Глава 2. Управленческая мысль в СССР и России во второй половине XX в

__________________

исполкома районного Совета депутатов трудящихся Ленинграда. Некоторые показатели этого исследования были соотнесены с данными 1920-х годов, что позволило авторам в некоторой степе­ни показать изменения, произошедшие в практике подбора и рас­становки кадров аппарата управления в нашей стране за пятьде­сят лет. Не все затронутые в работе проблемы получили свое ре­шение. Многие из них были только поставлены и еще ждали своих исследователей.

Значительное число научных работ по проблемам работы с кадрами было посвящено вопросам подготовки и повышения квалификации кадров аппарата управления. Исследователи от­мечали, что важнейшая цель заключается в том, чтобы на базе но­вейших достижений науки и передового опыта удовлетворить по­требности аппарата управления в кадрах нужной квалификации, однако среди авторов многочисленных работ по проблемам под­бора, подготовки и повышения квалификации кадров аппарата управления29 не было единства во взглядах на то, чему учить и как учить. Мнения ученых и специалистов разделились. Одни полагали, что специально обучать науке управления и готовить кадры для руководящей работы следовало в основном из людей, имеющих практический опыт работы и высшее образование, т. е. в системе последипломного обучения, они считали, что организа­торские способности могут быть проявлены в основном в практи­ческой работе30.

Другой точки зрения придерживались Г. Брянский, В. Мас­лов, Ю.И. Краснопояс. Они утверждали, что готовить кадры для руководящей работы необходимо в период вузовского обучения. Однако, как справедливо замечал Ю.А. Розенбаум, дискуссия шла главным образом вокруг фигуры руководителя. Многие ав­торы недооценивали роли подготовки и повышения квалифика­ции других категорий работников государственного аппарата управления. Среди советских и зарубежных ученых, как спра­ведливо отмечал В. Маслов, порой допускалось смешение поня­тий «подготовка» и «переподготовка» кадров, что накладывало свой отпечаток на решение вопроса о том, как учить кадры аппа­рата управления и какие методы при этом использовать. Еще в конце 1960-х годов по этим проблемам развернулась широкая дис­куссия в периодической печати. Например, В.И. Лисицин считал, что при обучении руководителей количество лекций должно быть сведено к минимуму. Основное внимание необходимо со­средоточить на творческой работе и дискуссиях, на рассмотре-




double arrow
Сейчас читают про: