double arrow

ВВЕДЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

В ПСИХОЛОГИИ

Уфа-2010

УДК 1599

ББК 88.492

М34

Печатается по решению учебно-методического совета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы

Математические методы обработки данных в психологии: учебно-методическое пособие / И.Н. Нестерова [Текст] – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 146 с.

В учебно-методическом пособии представлены наиболее распространенные методы статистической обработки эмпирических данных, применяемые при психолого-педагогических исследованиях. Учебно-методическое пособие содержит необходимые теоретические сведения и формулы для расчета; примеры применения наиболее распространенных статистических методов; практический блок представленный в виде типовых для психологии задач; справочную информацию в форме таблиц критических значений для статистических критериев. Пособие содержит материал по таким темам как: измерение в психологии, описательная статистика, параметрические и непараметрические критерии, корреляционный, регрессионный, дисперсионный и факторный анализ.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям.

Рецензенты:

Р.Ф. Маликов, д-р. физ-мат.н, профессор (БГПУ им. М.Акмуллы)

Н.И.Петрова, канд. пс.н., доцент (БАГСУ)

© Издательство БГПУ, 2010

© Нестерова И.Н., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

1.Измерение в психологии ……………………………………………...

2.Описательная статистика ………………………………………………

3.Основы статистического вывода………………………………………..

4.Выявление различий в уровне исследуемого признака………………

5.Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака…

6.Параметрические критерии различия …………………………………

7.Выявление различий в распределении признака……………………..

8.Многофункциональные критерии……………………………………..

9.Корреляционный анализ ………………………………..……………..

10.Регрессионный анализ…………………………………………………

11.Дисперсионный анализ………………………………………………….

12.Факторный анализ ……………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ. Таблицы критических значений для статистических критериев …………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Формирование исследовательского подхода к широкому кругу задач, которые встречаются в профессиональной деятельности психолога, освоение профессиональных ролей психолога-исследователя, психолога-диагноста невозможно без освоения основных разделов математической статистики. Методы математической статистики позволяют исследователю выявлять скрытые взаимосвязи между явлениями, анализировать, систематизировать, обобщать полученные результаты. Качество и достоверность результатов эмпирического исследования подтверждается применяемыми методами математической обработки. Следует отметить, что студенты младших курсов часто не осознают важность количественного анализа результатов психологического исследования и, прежде всего, это связано со сложившемся стереотипом восприятия психологии как гуманитарной дисциплины у большинства абитуриентов и студентов младших курсов. Эта установка подкрепляется и характером вступительных экзаменов. Актуальность данного курса подчас осознается лишь на старших курсах, при выполнении квалификационных исследовательских работ.

Пособие содержит в себе материал, который можно использовать для организации учебного процесса, лабораторных работ, а так же для самостоятельного изучения методов статистической обработки эмпирических данных. Пособие может выступать и в качестве справочника. Учебно-методическое пособие включает в себя теоретико-практический блок, таблицы критических значений статистических критериев, список литературы. Теоретико-практический блок содержит двенадцать разделов. Каждый раздел включает в себя теоретический материал, примеры применения статистических критериев, блок практико-ориентированных задач. В сборник включены задачи, как разработанные составителем, так и задачи из некоторых учебных пособий, монографий. Пособие содержит примеры применения наиболее востребованных в психологии статистических критериев для решения задач.

Данное учебно-методическое пособие призвано решать следующие задачи: дать представление об основных статистических методах и способах их применения; способствовать развитию умений студентов самостоятельно проводить статистическую обработку данных эмпирического исследования; способствовать развитию умений студентов делать правильные психологические выводы на основе статистического анализа.

Материал, представленный в данном пособии, может быть использован для организации учебного процесса, а также может быть полезен студентам при написании курсовых работ и дипломных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: