__________________
исполкома районного Совета депутатов трудящихся Ленинграда. Некоторые показатели этого исследования были соотнесены с данными 1920-х годов, что позволило авторам в некоторой степени показать изменения, произошедшие в практике подбора и расстановки кадров аппарата управления в нашей стране за пятьдесят лет. Не все затронутые в работе проблемы получили свое решение. Многие из них были только поставлены и еще ждали своих исследователей.
Значительное число научных работ по проблемам работы с кадрами было посвящено вопросам подготовки и повышения квалификации кадров аппарата управления. Исследователи отмечали, что важнейшая цель заключается в том, чтобы на базе новейших достижений науки и передового опыта удовлетворить потребности аппарата управления в кадрах нужной квалификации, однако среди авторов многочисленных работ по проблемам подбора, подготовки и повышения квалификации кадров аппарата управления29 не было единства во взглядах на то, чему учить и как учить. Мнения ученых и специалистов разделились. Одни полагали, что специально обучать науке управления и готовить кадры для руководящей работы следовало в основном из людей, имеющих практический опыт работы и высшее образование, т. е. в системе последипломного обучения, они считали, что организаторские способности могут быть проявлены в основном в практической работе30.
Другой точки зрения придерживались Г. Брянский, В. Маслов, Ю.И. Краснопояс. Они утверждали, что готовить кадры для руководящей работы необходимо в период вузовского обучения. Однако, как справедливо замечал Ю.А. Розенбаум, дискуссия шла главным образом вокруг фигуры руководителя. Многие авторы недооценивали роли подготовки и повышения квалификации других категорий работников государственного аппарата управления. Среди советских и зарубежных ученых, как справедливо отмечал В. Маслов, порой допускалось смешение понятий «подготовка» и «переподготовка» кадров, что накладывало свой отпечаток на решение вопроса о том, как учить кадры аппарата управления и какие методы при этом использовать. Еще в конце 1960-х годов по этим проблемам развернулась широкая дискуссия в периодической печати. Например, В.И. Лисицин считал, что при обучении руководителей количество лекций должно быть сведено к минимуму. Основное внимание необходимо сосредоточить на творческой работе и дискуссиях, на рассмотре-






