Добровольные молитвы, совершаемые во время провозглашения икамы

Если молитва уже началась, то нежелательно совершать добровольную молитву.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا أقيمت الصلاة فلا صلاة إلا المكتوبة ﴾

«Если возвестили икъаму, то нет другой молитвы, кроме предписанной».

В другой версии этого хадиса говорится:

﴿ إلا التي أقيمت ﴾ رواه أحمد ومسلم وأصحاب السنن.

«Кроме той, к которой призвали [40]». Этот хадис передали Ахмад 2/352, Муслим 63/710, Абу Дауд 1266, ат-Тирмизи 421, ан-Насаи 864, Ибн Маджах 1151.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Сарджис сказал:

«Однажды какой-то человек зашел в мечеть, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возглавлял людей в утренней молитве. Этот человек помолился в два рак’aта в стороне мечети и затем встал за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Закончив молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ يا فلان بأي الصلاتين اعتددت، بصلاتك وحدك أم بصلاتك معنا ؟ ﴾ رواه مسلم وأبو داود والنسائي.

«O такой-то, которую из этих двух молитв ты считаешь (совершенной): ту, что ты совершил в одиночку, или ту, что ты совершил с нами?» Этот хадис передали Муслим 712, Абу Дауд 1265, ан-Насаи 867, Ибн Маджах 1152.

То, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возразил против этого действия, но не велел ему повторить молитву, является доказательством того, что подобная молитва действительна, хотя это и является нежелательным.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды, когда я молился в то время, когда муаззин возвестил икъаму, пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потянул меня и сказал:

﴿ أتصلي الصبح أربعا؟ ﴾ رواه البيهقي والطبراني وأبو داود الطيالسي وأبو يعلى والحاكم، وقال: إنه على شرط الشيخين.

«Ты совершаешь утреннюю (обязательную) молитву в четыре рак’ата?» Этот хадис передали аль-Байхакъи, ат-Табарани, Абу Дауд ат-Тайалиси Абу Йа’ля и аль-Хаким 1/454, который сказал: «Хадис соответствует условиям аль-Бухари и Муслима».

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел человека, совершающего два рак’ата утренней молитвы, когда муаззин произносил икъаму, и коснувшись его локтя, он сказал ему:

﴿ ألا كان هذا قبل هذا ﴾ رواه الطبراني. قال العراقي: إسناده جيد.

«Разве она не совершается до нее?» Этот хадис передал ат-Табарани. Аль-‘Иракъи сказал: «Иснад этого хадиса хороший»


[1] Этот хадис передали Ахмад 5/231, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11394, Ибн Маджах 3973, ат-Тирмизи 2616, который сказал: “Хороший достоверный хадис”. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5136, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 2866.

[2] Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима».

[3] Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 1214.

[4] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других/ сахих ли гъайрих /. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 376, «Сахих аль-Джами'» 2573.

[5] Здесь имеются в виду рабы.

[6] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 2698, «Сахих аль-Джами'» 4616.

[7] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 572.

[8] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Ибн Маджах» 1079, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 564.

[9] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 312.

[10] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 565.

[11] Данный хадис является слабым по причине ‘Амра ибн Малика ан-Нукри. Никто из имамов не считал его надежным, кроме Ибн Хиббана, а среди мухаддисов известно послабление имама Ибн Хиббана в усиливании надежности слабых и даже неизвестных передатчиков. Об этом говорил хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади. Также в цепи данного хадиса Мумаль ибн Исма'иль, он правдивый передатчик, однако допускал ошибки, о чем говорил имам Абу Хатим. Более того, этот хадис противоречит ясным указаниям и многим достоверным хадисам, в которых сообщается, что основой Ислама и его столпами являются пять вещей, а не три, как об этом передается в этом хадисе. Шейх аль-Албани говорил: "Я не думаю, что кто-то из признанных ученых называл неверным того, кто оставил пост, не считая это дозволенным! Однако это противоречит внешнему смыслу хадиса (что оставивший пост становится неверным). И в этом также научное доказательство относительно слабости этого хадиса". См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа ва-ль-мауду’а” 94, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 305, «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир» 3696. См. «Распространенные, но слабые хадисы о Рамадане и посте».

[12] То есть, следует ли нам сними сражаться? Прим. пер.

[13] Этот хадис передали Муслим 199, Ахмад 2/426, ат-Тирмизи 3602, Ибн Маджах 4307.

[14] Это означает, что не учитываются их грехи. Прим. пер.

[15] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 2041, «Сахихуль-Джами’» 3512, 3513, 3514.

[16] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 465, «Сахихуль-Джами’» 4025-26.

‘Абдуллах Насих Ульван сказал: (Это нужно делать для того,) чтобы ребёнок с раннего возраста изучал правила исполнения этих религиозных обязанностей и с самого начала привыкал исполнять их, чтобы ему прививалась привычка повиноваться Аллаху, соблюдать Его права, благодарить Его, обращаться к Нему за защитой, доверять Ему, полагаться на Него и вверять себя Ему во всех обстоятельствах, а также чтобы благодаря исполнению этих обязанностей он мог поддерживать чистоту своего духа и здоровье тела, совершенствоваться в нравственном отношении и корректировать свои слова и действия.

Аль-Хаттаби сказал:

- Этот хадис указывает на необходимость применения сурового наказания по отношению к тому, кто не совершает молитву по достижении совершеннолетия. Что же касается некоторых сподвижников аш-Шафи’и, то они использовали его в качестве аргумента в пользу необходимости казни такого человека и говорили: “Если несовершеннолетний заслуживает побоев, это значит, что после достижения совершеннолетия он будет заслуживать более сурового наказания, чем побои, но таким наказанием может являться только смерть”.

Аль-Хайсами сказал:

- В этом хадисе есть то, что в нём есть. Что же касается оснований для заявления о том, что оставляющий молитву заслуживает казни, то им может служить то, что он совершил преступление против всех пророков, ангелов и верующих, поскольку во время ташаххуда он должен говорить: “…мир нам и праведным рабам Аллаха”-, а пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если он произнесёт эти слова, то они дойдут до каждого праведного раба на небесах и на земле”. Таким образом, это преступление направлено против всех и наказанием за него может послужить только смерть. Однако ещё лучше приводить в качестве обоснования необходимости казни другие достоверные хадисы, в которых указывается, что отказывающийся от молитвы лишается защиты Аллаха и Его посланника и действие договоров на него не распространяется. Это ясно и недвусмысленно указывает на то, что пролить кровь такого человека можно безнаказанно, а это значит, что его следует казнить. Что же касается отказа отдавать закят, то за это казни не подвергают, поскольку его можно отобрать, вступив в сражение с уклоняющимся от этого. См.: «Послание о великом достоинстве молитвы».

[17] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 1150, «Сахих Сунан Абу Дауд» 451 и 1276, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 370.

[18] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 526.

[19] Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис, исключая его слова “тот, кто пропустит послеполуденную молитву …”». См. «аль-Ирваъ» 255.

[20] Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим в силу существования других/хасан ли-гъайрих/. См. «Муснад» 15755.

[21] Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным. См. «Муснад» 23627.

[22] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5313, «Мишкат аль-Масабих» 611.

[23] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 407, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 3216.

[24] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,не любил спать перед вечерней молитвой и беседовать после нее. Исключением из этого являются случаи, приведенные имамом ан-Навави в комментариях к “ас-Сахиху” имама Муслима. Он сказал: “Причиной порицания беседы после нее является то, что в результате бодрствования возникает опасение за то, что человека одолеет сон и он не сможет совершить ночную молитву, къийам аль-лейл, или утреннюю молитву в разрешенное, желательное или самое предпочтительное время. К беседам, которые порицаются в хадисе, относятся лишь те, которые не приносят пользы. Те же, которые приносят пользу и благо, не порицаются. К ним относятся изучение наук и жизни праведных мусульман, прием гостей, беседа с невестой, семьей и детьми для сближения, общения или о делах, беседа с путниками о том, как уберечь свое имущество и самих себя (от порочного и запретного — прим. Пер.), разговор с целью примирения между людьми и помощи им в добре, повелении одобряемого и удерживании от неодобряемого, наставлении на благое дело и т.п. Подобное не порицается никоим образом”. См.: Абу ‘Абд ар-Рахман ан-Наджди.«Исцеление раны».

[25] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

[26] Ат-Тирмизи и Ахмад передали этот хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

[27] Шейх аль-Албани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 169, «аль-Муснад» 178.

[28] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 378.

[29] Этот хадис передали ат-Тирмизи 154, ан-Насаи 1/275, Ибн Маджах 672, Ахмад 3/465, 440, 142, 143, Ибн Хиббан 1490 и 1491. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 154.

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Этот хадис: «Совершайте утреннюю молитву, когда уже заблистает заря, и ваше вознаграждение будет еще большим», даже если и является достоверным, нельзя на него опираться, поскольку он противоречит достоверным и известным хадисам, которые приводятся в сборниках аль-Бухари и Муслима. Ведь если какое-то сообщение противоречит известным сообщениям, то оно является отклоненным (шазз), или же отмененным (мансух), ибо известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) до конца своей жизни совершал утреннюю молитву в темное время рассвета, и так же поступали праведные халифы после него!” См. “Маджму’уль-фатава” 22/95.

[30] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2410.

[31] Эти люди проспали утреннюю молитву, а после восхода солнца возместили ее. На следующий день они хотели помимо утренней молитвы совершить еще одну из-за того что проспали эту молитву, чтобы загладить свою вину, считая, что должны сделать больше из-за своей ошибки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Неужели вы думаете, что Аллах примет от вас риба, в то время как Он запретил его вам?». Он назвал их желание риба. То есть молитвы человека - это его долг перед Аллахом, и поэтому ему следует отдавать столько, сколько он должен, и не делать лишнего. Прим. пер.

[32] Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис достоверным, исключая слова «Неужели вы думаете … и до конца». См. «аль-Муснад» 19978.

[33] В эти времена запрещается совершать добровольные молитвы. Мудрость этого запрета заключалась в том, что в эти периоды времени язычники поклонялись солнцу, и, несмотря на то, что мусульманин совершает молитву ради Аллаха, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил совершать ее в указанные промежутки времени. Тем самым запретив уподобление неверным в любом его проявлении! См. “аль-Икътида” 63-65.

Однако запрет в подобных хадисах является обобщенным. В других же хадисах пришли исключения, дозволяющие совершение молитв в эти промежутки времени, как в случае совершения обязательной молитвы тем, кто забыл о ней или проспал. Среди этих молитв: молитва приветствия в мечети (тахийятуль-масджид); молитва после омовения; молитвы в пятницу до начала пятничной проповеди, вплоть до выхода имама; молитва после обхода вокруг Ка‘бы (тауаф); возмещение добровольных молитв связанных с обязательными (ас-Сунан ар-рауатиб), пропущенных по причине; молитва по причине затмения солнца или луны. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 1/257-258, “Сахих фикъху-Сунна” 1/265-270.

Имам аль-Хаттаби сказал: "Люди разошлись во мнении насчет дозволенности молитвы джаназа и хоронения в эти три периода, и большинство ученых склонилось к тому, что в это время молитва джаназа является нежелательной, и это мнения: 'Атаъ, ан-Наха'и, аль-Ауза'и, ас-Саури, Ахмада и Исхакъа. А что касается Шафи'и, то он считал, что молитва джаназа и похороны совершаются в любое время в течение дня и ночи, но мнения большинства ученых, здесь более сходятся с достоверными хадисами". См. "аль-Ма’алим" 4/327.

[34] Мнение представителей этого мазҳаба ближе к истине. Прим. автора.

[35] «Сунна аль-Вудуъ» молитва, состоящая из двух рак’атов, совершаемая после совершения омовения. Прим. пер.

[36] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 585, «Ирваъ» 481.

[37] Здесь мы упомянули мнения имамов из-за наличия у каждого из них сильных аргументов.

[38] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1138. В версии ‘Абд ар-Раззакъа 4760 говорится: «После наступления рассвета следует совершать только два рак’ата перед утренней молитвой». Похожий хадис также передал ад-Дара Къутни 1/419/3 от ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет Аллах доволен ими обоими.

[39] К этому времени Ибн ’Аббас уже лишился зрения.

[40] Т.е. кроме той молитвы, для которой возвестили икъаму. Прим. пер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: