Модели корпоративного управления

Объединяющиеся компании очень часто имеют разные системы корпоративного управления (таблица 3). Д/з

Таблица 3 – Сравнение моделей корпоративного управления различных стран

Характеристики модели Российская модель Англо-американская модель Немецкая модель Японская модель
Система социальных ценностей зачастую отсутствует индивидуализм, свобода выбора социальное взаимодействие и согласие взаимодействие и доверие
Роль трудовых коллективов пассивная пассивная активная активная сопричастность
Основной способ финансирования за счет близости к властным структурам фондовый рынок банки за счет близости к властным структурам
Временной горизонт инвестирования краткосрочный краткосрочный долгосрочный долгосрочный
Стоимость капитала низкая высокая средняя низкая
Рынок капитала относительно ликвидный высоколиквидный ликвидный относительно ликвидный
Основная экономическая единица (в крупном бизнесе) компания компания холдинг финансово-промышленная группа
Отношения внутри корпораций · · на основе установления гибких связей · свободный переток капитала из одной отрасли в другую · на основе горизонтальной межотраслевой интеграции промышленных концернов с финансовыми институтами · координация внутри корпоративного образования обеспечивается небольшим кругом должностных лиц, которые одновременно являются членами правления компаний и фирм, входящих в данную корпорацию · на основе принципа целенаправленной специализации (сферы деятельности фирм внутри сюданов[12] не пересекаются) · взаимная монополия в отношениях поставщик-потребитель · промышленные объединения, входящие в корпорацию, строятся по принципу вертикальной интеграции
Распределение акционерного капитала значительная часть капитала находится у топ-менеджмента или собственников значительная распыленность среди участников большая часть находится во владении других корпораций (перекрестное владение акциями) система перекрестного владения акциями
Основные цели укрупнения бизнеса стремление к усилению монополистических позиций фирмы; увеличение капитала расширение сферы влияния, укрепление позиций на международном рынке специализация, направленная на увеличение качества выпускаемой продукции оптимизация производства, минимизация издержек, увеличение качества продукции
Оплата менеджмента высокая высокая средняя низкая

Сравнительный анализ моделей корпоративного управления различных стран показывает, что российская модель не достаточно сформирована. Многие решения принимаются стихийно, без ориентации, например, на организованный фондовый рынок. Цели корпоратизации зачастую направлены не на взаимовыгодное для всех участников решение бизнес-проблем, а на увеличение капитала в краткосрочной перспективе, без учета социальных проблем. Все это свидетельствует о том, что в дальнейшей перспективе будет происходить изменение институциональных условий формирования корпораций и развитие различных корпоративных форм управления.

Перспективы развития корпоратизации обусловлены, прежде всего, преимуществами, которыми обладает корпорация по сравнению с другими формами предприятия:

1) защи­та корпорацией своих собственников путем их избавления от ин­дивидуальной юридической ответственности, когда они действу­ют в качестве корпоративных представителей;

2) ограниченная от­ветственность акционера, который по определению не может потерять (в случае банкротства корпорации) больше вложенной им доли капитала;

3) возможность передачи корпоративного ка­питала из рук в руки (владелец капитала может продать свои ак­ции в любое время, а в случае смерти акционера его акции могут переходить к наследникам);

4) возможность наращивания объема корпоративного капитала.

Однако, наряду с безусловными преимуществами, функционирование корпораций сопряжено с определенными недостатками:

1) для корпорации и акционе­ров – двойное налогообложение (налог с корпорации как с са­мостоятельного юридического лица плюс налог с дивидендов ак­ционеров – как с физических лиц, так и с юридических держате­лей акций);

2) для менеджеров – усиленный контроль со стороны государства;

3) для корпорации, участников корпорации и обще­ства – дискреционное поведениеменеджеров (т. е. поведение, направ­ленное на достижение собственных целей в ущерб общественным или корпоративным целям).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: