и способствовать улучшению их нравственных качеств

Знай, что методы воспитания детей относятся к числу важнейших дел, ибо ребёнок является тем, что отдано на хра­нение его родителям, а его чистое сердце есть драгоценная жемчужина, на которой нет никаких изображений. На нём можно нарисовать что угодно, и его можно склонить к чему угодно, и если ребёнка приучат к благому и научат, как это следует делать, он вырастет с этим и будет счастлив в обоих мирах, а его награду разделят с ним его родители и все те, кто учил и воспитывал его. Если же приучать ребенка к дурному и не уделять ему внимания, будто это не человек, а животное, он будет злосчастным и погибнет, а бремя греха за это поне­сёт тот, кто был обязан следить за ним, ведь Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от ог­ня…» (“Запрещение”, 6). Как бы ни старался отец уберечь своё дитя от огня ми­ра этого, уберечь его от огня мира вечного всё же важнее. До­биться этого можно, если отец будет воспитывать своего ре­бёнка, прививая ему достойные нравственные качества, обе­регая его от плохих товарищей, не приучая его к роскоши и не внушая ему любви к украшениям этой жизни и всевозмож­ным удобствам, ибо это приведёт к тому, что, повзрослев, он потратит всю свою жизнь на то, чтобы добиться этого, и по­гибнет навеки, а поэтому должный контроль за ним необхо­димо осуществлять с самого начала.

К осуществлению контроля за ребёнком необходимо при­ступать сразу же, как только начнёт формироваться его разум, признаком чего служат первые проявления стыда. Когда ребё­нок начинает стесняться и прекращает делать некоторые вещи, это указывает на пробуждение в нём разума, в свою очередь являющееся радостной вестью о том, что его нравственные ка­чества пришли к гармонии, а сердце очистилось. Ребёнку, ко­торый уже испытывает стыд, необходимо уделять внимание и оказывать помощь путём воспитания в нём чувства стыда и умения отличать хорошее от дурного. Что касается качеств, то прежде всего в ребёнке просыпается жадность к еде, и следу­ет приучать его к тому, чтобы он брал пищу только правой ру­кой, произнося при этом слова «С именем Аллаха» /Би-сми-Ллях/, брал то, что лежит рядом с ним, не начинал есть рань­ше других, не смотрел пристально ни на еду, ни на тех, кто си­дит за столом, не торопился, хорошо прожёвывал, не хватал один кусок за другим и не пачкал руки и одежду. Кроме того, ребенка надо приучать иногда довольствоваться только хле­бом, чтобы он не считал, что хлеб всегда обязательно есть только с чем-то ещё, и внушить ему отвращение к употребле­нию слишком большого количества пищи с помощью сравне­ния объедающихся с животными, порицания в его присутст­вии таких детей, которые делают это, и похвал по адресу тех из них, кто проявляет умеренность в еде. Кроме того, ребён­ка следует приучать к тому, чтобы он делился своей едой с другими, поменьше думал о еде и довольствовался грубой пищей, какой бы она ни была. Кроме того, мальчикам следу­ет внушать любовь к одежде, сшитой не из шёлка, постоянно объясняя им, что такая одежда предназначена только для женщин, а мужчины считают ношение её зазорным для себя. Если же мальчик наденет на себя шёлковую одежду, ему не­обходимо выразить порицание и его следует удерживать от общения с плохими товарищами.

На определённом этапе нужно заняться обучением ребен­ка, чтобы он познакомился с Кораном, хадисами и рассказами о благочестивых и любовь к праведным людям запала ему в душу. Когда же ребёнок станет проявлять признаки благонра­вия и совершать достойные поступки, его необходимо возна­граждать за это тем, что принесёт ему радость, и хвалить его в присутствии других людей, а если он один раз поступит вопре­ки этому, не надо ни замечать, ни раскрывать этого перед дру­гими, особенно в том случае, когда сам ребёнок старается утаить это, ибо указание на то, что он сделал, может привести к тому, что ребенок осмелеет и перестанет опасаться огласки. Если он совершит нечто подобное ещё раз, ему следует выра­зить порицание тайно, постараться внушить, что он совершил серьёзный проступок, и сказать: «Ни в коем случае больше не делай ничего подобного, ибо, если об этом узнают люди, ты осрамишься перед ними!»

Вместе с тем, не следует каждый раз порицать его слиш­ком долго, поскольку это может привести к тому, что порица­ние и совершение неподобающего станет казаться ему чем-то незначительным, а слова перестанут оказывать воздействие на его сердце. Пусть же отец всегда обращается к нему опреде­лённым образом и порицает его лишь изредка; что же касается матери, то она должна внушать ребёнку страх перед отцом и удерживать его от всего неподобающего.

Кроме того, необходимо удерживать ребёнка от всего, что совершается им тайком, поскольку он не стал бы таиться, если бы не считал свой поступок дурным; когда же он привык­нет к тому, что его удерживают от подобных вещей, то пере­станет совершать дурное. Определённую часть дня обязатель­но нужно заставлять его двигаться и заниматься какими-нибудь упражнениями, чтобы им не овладевала лень.

Кроме того, не следует допускать, чтобы он похвалялся перед товарищами чем-либо из того, чем владеют его родите­ли, или же своей едой и одеждой, приучая его к проявлению смирения, уважению и вежливости с каждым из тех, с кем он общается. И необходимо запрещать ребенку отбирать что-ли­бо у других детей, объясняя ему, что возвышает человека то, что он дарит, а не то, что он берёт, и что брать у других низ­ко, поскольку так ведет себя и собака, которая виляет хвостом в ожидании куска, который могут ей дать. Короче говоря, ре­бёнку следует внушать отвращение к стяжанию золота и сереб­ра и предостерегать его от этого чаще, чем детей предостере­гают от змей и скорпионов, ибо бедствие любви к золоту и се­ребру не только для детей, но и для взрослых хуже того вреда, который может причинить им яд.

Кроме того, ребёнка следует удерживать от многословия, объясняя ему, что оно является признаком бесстыдства и что такое качество свойственно низким людям. И его следует удерживать от клятв независимо от того, правдивыми они яв­ляются или ложными, чтобы он не привыкал к этому с детства. И его следует приучить внимательно слушать всё то, что гово­рят старшие, а также проявлять уважение по отношению к ним. И его следует удерживать от пустословия, скверносло­вия, произнесения проклятий и ругани, а также от общения с теми, кто часто говорит подобные вещи, поскольку это может исходить только от плохих товарищей, а основным в процессе воспитания детей является недопущение их общения с плохи­ми товарищами.

Кроме того, необходимо приучить ребёнка слушать и ува­жать своих родителей, учителей, воспитателей, а также всех родственников и чужих людей, которые старше его по возрас­ту.

Когда ребёнок будет уже всё хорошо понимать, нельзя по­зволять ему пренебрегать омовением и молитвой. Ему следует велеть соблюдать пост в некоторые дни рамадана и учить его необходимым заповедям шариата, внушая ему страх перед во­ровством, употреблением в пищу запретного, вероломством, ложью и всем непристойным; когда же он повзрослеет, можно будет говорить с ним об этом более подробно.


[1] Имеется в виду душа.

[2] То есть тот, кто не очищает свою душу, а скрывает её за всевозможными прегрешениями.

[3] То есть не скупись.

[4] Имеется в виду молитва.

[5] Имеется в виду всё то, что не приносит никакой пользы ни в религиозных, ни в мирских делах.

[6] Имеются в виду невольницы.

[7] То есть совершают все обязательные молитвы в установленные для них пе­риоды времени.

[8] Здесь имеется в виду аль-Фирдаус – самое высокое место Рая, располо­женное в его центре.

[9]Са’ихуна ” – возможно также, что здесь имеются в виду люди, отправляющиеся в путь ради поклонения Аллаху, например с целью совершения хадж­жа, сражения за веру и т.д.

[10] Имеется в виду положение в Раю в зависимости от дел этих верующих.

[11] Здесь имеется в виду, что рабы Милостивого говорят невежественным слова прощания, не желая разговаривать с ними.

[12] Здесь речь идет о частом и долгом совершении ночных молитв.

[13] Здесь имеются в виду оговариваемые шариатом преступления, за которые человек должен подвергаться смертной казни. Их устанавливает только правитель мусульман в исламском государстве.

[14] То есть образцом для подражания.

[15] Наджран – местность в Йемене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: