции (страх льва); тоска же — одна из форм тревожности (тоска — это страх, не относящийся ни к какому конкретному объекту; это «страх страха», говорит Ален). К числу элементов, позволя­ющих определить характер, относятся уровень эмоциональ­ности, уровень активности и наличие (или отсутствие) у нас глубокого отклика на происходящие с нами события («вто-ричность» или «первичность»). См. Характерология.

ЭМОЦИЯ: проявление аффективной жизни, обычно со­провождающееся приятным или мучительным состоя­нием сознания. Эмоция — это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживлен­ность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение. Крайний вариант физи-

ческих последствий — обморок, но чаще всего они ограни­чиваются сухостью во рту, покраснением или бледностью, лица, раздражением кожи (волосы дыбом или «гусиная кожа»). Некоторые полагают, что эмоция — это знак не­приспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция» как следствие недостаточного ческих последствий — обморок, но чаще всего они ограни­чиваются сухостью во рту, покраснением или бледностью, лица, раздражением кожи (волосы дыбом или «гусиная кожа»). Некоторые полагают, что эмоция — это знак не­приспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция» как следствие недостаточного контроля мозговых центров. Как правило, эмоция представ­ляет собой временное состояние неуравновешенности, зна­менующее усилие, предпринимаемое организмом, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Согласно природе этого беспокойства различают эмоцию-шок (выражение, сегодня уже устаревшее и замененное на «эмоциональный шок») и эмоцию-чувство; вторая будет более длительной, чем пер­вая, но более размытой (например, моральная эмоция, эмо­ция эстетическая, эйфория).

Природа эмоции. Довольно долго эмоция рассматрива­лась какреакция: например, я вижу медведя, я боюсь (эмо­ция -— страх), я убегаю. В сочинении «Очерк теории эмо­ций» Сартр показал, что эмоция является не реакцией, по поведением человека; именно человек ее производит и поддерживает: например, тот, кто вынужден признать свою неправоту или предпринять инициативу, которая для него слишком ответственна, может «впасть в гнев», чтобы не видеть ситуацию. Эмоция — магическое поведение, усилие, пытающееся изменить мир исключительно психическими силами. Всякая эмоция наделена смыслом, раскрывает ка­кое-либо намерение, пусть даже бессознательное. Одним словом, мы ответственны за свои эмоции; они выражают наш личностный выбор.

ЭМПЕДОКЛ: греческий философ (Агрижант, Сицилия, ок. 490 до Р.Х. — Пелопоннес, ок. 430). Философ, который, по преданию, победил в Олимпийских играх, видный полити­ческий деятель, а также автор теории четырех элементов (вода, воздух, огонь, земля), признанной наукой вплоть до эпохи современной химии. Он назвал любовью принцип всякого объединения и всякого синтеза и ненавистью — принцип всякого разделения природных феноменов. В нем

контроля мозговых центров. Как правило, эмоция представ­ляет собой временное состояние неуравновешенности, зна­менующее усилие, предпринимаемое организмом, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Согласно природе этого беспокойства различают эмоцию-шок (выражение, сегодня уже устаревшее и замененное на «эмоциональный шок») и эмоцию-чувство; вторая будет более длительной, чем пер­вая, но более размытой (например, моральная эмоция, эмо­ция эстетическая, эйфория).

Природа эмоции. Довольно долго эмоция рассматрива­лась какреакция: например, я вижу медведя, я боюсь (эмо­ция -— страх), я убегаю. В сочинении «Очерк теории эмо­ций» Сартр показал, что эмоция является не реакцией, по поведением человека; именно человек ее производит и поддерживает: например, тот, кто вынужден признать свою неправоту или предпринять инициативу, которая для него слишком ответственна, может «впасть в гнев», чтобы не видеть ситуацию. Эмоция — магическое поведение, усилие, пытающееся изменить мир исключительно психическими силами. Всякая эмоция наделена смыслом, раскрывает ка­кое-либо намерение, пусть даже бессознательное. Одним словом, мы ответственны за свои эмоции; они выражают наш личностный выбор.

ЭМПЕДОКЛ: греческий философ (Агрижант, Сицилия, ок. 490 до Р.Х. — Пелопоннес, ок. 430). Философ, который, по преданию, победил в Олимпийских играх, видный полити­ческий деятель, а также автор теории четырех элементов (вода, воздух, огонь, земля), признанной наукой вплоть до эпохи современной химии. Он назвал любовью принцип всякого объединения и всякого синтеза и ненавистью — принцип всякого разделения природных феноменов. В нем

видят далекого предшественника теории эволюционизма и мутационизма, т.е. теории, согласно которой новые виды воз­никают в природе внезапно (например, георгины в 1894 г.).

ЭМПИРИЗМ: комплекс эмпирических процессов. (Имен­но в этом смысле говорят о «блужданиях эмпиризма».)

Слово обозначает также доктрину (развивавшуюся Лок-ком, Юмом), согласно которой все знание идет от опыта. Эмпиризм противостоит рационализму и теории врожден­ных идей (Декарт).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ: основанный на опыте и наблюдении, регулярных или нерегулярных. Следует отметить тот явно уничижительный смысл, который этот термин приобрел начиная с XVIII в.: эмпирик — это сельский «костоправ», бесплатный и без полномочий, чаще всего просто шарлатан. Однако опыт вовсе не обречен на вечное осуждение, наобо­рот, наука его всячески превозносит, при том условии, что он не исключает творческий вклад ума, представленный теорией, гипотезой, изобретением. Кроме того, различают опыт вообще, получаемый посредством органов чувств, и научный опыт, осуществляющийся при помощи измери­тельных приборов (например, термометра), выражающий количественный аспект вещей. Когда опыт подготовлен и обусловлен в лаборатории, говорят об эксперименте.

ЭНГЕЛЬС (Фридрих): немецкий теоретик социализма (Бар­мен, 1820 — Лондон, 1895). Сын богатого промышленника, учился в Берлине; его первое произведение («Шеллинг и Откровение», 1842) представляет собой критику идеалисти­ческой философии. Посланный в Англию управлять отцов­ской мануфактурой, он описывает все, что там видит: так возникает «Положение рабочего класса в Англии» (1845) — произведение, в котором он проявляет себя как основатель социологии труда; он описывает и анализирует условия жизни английских рабочих, вычленяет специфические проб­лемы, связанные с совместным трудом в новой — завод­ской —- среде. Маркса он встречает в Париже в 1844 г.; их обоюдная дружба никогда не ослабевала, а сотрудничество было настолько тесным, что теперь уже невозможно точно

установить долю участия Энгельса в произведениях Маркса; совместно они написали «Святое семейство» (1845) — кри­тику младогегельянцев, механистического идеализма и ма­териализма, работы «Немецкая идеология» (1845-1846), где объясняются основы исторического материализма, и «Мани­фест коммунистической партии» (1848). Вплоть до 1890 г. Энгельс считался главой немецкого социалистического дви­жения. После смерти Маркса опубликовал неизданную часть его произведений, в частности вторую и третью части «Ка­питала».

ЭНЕСИДЕМ (по-гр. ainesidemos): греческий философ (Кнос, I в. после Р.Х. —?). Преподавал в Александрии и оставил след в истории скептицизма. Сформулировал основные аргументы в защиту скептицизма, так называемые десять Тропов.

ЭНТУЗИАЗМ: состояние радостного возбуждения, ко­торое греческие философы (в частности, Платон в ди­алоге «Ион») объясняли божественной одержимостью (по-гр. en-theos — быть в Боге), поднимающее и «перено­сящее» дух за пределы человеческих забот. Любопытно, что античность считала страстное рвение, сообщаемое эн­тузиазмом, благоприятным состоянием не только для музы­канта, воина или жреца, но и для философа в его поиске истины.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ: создатели «Энциклопедии» Дидро (с 1751 по 1772 т.), наиболее примечателен из которых — Д'Аламбер; среди них мы находим Прада и Гельвеция. На­чиная с 1760 г. в издании участвовали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондилъяк, Добентон. Рационализм, критический дух, у Гельвеция даже материализм, наконец, революци­онный дух данного произведения оказали глубокое и дли­тельное влияние: был поставлен предел всесильному влия­нию церкви на философскую мысль и определены духовные условия революции и демократии.

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»: перевод английской «Cyclopaedia» Чамберса,

который издательство Le Breton доверило в 1745 г. Дидро и из которого Дидро, с помощью Д'Аламбера, сделал совершен­но оригинальное произведение. Публикация этого произве­дения растянулась с 1751 по 1780 г.: 17 томов ин-фолио и 11 томов иллюстраций появились с 1751 по 1772 г.; 5 томов дополнений, не принадлежащих Дидро, появились в 1777 г., и 2 тома иллюстраций — в 1780 г. «Вступительное слово» Д'Аламбера определяет принципы, по которым все наше знание оказывается связанным (это память, воображение, разум), и излагает очерк истории прогресса человеческого духа. Вольтеру здесь принадлежат статьи «Элегантность», «Красноречие», «Дух», «Воображение»; Монтескье — ста­тья «Вкус»; Руссо — статьи о музыке; Гельвецию и аббату де Кондильяку — развитие философских построений; тео­логия — аббату Ивону; химия — Гольбаху; естественная история — Добентону; литературная критика — Мармонте-лю; грамматика — Дюмарсезу; политическая экономия — Тюрго. Дидро был душой и двигателем этого издания. Впер­вые был создан словарь, способный удовлетворить любые запросы любопытного читателя. Что же касается философ­ской направленности произведения, то ее можно определить как дух Декарта, разум которого искал себе приложение во всех духовных проблемах: аналитический ум и критика, осуждающая фанатизм священников и смехотворные веро­вания, так же как авторитет и традицию, во имя научного прогресса.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: совокупность человеческих знаний.

Энциклопедическое знание — это вся широта знания, зна­ние всего, что имеет место в универсуме. Именно так Конт предложил составить энциклопедию — объединяя все об­ласти знания: астрономию, физику, химию, биологию и со­циологию. Энциклопедическое знание противопоставляют «абсолютному знанию», которое представляет собой всю глубину знания, то, что философия называет мудростью, совершенством самопознания.

ЭПИКТЕТ: греческий философ стоической школы (Гиера-поль, Фригия, ок. 50 после Р.Х. — Никополь, Эпир, ок. 130). О его жизни мало что известно; в Риме он был рабом Эпаф-

5,23

родита, освободившегося от владычества Нерона. Освобо­дившись в свою Очередь, Эпиктет посвятил жизнь препода­ванию своего учения. Его философия была менее теоре­тической: она ограничивалась тем, что давала человеку правила поведения, полезные в жизненной практике. Как и Сократ, он ничего не писал, и его мысли дошли до нас благодаря его ученику Арриану, опубликовавшему «Учеб­ник» Эпиктета. Любопытно, что его учение, проповедующее - «нежность души», настаивает при этом на высокомерии и строгости в поведении и в отношениях с другими людьми. См. Стоицизм.

ЭПИКУР: греческий философ (341-270 до Р.Х.). Его отец был школьным учителем, а мать — прорицательницей. Прожил большую часть своей жизни в Афинах, где в 306 г. открыл школу — «школу» под открытым небом (знаменитые «Сады Эпикура»), где жил общиной со своими друзьями и ученика­ми. До нас дошли лишь три его письма, содержащие в себе краткое изложение его доктрины, в частности его этику: Эпикур учил, что удовольствие :— это высшее благо, пони­мая под этим не ту легкомысленно (и несправедливо) припи­сываемую ему мысль, что человек должен забываться в лег­ких наслаждениях, но, наоборот, что счастье — это награда за мудрость, за культуру духа и за добродетели. Его учение о «видах удовольствий», породившее столько неверных ин­терпретаций, следует уточнить: Эпикур призывает нас ра­зумно использовать удовольствия, для чего он подразделяет их на три группы, в зависимости от того, следует ли: 1) им потакать; 2) принимать их; 3) избегать. Тогда он предлагает потакать тем, что являются естественными и необходимы­ми, принимать те, что естественны, но не необходимы, избегать тех, что не естественны и не необходимы. Тогда мы сможем достичь наилучшего человеческого состояния — душевного покоя, или атараксии (гр. a-taraxis — избавлен­ный от беспокойства). Сады Эпикура представляли собой тихую пристань среди бурного моря афинского общества IV в. до Р.Х., прибежище для многих его учеников; там пра­вили строгость и своеобразная суровость. Поэт Лукреций — самый знаменитый ученик Эпикура — в своем тракта­те «О природе вещей» («De Natura rerum») так скажет

о нем три века спустя после его смерти: «Это был бог, да, бог, первым открывший тот образ жизни, что теперь зовется мудростью». Во II в. до Р.Х. эпикуреизм распространил­ся в Египте, Антиохии и Риме, в I в. при помощи Фед-ра эпикурейские.центры утверждаются в Риме. Обнов­ление эпикуреизма приходится на XVII в. и связано с именем философа-сенсуалиста Гассенди. Это оказало влия­ние на утилитаристскую этику англосаксонцев (Бентам, Дж. Ст. Милль). См. Мораль.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ: изучение методов познания, исполь­зуемых наукой. Кант и вслед за ним Коген (Марбургская школа) положили начало современной эпистемологии и показали принципы и методы ньютоновой физики. Теория науки была дополнена Кассирером («Erkenntnisproblem», «Проблемы познания в философии и современной науке»), Брюнсвиком, который вывел формы математической мыс­ли, в частности бесконечно творческий характер концеп­туальной мысли («Этапы математической философии), и Вюйеменом («Философия алгебры», 1962), который, опира­ясь на работы Кавайеса по аксиоматике и алгебраичес­кому формализму, описывает историю различных методов математического анализа. Но крупнейшим французским эпистемологом остается Башляр — теоретик современ­ной науки («Новый научный дух», 1934); он показал, что рациональная мысль, склонность к систематизации пред­шествуют соприкосновению с опытом, но что опыт всегда взрывает все наши рациональные систематизации: тако­ва идея «Прикладного рационализма» (1949). Вообще, эпи­стемология позволяет нам выделить две фундаменталь­ные формы познания: 1) сенсуалистическое знание — в том, что кдсается его происхождения, эмпирическое — по ме­тоду, реалистическое — по основанию; 2) соответственно рационалистическое, интеллектуалистическое и идеалис­тическое знание. Наконец, следует заметить, что сведе­ние философии к эпистемологии было в конце XIX в. ха­рактерно для сциентизма (безусловная вера в то, что с помощью науки мы можем познать абсолют). Следователь­но, эпистемология — это лишь рефлексия по поводу науки, в которой она пытается найти универсально приемлемый

метод, который бы унифицировал и упростил все научные операции.

ЭПИФЕНОМЕН: побочный феномен. Эпифеноменизм — это теория, по которой сознание представляет собой лишь простое отражение органических феноменов. Например, сознание волевого акта — это не сознание свободного ре­шения, лежащего у истока этого акта, но просто свет, сопро­вождающий сугубо нервные процессы, которые и являются истинными двигателями наших поступков. Сознание ничего не делает, оно —- эпифеномен. Эббингауз сравнивает его с театральным зрителем. В действительности, физиологичес­кие условия волевого акта, как и любой идеи нашего духа и любого состояния сознания, нам неизвестны, и эпифено­менизм остается недоказуемой и бесполезной гипотезой.

ЭПОХЕ (гр. слово, обозначающее сомнение): сомнение в суждении, утверждающем существование вещи. Эпохе настоятельно рекомендует феноменология Гуссерля для изучения феноменов сознания: так, она позволяет нам по­нять, например, смысл различных религий независимо от какого бы то ни было суждения о ценности, соотносимой с истинной реальностью их откровения. Другой пример — образ больной, утверждающей, что она слышит голоса. («Эти голоса нереальны», — говорит ей врач. «Но, — отве­чает она, — ведь я их слышу».) Что касается феноменологии, то она изучает смысл этого феномена вне зависимости от проблемы его существования.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (лат Desiderius Erasmus Ro- terodamus): голландский гуманист и философ (Роттердам, ок. 1469 — Бале, 1536). Незаконный сын, он предпочитает называть себя Erasmus, т.е. «Любезный». Он добивается стипендии и учится в Париже, в Англии пишет свое сочи­нение «Похвала глупости» (1502), которую публикует в Париже (1511), с 1521 г. поселяется в Бале, переписывается с Лютером, с папами Юлианом II и Клементом VII, пишет «Коллоквиумы». Интересующийся новыми идеями, гума­низмом, в том числе и протестантизмом, он старается отме­тить как его достоинства (отделяющие его от сторонников

Реформы). Для современного человека он остается одним из пионеров духа веротерпимости. См. «Похвала глупости».

ЭРАТОСФЕН: греческий математик, астроном и философ Александрийской школы (Кирена, ок. 284 — Александрия, ок. 192 до Р.Х.). Знаменит тем, что первым определил ок­ружность Земли. Он обнаружил, что в Сиене, в 800 км к югу от Египта, солнце в день летнего солнцестояния вертикаль­но, потому что его лучи освещают даже самые глубокие ко­лодцы. А в тот же день в Александрии тень обелиска обра­зует угол примерно в 1°, или 1/50 окружности. Расстояние между двумя городами — 5000 стадиев (около 800 км). Отсю­да он вывел величину окружности Земли: 250 000 стадиев, или примерно 40 000 км.

ЭРОС: в древнегреческой религии — божество любви; кроме того, у Платона — двойной символ: духовного порыва, веду­щего к божественной любви («высший Эрос»), и инстинкта, без которого угас бы человеческий род («низший Эрос»). В мифологии, подчеркивает Платон, Эрос \ — сын Пороса (Бо­гатства) и Пении (Бедности): любовь бедна, поскольку она жаждет того, чем не владеет, — этим аспектом объясняется динамизм любви; но она также богата счастьем и внутренней полнотой. Этот двойной аспект богатства и нищеты психо­логически весьма характерен для любви.

ЭСТЕТИКА (от rp. aisthqsis — способность чувствовать): наука, занимающаяся красивым и теми чувствами, что оно вызывает в нас. Проблемы эстетики можно распреде­лить на две рубрики: творчество и эстетическое восприятие. Если метафизика интересуется главным образом феноме­ном творчества, где она может измерить и проанализировать способности человека (см. «Философское введение» Э.Су-рьо), то эстетика в собственном смысле слова предстает главным образом, особенно после Канта, как теория вос­приятия, т.е. «суждения вкуса», или чувства удовольст­вия {см. «Феноменологию эстетического опыта» Микеля Луи Дюфрена, 1953). Произведение искусства — это фор­ма выражения более полная и, может быть, человечески

;5:27

более глубокая, чем вербальное выражение; оно призыва­ет зрителя войти в определенный чувственный порядок, за­коны или «категории» которого некоторые современные эстетики считают себя способными вывести. Анализ эсте­тического чувства таким образом может, видимо, стать еще одним методом углубления знаний о человеке. См. Абст­рактное (искусство), Искусство, Изящные искусства, Тво­рение.

ЭСХАТОЛОГИЯ: учение о последних целях человека, т.е.: 1) относящееся к тому, что должно последовать за нашей собственной смертью (индивидуальная эсхатология); 2) ка­сающееся конца мира, в котором мы живем (коллективная эсхатология). В иудео-христианской традиции эсхатология предстает как Страшный суд, который состоится в конце времен.

ЭТИКА (от гр. ethos — нравы): наука о моральных прин­ципах. Слово «мораль», в частности, обозначает собой при­менение этих принципов в индивидуальных жизненных по­ступках. См. Мораль.

«ЭТИКА, ИЗЛОЖЕННАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СПОСО­БОМ»: главное произведение Спинозы (1677). Этот слож­ный трактат, написанный в виде дефиниций, аксиом, дока­зательств и следствий (как трактат по геометрии, созданный к тому же под непосредственным влиянием «генетической геометрии» Гоббса), исходит из того принципа, что в абсо­люте существование является рациональным фактом, дос­тупным разуму. Посредством анализа человеческой мысли автор учит нас понимать это абсолютное существование, реализовывать его в нас самих, преодолевая все наши страс­ти и достигая тем самым высшей формы счастья (бла­женства). Знаменита его классификация трех видов знания: чувственное знание, концептуальное знание и интуитив­ное знание (высшая форма рациональности). «Этика», как и «Критика» Канта, является произведением, оставившим наиболее глубокий след во всей немецкой метафизике (Фих­те, Шеллинг, Гегель), которая в свою очередь наиболее полным образом определяет пути современной философии.

Во Франции она породила комментарии Ланъо, Брюнсвика и особенно Геру.

ЭТИОЛОГИЯ (от гр. aitia — причина и logos — знание): наука о причинах. Чаще всего этот термин используется в медицине.

ЭТНОЛОГИЯ (от гр. ethnos — народ и logos — знание): наука о расах, об этносах. Для того, чтобы осмыслить структуры и эволюцию обществ, этнология опирается как на анализ мифологий и религий (Гриоль, Лиинхардт), так и на анализ нравов в собственном смысле слова (Леви-Строс), экономических и технологических структур (Леруа-Гуран) и форм языка (Одрикур). В настоящее время она входит в состав социальной антропологии.

ю

ЮМ (Дэвид): шотландский философ и историк (Эдинбург, 1711 — там же, 1776). Вначале простой коммерсант, посе­тил Францию, служил заместителем Государственного сек­ретаря и закончил карьеру в качестве библиотекаря корпо­рации адвокатов Эдинбурга. Его «Трактат о человеческой природе» (1739-1740), «Опыты о человеческом разуме» (1748) развивают эмпиристическую философию, выводящую все законы человеческого разума из опыта и ощущения. Он сводит законы природы к человеческим привычкам — мысль, оказавшая глубокое влияние на Канта. Его мораль­ные и политические «Эссе» (1741-1742) повлияют на эко­номические теории Смита и либеральных экономистов: он первым сформулировал классический закон распределе­ния золота между нациями. Кроме того, им написаны: «Ис­следование принципов морали» (1751), «Естественная исто­рия религии» (1757), «История Англии» (1754-1762).

ЮНГ (Карл Густав): швейцарский психолог и психиатр (Кес-свиль, Тюрговия, 1875 — Кюснахт, 1961). Изучал медицину в Бале, психиатрию — в Цюрихе, работал вместе с Жане и Блелером, позднее — с Фрейдом (1907-1912). К выра­ботанному Фрейдом понятию «личного бессознательного» добавил понятие «коллективного бессознательного», про­анализировав его содержание и отношения с индивидом (по­нятия интроверсии, экстраверсии и т.д.). Создал теорию архетипов — фундаментальных первооснов человеческого воображения, вокруг которых формируются мифы и рели­гии. Спорный характер его психоанализа, названного также «психологией глубин», в его интерпретации глубинного бес-

сознательного как религиозного сознания, выражает пози­цию человека перед лицом Бога. Им, в частности, написаны работы: «Клинические исследования ассоциаций» (1906), «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Психологичес­кие типы» (1920), «Психология и религия» (1939), «Психоло­гия и алхимия» (1944), «Символика духа» (1948). В 1958 г. было основано Международное общество аналитической психологии, объединяющее в своих рядах людей, практи­кующих метод Юнга.

я

«Я»: индивидуальный субъект. В психоанализе «Я» опреде­ляет равновесие между инстинктивными наклонностями («оно») и социальным сознанием, представленным в нас («сверх-Я»); это равновесие между индивидуальными жела­ниями и чувством общественной необходимости неустойчи­во и может склоняться в ту или иную сторону. В психологии изучение «Я» осуществляется с помощью «интроспекции» или непосредственного анализа. Французская рефлективная философия {Лашелъе, Ланьо, Ален) пытается углубить и дополнить психологический анализ «Я» метафизическим анализом: принцип этого углубления состоит в том, чтобы исходить из факта индивидуального сознания и вывести из него универсальное значение, пригодное для всех людей. Бергсон также принимал («Эссе о непосредственных дан­ных сознания», 1889) переход от психологического «Я» (социальное «Я») к «Я» метафизическому (глубинное «Я», тождественное опыту длительности). Вообще философское «Я» — это принцип всякого размышления, что вовсе не оз­начает, что истины относительны и зависят от нас, но лишь то, что определенное число истин, которые мы можем от­крыть, зависит от раскрытия, формирования и богатства на­шего «Я» (это основная идея философии «Я» Фихте, Гус­серля и вообще критического идеализма).

ЯЗЫК: средство коммуникации, передачи мыслей или чувств. Различают язык как пользование речью от языка (французский~язык, немецкий язык) как системы знаков: второе — объективное основание первого. Когда мы гово­рим о языке животных (К. Фриш в 1923 г. показал, что медо-

вая пчела, возвращаясь в улей, совершает танец в форме вось­мерки, что означает направление, расстояние и концентра­цию нектара, который она смогла найти в некотором месте), речь идет о языке действия, непосредственно связанном с той или иной потребностью. Способность животных обозна­чать голосом физические или психические ситуации (жару или холод, опасность, боль или хорошее самочувствие) или потребности (например, голод) изучалась учеными, в част­ности у дельфинов и китов. Но разница между голосовым сигналом и языком не только в степени сложности и струк­туре, но в природе и функции. Человеческий язык может быть интенциональным, он предполагает воображение и представление о будущем. Речь опирается на структуриро­ванный язык, служащий ей опорой, и ее собственная функ­ция в том, чтобы выражать мысль. Язык как «искусство сообщать наши идеи зависит не столько от органов, исполь­зуемых при коммуникации, сколько от присущей человеку способности, позволяющей ему использовать эти органы по своему усмотрению» {Руссо, «О происхождении языка», 1781). Язык — продукт общества, и сама идея «естественно­го языка», спонтанных выражений представляется пробле­матичной: жесты изменяются в зависимости от той или иной культуры, улыбка может (у японцев, например) выражать гнев. Обретение языка начинается с лепета (4-5-й месяц), к 10 месяцам возникают первые слова (3 или 4), а к пяти годам ребенок знает 3000 слов. Языковые отклонения могут быть связаны с повреждением височной доли или 3-й лоб­ной извилины мозга. Следует различать афазию (потерю дви­гательной вербальной памяти), анартрию (дефект произно­шения), аслексию (неспособность читать).

Размышления о языке, речи и ее возможностях. Впервые анализ языка как системы знаков, т.е. лингвис­тику, мы находим в диалоге Платона (428-347 до Р.Х.) «Кратил». Здесь философ ставит вопрос, соответствуют ли имена природе вещей (наподобие звукоподражания, когда звуки непосредственно влекут за собой смысл), или же они являются лишь условными знаками, установленными по со­глашению. Но первым от фонетического описания звуков к анализу функциональных отношений элементов языковой системы перешел Ф. де Соссюр (1857-1913). Его исследования

в области санскрита и общего источника индоевропейских языков (всех языков Европы и Индии) привели его к опреде­лению языка как «общественного продукта языковой спо­собности и совокупности необходимых соглашений, приня­тых социальным организмом, чтобы эта способность могла осуществиться у индивидов» («Лекции по общей лингвисти­ке», 1916). Анализ языка вводит различие между устной и письменной речью. Устная речь понимается как самовыра­жение личности, как перманентное творчество, связанное с ситуацией, присутствием другого, но также как несовершен­ный и плохо структурированный язык. Письменную же речь можно рассматривать как чрезмерно строгую фиксацию и обедненное проявление устной речи — такую интерпрета­цию можно отнести к так называемому административному языку, — но также как наиболее строгое выражение мысли (язык науки и математики). Возможности языка: в «Фено­менологии духа» (1807) Гегель напоминает, что когда Адам и Ева в процессе творения давали имена различным живот­ным, они заново, на свой, человеческий, лад, творили мир, они приручили творение. Эта власть над природой, непо­средственно предоставляемая культурой, источник техники, может обернуться и властью над людьми. Уже на заре исто­рии западной политической власти Платон в диалоге «Гор-шй» (395-391 до Р.Х.), посвященном нормам поведения, описывает, как способность судей, сенаторов в Совете, граж­дан в народной Ассамблее или любом другом гражданском собрании, как их способность убеждать может обратить в раба любого члена общества; поэтому Горгий — мастер риторики — считает, что язык, именно через это искусство убеждать, является величайшим из благ. Сократ же ему отве­чает, что призвание языка состоит не в том, чтобы раздавить противника — это порождает индивидуалистическую мо­раль («мораль Калликлеса»), но чтобы узнать и выразить истину и таким образом достичь счастья, условиями кото­рого являются справедливость и умеренность. Как мы ви­дим, вопрос о предназначении языка связан с вопросом о предназначении человека. Правомерно ли говорить о су­ществовании собственно философского языка? Непосвя­щенному читателю кажется, что одна из первых трудностей при чтении философских текстов связана с техническим,

эзотерическим характером используемых терминов. Это ес­тественно, ведь философия имеет свой собственный объект: она может служить размышлением о методах мышления (интуиция, умозаключение, методология, эпистемология и т.д.), затрагивать функции разума {понимание, эмоциональ­ность, бессознательное и т.д.). Поскольку специализация философии — общность (выражение Конта в «Лекциях о позитивной философии», 1830-1842), она неизбежно по­рождает общие теории о мире и о жизни (детерминизм, эк­зистенциализм), часто соотносимые с именами их созда­телей (платонизм, картезианство, марксизм, дарвинизм и т.д.). Все эти термины требуют знания таких теорий и пред­варительного размышления. От Платона (428-347 до Р.Х.) до наших дней великие философы всегда старались выра­жаться простым и понятным языком. В «Апологии Сокра­та» Сократ заявляет своим судьям, что намерен изъясняться на обычном языке, без той риторики, что свойственна ад­вокатам и софистам. Декарт (1596-1650), в то время когда латынь оставалась языком ученых, писал по-французски, «чтобы быть понятым всеми». Бергсон (1859-1941) напоми­нает, что «трудности, встречаемые нами при чтении фило­софских текстов, редко связаны со словарем, хотя мы почти всегда приписываем их словарю. Это было бы и бесполезно, да и невозможно, если бы философ — как некоторые от него требуют — начинал с определения нового значения, при­даваемого им обычному термину, потому что все его иссле­дование, все развитие его мысли будут иметь объектом ана­лиза и точной и подробной реконструкции ту вещь, которую этот термин обозначает слишком размыто на взгляд здра­вого смысла» («Мысль и движение», 1934). Философский язык — это язык, который с точностью пытается выразить истину. Изъясняющийся человек ассимилирует истину, воп­лощает ее в своей личности и в своем уме тем способом, который Сократ называл «майевтикой» (помощь при родах, и рождается здесь идея), а Монтень — «формированием суж­дения» («Опыты», 1580); этот язык.— выражение рефлек­сии. Немецкие философы (Фихте, 1762-1814, Гегель, 1770— 1831, феноменология Гуссерля, 1859-1938) будут говорить о языке как носителе смысла (тогда как этот последний тер­мин принят в качестве выражения работы ума, вовлеченного

в то, что он говорит). Философский язык отличается от на­учного языка (описывающего законы и объективные факты); от поэтического языка (служащего выражением субъек­тивности). Он ищет не точности, как наука, но строгости. Эта строгость связана с непрерывностью выражаемого смысла. Так же как и поэзия, он связан с субъектом, но — мыслящим субъектом (выражение Декарта), тогда как поэ­зия взывает к чистому чувству или чувствительности. Геру (1891-1978) в «Философии истории философии» (1979) по­казывает, что существует философская реальность, облада­ющая такой же полнотой содержания, что и поэтический язык, но выражающая логику, присущую работе сознания и стремящуюся к строгости и универсальности научного выра­жения.

ЯКОБИ (Фридрих Генрих): немецкий философ (Дюссель­дорф, 1743 — Мюнхен, 1819). Советник финансов в герцог­ствах Берг и Жюльер [Juliers], посвятивший свою жизнь ли­тературе и философии. Его философия веры («Дэвид Юм и вера, или Идеализм и реализм», 1787) как единственно вер­ного способа познания действительности, пантеизм, следы которого мы находим в его произведении «О философии Спинозы, письма к Мендельсону» (1785), оказали глубокое влияние на философию Фихте (III часть «Предназначения человека» в его «Наукоучении», 1801) и на гегелевскую ин­терпретацию философии Спинозы.

ЯНКЕЛЕВИЧ (Владимир): французский философ (Бурж, 1903;—Париж, 1985). Профессор Сорбонны, занимавшийся исследованием творчества Бергсона (1931) и Шеллинга (1933), но его собственная рефлексия — это прежде всего экзистенциальный анализ души: «Нечистая совесть» (1933), «Ирония, или Чистая совесть» (1936), «Альтернатива» (1938), «О лжи» (1943), «Зло» (1947), «Трактат о добродетелях» (1949), «Аскетика и моральная жизнь» (1956), «Чистое и нечистое» (1960), «Смерть» (1966), «Прощение» (1967), «Прощаете?» (1971), «Необратимое и ностальгия» (1974). Будучи музыкантом, он еще написал: «Морис Равель» (1939), «Дебюсси и тайна» (1949), «Музыка и несказанное» (1961), «От музыки к молчанию» (1974-1979).

ЯНСЕНИЗМ: доктрина Янсения (1585-1638), автора «Augustinus» (1640), и его учеников. Янсенизм берет за основу и развивает точку зрения «августинианцев» (против «молинистов»), по которой благодать — чисто божествен­ный дар, нисходящий на индивида вне зависимости от ка­кого бы то ни было участия человеческой свободы. Тезисы «Augustinus» были вновь выдвинуты во Франции Дювержье де Оранн, аббатом Сен-Сиран, духовным наставником в аббатстве Порт-Рояль. Распря, связанная с «Augustinus», на чью сторону открыто встал Великий Арно, длилась вплоть до революции: побежденный при Мазарини (1656-1664),-терпимый при Людовике XIV (1669-1679), преследуемый в 1709 г. (когда Порт-Рояль был окончательно уничтожен), янсенизм оставался очагом оппозиции абсолютной мо­нархии и рассадником парламентарного галлицизма. Ян-сенистская церковь, основанная в 1724 г., до сих пор сущест­вует в Утрехте.

ЯНСЕНИЙ (Корнелий): голландский теолог, епископ Ипра (Аккой, близ Лердома, 1585 — Ипр, 1638). В 1602 г. посту­пает в Луванский университет, бывший тогда ареной ожес­точенной борьбы между иезуитами и августинианцами, на сторону которых он стал. Начиная с 1628 г. работает над главным своим произведением «Augustinus», опубликован­ным уже после его смерти в 1640 г.).

ЯСНОСТЬ И ЧЕТКОСТЬ: качества, которыми, согласно Декарту, должна обладать мысль, чтобы быть истин­ной и бесспорной. Ясность — качество, позволяющее отли­чить одну мысль среди других; отличается от четкости, поз­воляющей анализировать идею.

ЯСПЕРС (Карл): немецкий философ и психиатр (Ольденбург, 1883 — Баль, 1969). Философ-экзистенциалист, под экзис­тенцией он понимает разрыв между нашим присутствием в мире и нашим устремлением трансценденции, между наукой и религией. Поражение науки в ее желании решить все проблемы, поражение человека, пытающегося в дейст­вии найти совершенное счастье, являются знаками бо­жественного откровения. Его «экзистенциальная» рефлек-

сия анализирует ситуации (страдание, битва, вина, смерть), которыми совершенно пренебрегали философы-рационали­сты и которые в действительности образуют полюсы челове­ческого существования. Он рассматривает межчеловеческие отношения как формы «любовной вражды», беспрестанно колеблющейся от ненависти к любви. Кульминация его философии — в теории «знаков» и религиозного чувства. В любой ситуации он оставался философом-гуманистом совре­менной Германии. Он выступал против идеи о немецкой империи, предупреждая, что воссоединение Германии чре­вато опасностью (как во всех подобных случаях в истории) уничтожения немецкого гуманизма и возобновления прус­ской воинственности, насилия и экспансионизма, траги­чески отметивших его народ («Немецкая вина», 1946). Им написаны: «Psychologie der Weltanschauungen» (1919), «Фи­лософия» (1932), «Vernunftund Existenz» (1935), «Existenz-philosophie» (1938), «Великие философы» (1957), «Philoso-phieund Welt» (1958).

Словарь

Дидье Жюлиа «ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ»

Редактор В.О. Мушинский

Оформление художника Т.И. Мельниковой

Художественный редактор А. С. Скороход

Технический редактор Г. В. Лазарева

Корректор Л.А. Попёнова Компьютерная верстка ИМ. Коршуновой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: