Гвидо фон Лист

Гвидо фон Лист был первым популярным автором, соединившим народническую(volkisch) идеологию с оккультизмом и теософией. Он также оказалсявыдающейся фигурой среди volkisch публицистов в Германии перед 1914 годом.Урожденный житель Вены, столицы Габсбургской Австрии, которая на рубежевеков оказалась в стороне от магистралей немецкого национального развития,принадлежавший к более старшему поколению, чем большинство его предвоенныхидеологических сотоварищей, Лист стал заметной фигурой на восточной окраиненемецкого мира. Его читатели и последователи относились к нему как кумудренному патриарху, мистическому гуру националистов, чьейпроницательностью славное арийское и немецкое прошлое Австрии избавлено отвлияния иностранных культур и христианства. В своих книгах и лекциях Листпредлагал истинным германцам отыскивать в ландшафтах Родины, ее фольклоре иархеологии сохранившиеся следы великолепного теократическогоарийско-германского государства, возглавляемого королями-священниками ипосвященными гностиками. Он занимался каббалистикой и астрологией ипретендовал на звание последнего из арманистских магов, тех, что имеливласть в старом арийском мире. Гвидо Карл Антон Лист родился в Вене 5октября 1848 года, став старшим сыном в семье преуспевающего торговца изсредних классов. Его мать и отец принадлежали к торговым семьям, жившим встолице по меньшей мере на протяжении двух поколений. Мария Лист, матьГвидо, была дочерью торговца недвижимостью Франца Антона Киллиана, который вантироялистскую революцию 1848 командовал Первой Венской ГражданскойОбороной. Его отец, Карл Антон Лист, занимался кожей, продавал седельноеснаряжение и другие готовые товары, тогда как дедушка, Карл Лист, былтрактирщиком и виноторговцем. Прадедушка тоже содержал гостиницу. Гвидо Лист воспитывался в районе города, располагавшемся на восточнойстороне старого канала Danube, в центре. Биографы утверждают, что у Листабыло счастливое детство и надежный дом. В 1851 Антон фон Антейтор написалего портрет акварелью, что свидетельствует о богатстве семьи и о разделяемыхею буржуазных привычках Вены. Молодой Лист имел очень добрые отношения с родителями. Листы любиливодить своих детей на прогулки по окрестностям столицы, и эти экскурсиипробудили страсть Листа к природе и сельскому пейзажу. В нем обнаружились иартистические наклонности, свои чувства он всякий раз пытался выразить пероми красками. Поощряя его усилия, отец давал ему уроки живописи и рисунка.Сохранились заметки Листа, датированные 1863 годом, и рисунки замков,пейзажи Нижней Австрии и Моравии. Семья Листа, подобно многим австрийским семьям, была католической, иЛист в должное время принял крещение в храме Святого Петра в Вене. Но в 1862произошел случай, выдавший его недостаточную увлеченность ортодоксальнойрелигией. Его отец с друзьями, собираясь посетить катакомбы под собором Св.Стефана, решили взять Листа с собой. Темнота и низкие своды произвели намальчика сильное впечатление. Позже он рассказывал, что преклонив коленаперед разрушенным алтарем в подземной часовне, он поклялся создать храмВотану, когда вырастет. Очевидно, он видел в лабиринте под соборомдохристианскую усыпальницу, посвященную языческому божеству. ВпоследствииЛист утверждал, что его обращение следует датировать этим юношескимоткровением. Лист хотел стать художником и ученым; ученость означала для негоромантический образ историка, который может читать прошлое по фольклору ипейзажам. Это желание привело к конфликту с отцом, поскольку тот намеревалсяиспользовать старшего сына и наследника в семейном бизнесе. Лист подчинилсяотцовским ожиданиям и занялся коммерческим образованием, но это подчинениене было полным. С этого момента он делил свое время между требованиямикоммерции и частной жизнью в мире искусства, воображения и почитанияприроды. В рабочие часы он помогал отцу, но все свободное время посвящалпешим прогулкам и верховой езде по окрестностям во всякую погоду, делалзарисовки, записывал впечатления. Деревенские прогулки обострили интересЛиста к альпинизму и гребному спорту. Хорошо владея тем и другим видамиспорта, он стал основным персонажем Венского гребного клуба и секретаремАвстрийской Альпийской Ассоциации в 1871 году. Знаменательно, что его перваяпубликация появилась в ежегоднике Альпийской Ассоциации. В спорте навсегдасоединились для него деятельное братство с величественными стихиями гор ирек. Любовь Листа к природе вместе с тем была одушевлена стремлением кодиночеству и желанием уйти от суеты дневного мира. Он бывал счастлив, еслиему удавалось совершать свои прогулки в одиночестве. Он не чуждался обществадрузей, но часто все же воспринимал их как помеху радостям внутренней жизни.Сохранившиеся описания коллективных путешествий рассказывают о его причудахи приватных приключениях. Такие приключения всегда сопровождал ритуал, чтопревращало его внутренний мир во что-то исключительное и создало емурепутацию одинокого волка и мистика. Примером таких ритуалов могут служитьвстречи летнего солнцестояния. После долгого перехода через Мансфельд Лист иего друзья добираются до гостиницы. Разыгравшийся шторм принуждает группузаночевать там. Лист же покидает товарищей, чтобы ознаменовать солнцестояние(приветствовать солнце) одинокой ночевкой на вершине Гейзельберга. В другойраз, 24 июня 1875 года он убеждает четырех друзей отложить послеполуденныедела и сесть за весла. По каналу Danube они достигают развалин римскогогорода Карнунтум, где располагаются лагерем и пируют всю ночь. Для егодрузей это был просто удачный вечер; для Листа, погруженного в мечты, этобыла 1500 годовщина победы германцев над римлянами, которую он праздновалогнем и захоронением восьми винных бутылок в форме свастики под аркойЯзыческих Ворот. В последние годы Лист открыто объяснял свое влечение к природенеприязнью к современному миру улиц, магазинов и заводов. Ему не нравиласьновая Вена: когда бы ни бросал он город ради деревни, он чувствовал, чтоубегает от "мутного савана метрополии" и "отвратительных сцен дикой погониза прибылью". Современная экономика, по мнению Листа, словечками о поискеиндивидом самого себя, сбила человечество с пути. "Нужно бежать из тех мест,где пульсирует жизнь, искать уединенные островки, которых не коснуласьчеловеческая рука, чтобы поднять магический покров природы". Его уход вмягкий и покойный мир природы был бегством от современности, но вместе с теми от отеческого насилия, принуждавшего его к коммерческой карьере. Пока отец продолжал руководить делом, Лист мог свободно изощрять свойвкус одиночеством, долгими прогулками и спортом. Но после смерти КарлаАнтона в 1871 году, Листу пришлось самому зарабатывать на жизнь. Совершенноне приспособленный к коммерции, он скоро устал от бизнеса и женился на своейпервой жене, Елене Форстер-Петерс, 26 сентября 1878 года. Следующеедесятилетие он вспоминал как время тяжких испытаний, молодая пара велавесьма скромное существование на небольшие собственные средства и скудныедоходы от журналистской деятельности Листа. Теперь, когда его карьера завершилась, Лист все время мог отдаватьлитературе и истории. С 1877 по 1887 он опубликовал множество статей обавстрийской деревне и привычках ее обитателей в газетах Heimat, DeutscheZeitung, Neue Welt, хорошо известных своими националистическими чувствами.Его описания местности сопровождались языческими интерпретациями местныхназваний, обычаев и народных легенд. Одно из первых типичных идиллическихописаний группы средневековых замков близ Мелка было опубликовано в NeueDeutsche Alpenzeitung в 1877 году. Поскольку Австрийская АльпийскаяАссоциация приобрела транснациональный статус в 1874 году и для нее несуществовали немецкоавтрийские границы 1867 и 1871 годов, Лист находился вконтакте и с немецкими и с австрийскими членами Ассоциациинационалистической и пангерманистской ориентации. Теперь Лист все времяговорил о родном пейзаже. Альпы и Danube почитались им за национальнуюидентичность: реки, поля и горы имели лицо, здесь жили духи Тевтонских мифови фольклора. Эти первые статьи отличались от юношеских набросков своимотчетливо volkisch и националистическим духом. Все эти годы Лист работал над первым большим романом "Карнунтум" (изданв двух томах в 1888), воодушевленным памятной летней вечеринкой, посвященнойсолнцестоянию 1875-го. В 1881 он опубликовал короткие фрагменты техпереживаний. Очарованный гением места, Лист всматривался в далекое прошлоеКарнунтума. Улицы и великолепные здания разрушенных городов вставали вокругнего, призрачные фигуры прежних обитателей проходили перед его мысленнымвзором, он видел роковое сражение германцев и римлян, приведшее к падениюгарнизона в 375 году. В его глазах нападение племен Квади и Маркоманниположило начало тем германским продвижениям, которые в результате повели кразграблению Рима в 410 году и падению империи. Для Листа само словоКарнунтум несло волнующую ауру старой германской доблести, сигнал,напоминающий о событии, выведшем древних германцев на арену мировой истории.Карнунтум, описанный в романе, был захватывающей игрой воображения. Эта правдоподобная история была вдвойне привлекательна для немецкихнационалистов Австрии. Во-первых, Лист поместил австрийские племена вавангард победы над Римом. Во-вторых, его повествованием предполагалось, чтородовые племена доримской Австрии и постримских варварских королевствнеизменно населяли родную землю. Их высокая цивилизация, употребляя терминЛиста, только дважды прерывалась за всю историю: впервые, Римскойколонизацией Паннонии с 100 по 375 и, вторично, с пришествием христианстваили "другого Рима". Такое представление событий отражало неприязнь Листа ксовременному католическому состоянию Австрии. Действующее политическоеустройство и общепринятое вероисповедание выглядели с этих позицийнезаконными, следствием иностранного подавления немецкой культуры напротяжении многих веков. Мифологические события направили внимание немецких националистов напоиск оправданий их неудовлетворенности многонациональным австрийскимгосударством. Раннее признание романа сослужило Листу большую службу. В 1888выходит также исторический труд Генриха Кирхмайра, озаглавленный "Древнеегерманское племя Квади". Опубликовал книгу ферейн "Немецкий дом" в Брно,чьим президентом был промышленник Фридрих Ванек, глава Пражской МеднойКомпании и Первой Инженерной Компании Брно; обе компании -- наиболее крупныепроизводители Габсбургской империи. ферейн "Немецкий дом" объединял немецкихжителей Брно, замкнутых в кругу преобладающего чешского населения ЮжнойМоравии. Ванек был поражен параллелями между художественным воображениемЛиста и академическим трудом Кирхмайра. Между Ванеком и Листом завязаласьрегулярная переписка, которая заложила фундамент последующей дружбы. Ферейн"Немецкий дом" опубликовал впоследствии три книги Листа в отдельной серии,посвященной изучению истории и литературы, а щедрость Ванека привелавпоследствии к созданию Общества Листа 20 лет спустя. Помимо популярности в volkisch кругах Брно, "Карнунтум" помог Листуприобрести известность в австрийском движении пангерманизма, связанном сименами Риттера Георга фон Шонерера и Карла Вольфа. Шонерер впервыеучаствовал в выборах в австрийский рейхсрат и был первым пламеннымпоборником антисемитизма и национализма среди немецких националистовГабсбургской империи. Он произнес свою первую антисемитскую речь передсобранием в 1878 году и в выборном обращении потребовал экономического иполитического союза немецкоязычной Австрии с Немецким Рейхом. С 1883 ониздавал крайне националистическую газету "Подлинное немецкое слово", вкоторой настаивал на германской сущности австрийских немцев и требовалотделения немецких провинций от многонационального тела империи. В этидесять лет Шонерер ездил по провинциям, отыскивая кружки, культурныесообщества, спортивные клубы с аналогичными настроениями. Все объединениябыли заняты пробуждением националистического сознания среди австрийскихнемцев. Для этого употреблялось множество способов: празднование годовщиннемецкой королевской династии и культурных героев -- прусского кайзера,Бисмарка, Мольтке, Вагнера; праздники летнего солнцестояния -- всоответствии с древними обычаями; создание исследовательских кружков поизучению немецкой истории и литературы. В 1890-х Лист оставил свой след вэтой среде. В 1890-м году Карл Вольф, пангерманист и парламентский депутат, начализдавать еженедельный "Восточно-Германский обзор"; политический тон его былчуть менее националистичен, чем газета Шонерера. Лист стал его постояннымсотрудником. В 1891 году газета публикует выдержки из его последней книги"Мифологические пейзажи Германии" (1891), которая представляет собойантологию его фольклорной журналистики за предшествующее десятилетие.Названия его статей спустя несколько лет свидетельствуют о неугасающеминтересе к национальному прошлому Австрии: в 1893 году увидел публикацию"Gotterdammerung" и "Allerseelen und der vorchristliche Totenkult desdeutschen в газете Вольфа; в 1894 вышла длинная, публикуемая частями "Diedeutsche Mythologie im Ramen des Kalender-jahres" и в традиционно volkischстиле, поэтизирующем крестьян "Der Kohlenbrenner, ein nieder-Osterreichischevolks-type"; юбилей национальных ремесел был предметом его статьи "DieBlutezeit des deutschen Handworkers in Mittelalter" в 1895. В статьях "Derdeutsche Zauberglaube im mephistopheles Bauwesen" он исследовал магическийфольклор. В середине десятилетия в систему национальных чувств Листа вошелантисемитизм, что отразилось в его предупреждающем эссе "Die Juden als Staatund Nation". Он также писал для Аурелиуса Польцера в "Bote aus demWaldvrertel" и "Kyffhauser", которые подняли флаг пангерманизма в Хорне иЗальцбурге. Его темами постоянно были геральдическая символика и народныеобычаи, касающиеся крещения, свадеб, похорон. Ему казалось, что этитрадиционные институты целиком отражают архаические тевтонские практики. Попути национального освоения местной истории и- археологии, проложенномуЛистом, последовал также Франц Кисслинг, автор нескольких: книг потопографии, древним памятникам и обычаям Нижней Австрии. Оба автора былизнакомы и несомненно имели влияние друг на друга. Журналистика не была единственным средством, каким Лист поддерживалпангерманизм, он был известен также как лектор и автор пьес. 24 февраля 1893он прочитал лекцию для ферейна "Немецкий дух" о служителях культа Вотана.Лист утверждал, что эта вымершая форма веры была национальной религиейтевтонов. Эта весьма близкая Листу тема послужила предметом и для болееранней лекции, прочитанной для ферейна Ванека "Немецкий дом" в 1892 году, вБрно. В будущем воображаемое священство должно было стать центральной идеейего политической мифологии. Он также сотрудничал с "Союзом немцев",ферейном, учрежденным вновь в январе 1894 года Карлом Вольфом и Карлом Иро,издателем газеты Шонерера. 3 декабря 1894 ферейн проводил вечернийфестиваль, в программу которого входили выступления музыкантов, хор, а такжепремьера мифологической пьесы Листа "Вала пробуждается", которая должна былапоследовать за его же речью о немецкой миссии. Фестиваль предназначалсяисключительно для националистов и на входных билетах можно было прочитать:"для евреев недействителен". Как член крайне националистической Немецкойгимнастической лиги, на святочных торжествах 1895, Лист выступил своодушевляющей речью, имеющей название "Deutsche Treue", опубликованнойсначала в ежемесячном журнале Немецкой Националистической Рабочей Лиги, изатем вышедшей как приложение к "Восточно-Германскому Обзору". Лист продолжал публиковать свою литературную продукцию на протяжениивсех 90-х годов. В 1893 он основал, вместе с Фанни Вшиянски,беллетристическое общество в целях воспитания неоромантической инационалистической литературы Вены. Данубианское Литературное Обществосоздавалось по образцу litteraria sodalita Danubiana (Вена, XV век) венскогогуманиста Конрада Цельте (1459-1508), краткую биографию которого Листсоставил в 1893 году. Успех первого романа "Карнунтум" ожидал и два другихисторических романа о германских племенах. "Возвращение юного Дитриха"(1894) рассказывало историю молодого тевтонца, в V веке насильно обращенногов христианство. Роман заканчивался радостным возвращением отступника кпервоначальной религии огнепоклонников. Столь же мелодраматичной была сага"Пипара" (1895), это двухтомное повествование посвящалось поразительнойкарьере девушки племени Квади из Эбуродунума (Брно), которая прошла путь отримской пленницы до императрицы. Пангерманисты были единодушны в своейвосторженной оценке произведений Листа. Газеты Шонерера и Вольфа публиковалигорячие отклики на "Пипару". 9 апреля 1895 редакция "Восточно-ГерманскогоОбзора" устроила вечер Гвидо Листа в честь автора. Помимо чтений на немвыступили с лекциями Оттокар Штауф фон дер Марк, издатель TirolerWochenschrift и Карл Птак, другой издатель газеты Вольфа. Лист такжепредставил лирические фрагменты на мифологическом и националистическомжаргоне. После его лПосвящения валькирий", изданного Ассоциацией Ванека вБрно, хоровое общество Вены дало концерт 6 июня 1896, на котором исполняласьего поэма лOstara's Einzug". То же самое общество организовало фестивальЛиста, посвященный серебряной годовщине его литературных попыток, 7 апреля1897 года. К этому моменту Лист стал знаменит среди пангерманистов Австрии. Поиски древней религии страны привели Листа к языческой вере, что нашлоподтверждение в его катехизисе лНепобедимый" (1898). 6 января 1898 егопосетил старый католический епископ Богемии, Ниттель фон Варнсдорф, и теплопоздравил с введением лновой эпохи в истории религии". В августе 1899 Листвторично женился на Анне Виттек из Стеки в Богемии; венчание состоялось вевангелической протестантской церкви. Лютеранство его жены отражало духовныеколебания многих австрийских пангерманистов, желавших выразить своеразочарование в империи отказом от общепринятой католической веры. АурелиусПольцер формально перешел в протестантство в 1885; в 1900 за ним последовалШонерер. Эта тенденция стала особенно сильной после 1898, в пограничныхнемецких поселениях; здесь австрийские пангерманисты, поощряемые проектомШонерера по разрыву с Римом, стремились отличить себя от окружавших их чехови славян особой, прусской системой ценностей. Подсчитано, что к 1900 числообращенных в Австрии достигало 10 тысяч, более половины из них временно жилив Богемии. Впрочем, vцlkisch Ч склонность Листа к язычеству препятствовалалюбым формам объединения с альтернативной христианской религией. Анна Виттек была актрисой, играла Валу на фестивале 1894; такжеучаствовала в драматических чтениях поэзии Листа. Ее портрет показывает наммолодую милую женщину, одетую просто и таинственно. Лист нашел в нейисточник вдохновения и страстную истолковательницу для образов национальногопрошлого, терзавших его чувства. После женитьбы, Лист посвятил себяисключительно драме. Его пьесы лКороль Ванниус" (1899), ДМагический огоньлетнего солнца" (1901) и лЗолотая монета" (1903) посвящались соответственнокоролевской трагедии, обрядам Иванова дня и любовной истории в незапамятныевремена. Любопытным результатом обращения к сцене как способураспространения идей, стал программный памфлет лРеконструкция Карнунтума"(1900). Здесь Лист писал о том, что восстановление римского амфитеатра сареной под открытым небом позволяет включать в сценарий бои с драконами,парусные гонки, состязания бардов и Thinge (ежегодные немецкие ассамблеи),что могло бы облегчить понимание символов культа Вотана широкой публике.Лист называл проект лНового Карнунтума" германо-австрийским Байрейтом идействительно пример Вагнера служил для него образцом. К концу века Лист достиг значительного успеха как автор, работающий врамках неоромантического и националистического жанра. Его творчество целикомсосредотачивалось на героическом прошлом и религиозной мифологии роднойстраны. В 1902 году произошли существенные изменения в характере его идей:оккультные понятия проникли в воображаемый мир древних германских верований.В 1902 году Лист перенес операцию по удалению катаракты и оставался слеп напротяжении одиннадцати месяцев. Все это долгое и тревожное времявынужденного безделья, он находил утешение в размышлениях над происхождениемрун и языка. В апреле 1903 он отправил манускрипт об арийском протоязыке вИмперскую Академию Наук в Вене. Этот документ содержал идею грандиознойпсевдонауки, объединяющей немецкую лингвистику и символологию: первая егопопытка проинтерпретировать средствами оккультного откровения буквы и звукирун, алфавит, с одной стороны, и эмблемы и знаки древних надписей, с другой.Хотя Академия вернула манускрипт без комментариев, этот небольшой трудразрастался в последующие десятилетия и превратился в результате в шедеврего оккультнонационалистических изысканий. В сентябре 1903 венскийоккультный журнал лГнозис" опубликовал статью Листа, отражавшую новыйтеософский поворот его мысли. Здесь автор восстанавливает процесс мировоготворения и иллюстрирует его фазы знаками трискелиона и свастики. Болееподробно теософские влияния на творчество Листа будут рассмотрены впоследующих главах. Между 1903 и 1907 годами Лист время от времени Употребляетаристократический титул лфон" в своем имени: в 1907 он вносит титул вадресную книгу Вены. Такая процедура требовала выписки из архива родовойзнати, который устраивал официальное расследование. 2 октября 1907 года Листотстаивал перед магистратом принадлежность своей фамилии нижнеавстрийской иштирийской аристократии. Он утверждал, что его прадедушка отказался оттитула, поскольку вступил в сословие городских торговцев (содержалгостиницу), но он, Гвидо фон Лист, возвращает себе титул, потому что оставилкоммерцию для занятий литературой в 1878 году. В доказательство своегопроисхождения Лист демонстрировал кольцо с печатью, которое его дедушка поправу носил. На гербе изображались две геральдические лисы в расчетверенномполе (Лист по-немецки -- хитрость); они служили эмблемой рыцарю двенадцатоговека Буркхардту фон Листу, что подтверждается старыми хрониками. Может быть и в самом деле в признании титула нуждалась тонкаяорганизация Листа, в любом случае социальные мотивы его притязаний, будь это1878 или 1907, гораздо важнее. Почему Лист хотел титула? -- должно бытьнашим первым вопросом. По собственному признанию, Лист решил вернуть титул,потому что отказался от коммерческой карьеры. Как автор, он чувствовал себяпринадлежащим культурной элите, порвавшим глубокие связи со средним классом.Рассмотренное в этом свете принятие Листом титула выглядит социокультурнымподтверждением желаемой идентичности. С другой стороны, если обращение ктитулу датируется 1907 годом, как об этом свидетельствуют документы,самоутверждение Листа может быть рассмотрено как закономерное следствие егорелигиозной фантазии. Как явствует из его лекций о жрецах Вотана, Листполагал, что эта древняя религиозная элита образовала первую аристократиюгерманских племен. С 1905 по 1907 эта мысль проходит через егогеральдические исследования. Он трактует геральдику как системуэзотерических семейных эмблем, передаваемых от старой иерархии современномудворянству. Настаивая на титуле и гербе, Лист тем самым утверждал себя какпотомок иерархии в той же мере, как ее историк. Его друг, Ланц фонЛибенфельс также принял титул в 1903, и возможно, тем повлиял на Листа.Аристократические ловушки генеалогии и геральдики, эзотерическиинтерпретируемые, помогали людям вновь обрести собственное достоинство исмысл жизни. Несмотря на резкий отказ Имперской Академии, удача улыбаласьЛисту. В декабре 1904 Рудольф Бергер поднял вопрос в парламенте, потребовавобъяснений такого обращения с Листом от министра культуры и образования.Этот запрос был подписан пятнадцатью видными венскими сановниками. Никакогоудовлетворения от Академии не последовало, но поднявшийся шум привелсторонников Листа к широкому обсуждению вопроса о возможном основанииОбщества Листа (Guido-von-Listbesellschaft), которое могло бы финансироватьи издавать серии исследований Листа, посвященных национальному прошлому.Инцидент и последовавшее предложение демонстрируют невероятнуюпривлекательность идей Листа для пангерманистов и оккультистов одновременно. В 1905 году Фридрих Ванек, его сын Фридрих Оскар Ванек, Ланц фонЛибенфельс и еще примерно пятьдесят человек подписывают первый адрес вподдержку Общества Листа. Изучение этих подписей свидетельствует о широкой имощной волне сторонников среди общественных деятелей Австрии и Германии.Здесь имена Карла Люэгера, антисемита и мэра Вены; Людвига фон Бернута,главы vцlkisch организации здоровья Фердинанда Кхуля, члена комитета КлубаНемецкого Языка; Адольфа Гарпфа, издателя Marburger Zeitung; ГерманаПфистераШвагхузена, профессора лингвистики в университете Дармштадта, иэнтузиаста австрийского пангерманизма; Вильгельма фон Пикль-Шарфенштайна(барон фон Виткенберг), составителя нескольких антисемитских справочников;Аманда фон Швейгер-Лерхенфельда, издателя популярного журнала Stein derWeisen и офицера армии; Аурелиуса Польцера, издателя националистическихгазет Хорна и Граца; Эрнста Вахлера, vцlkisch автора и организаторанемецкого театра под открытым небом в горах Граца; Вильгельма Рохмедера,просветителя-пангерманиста в Мюнхене; Артура Шульца, издателя берлинскогожурнала за vцlkisch образовательную реформу; Фридриха Вигершауза, главыЭльберфельдской ветви мощной Немецкой Национальной Ассоциации Коммерческихслужащих и Франца Винтерштайна, члена комитета антисемитской НемецкойСоциальной Партии (DSP) в Касселе. К этим представителям пангерманизма вАвстрии и Германии присоединились несколько оккультистов: Гуго Геринг,издатель теософской литературы в Веймаре; Гаральд Аруна Гравелл ванОстенооде, теософский автор из Гейдельберга; Макс Зейлинг, эзотерическийпамфлетист и популярный философ из Мюнхена и Пауль Цильман, издательМетафизического обзора и мастер оккультной ложи из Берлина. Все эти людисвоей подписью подтвердили основание Общества Листа. После официальной церемонии открытия 2 марта 1908 года, Общество Листапродолжало привлекая националистических и оккультистских сторонников С 1908по 1912 в состав Общества вошли: депутат Беранексо -- организатор Союзанемцев в 1894 году; Рудольф Бергер, член комитета Немецкой НациональнойРабочей Лиги в Вене; Герман Брасс, глава Лиги Немцев в Северной Моравии;Данкварт Герлах, пылкий приверженец националистического и романтическогоМолодежного Движения; Конрад Глазенапп, биограф Вагнера; полковник КарлХельвиг, vцlkisch организатор в Касселе Вернхард Кернер, геральдическийэксперт и популяризатор генеалогии; Йозеф Людвиг Реймер, пангерманистскийавтор из Вены; Филипп Штауфф, крайне антисемитский журналист из Берлина;Карл Херцог, глава Филиала Маннгейме DHV. Этот список националистов можно дополнить именами ведущего немецкого теософа Франца Гартмана, теософскогоиздателя Артура Вебера, оккультного романиста Карла Хильма, теософа генералаБлазиуса фон Шемуя, всего коллектива членов Венского Теософского Общества иКарла Хейзе, ведущей фигуры в вегетарианском и мистическом культе Магоагпапиз Цюриха. Этот перечень предполагает, что идеи Листа были одинаковоприемлемы для многих образованных людей, вышедших из высших и среднихклассов Австри и Германии. Привлеченные уникальным соединением национальноймифологии и эзотеризма, эти люди готовы были ежегодно жертвовать обществу подесять крон Основной частью своего имущества Общество было обязано семьеВенека, который в день торжественного открытия передал ему более трех тысячкрон. Поощренный такой щедрой поддержкой, Лист написал серию "Ариогерманскихисследовательских отчетов; (Guido-List-Bьcherei), которые в основномсодержал" оккультные интерпретации национального прошлого Между 1908 и 1911шесть отчетов были изданы в виде буклетов под покровительством ОбществаЛиста. Эти публикации включали в себя ключ к смыслу и магической власти рун(GLB1), изучение политической власти и организации жрецов Вотана(Armanenschaft) (GLB2 и 2а), эзотерические толкования фольклора и местныхназваний (GLB3 и GLB4), словарь тайных арийских письмен в иероглифах игербовых знаках (GLB5). В 1914 Лист опубликовал свой коронный труд полингвистике и символогии (GLB6). Эти семь буклетов представлялисистематический обзор его творчества, касающегося религиозных, политическихи социальных установлений национального прошлого. Воображаемый мир прошлого(и желанного настоящего) служил записью мировоззрения (Weltanschanung),разделяемого Листом и его ближайшими соратниками. Анализ этогоWeltanschanung будет задачей последующих глав. Репутация Листа среди членов vцlkisch и националистических объединенийеще более укрепилась на волне его первых трех отчетов 1908 года.Ариогерманские институты стали предметом интенсивных обсуждений в vцlkischпрессе и других газетах. С 1909 имя Листа хорошо известно vцlkisch кружкамАвстрии и Германии; Neues Wiener Tagblatt и Grazer Wochenblatt восхищаютсяего открытиями; ежедневная берлинская газета "День" занимается освещениембесценного наследства; французский журнал говорит о нем как об "учителемистического империализма". Только в феврале 1911 о нем прочитаны триакадемические лекции в Берлине и Вене. За этими рукоплесканиями последоваловосхищение второстепенных авторов, черпающих в его исследованиях своевдохновение. В 1907 Джером Бал, венгерский учитель из Levoca опубликовалоккультный справочник по венгерской геральдике, который он посвятил Листу;его примеру последовали Б. Ханфтман, написавший исследование оботечественной архитектуре и Эрнст фон Вольцоген, автор обзора современнойлитературы. В июне 1909 Вольцоген поставил свою vцlkisch драму "Майскаяневеста" в Висбадене. Со словами глубокого восхищения он посвятил пьесуЛисту и просил его о чести посетить премьеру. Репортер впоследствии описывалЛиста как "воинственную, увенчанную сединами манифестацию Арманизма". В 1912Карл Хейзе, написав о семи священных рунах, указал, что его работа опираетсяна открытия "моего дорогого учителя Гвидо фон Листа", в это же время КарлЭнгельгардт посвятил мифологическую идиллию "учителю Божественного".Немецкие теософы также согласились с националистической популяризациейЛистом их доктрин. Франц Гартман сравнил труд Листа о иероглифах с"Разоблаченной Изидой" Блаватской, а Иоханнес Бальзли, издатель "Праны",написал биографию Листа как "заново открывшего древнюю арийскую мудрость", Идеи Листа распространялись тремя основными путями. Его идеология,укорененная в конфликте не мецких и славянских национальных интересов,привлекла vцlkisch кружки Германии, которые также стремились кшовинистической мистике в целях защиты германизма от либеральных,социалистических и "еврейских политических сил в позднюю вильгельмианскуюэпоху. Наиболее важными переносчиками идей Листа за границей были те членыОбщества Листа, которые участвовали в создании Reichshammerbund иGermanenorden. Филиг Штауфф, Карл Хельвиг, Георг Хауэрштайн, Вернер Кернер иЭберхард фон Брокхузен действовали в обеих этих предвоенных антисемитскихлигах. В последующих гла вах мы проследим, как это идеологическое влияниераспространялось через Germanenorden и его мюнхенское отделение, к ещемолодой нацистской партии. Эта линия влияний конечно имеет особый вес влюбых оценка исторической значимости Листа. Второй путь распространения влияний связан с несколькими теневымиvцlkisch фигурами в Германии, чья публицистическая деятельность обеспечилаширокую аудиторию идеям Листа во время и после войны. В ноябре 1911 Листполучил письмо, подписанное псевдонимом Тарнхари; автор утверждал, чтоявляется потомком или воплотившейся душой вождя древнего племени Вользнген.Тарнхари сообщал Листу, что его родовые вос поминания-видения подтверждаютреконсгрукции ариогерманских традиций и иерархических институтов выполненнуюЛистом. Во время войны Тарнхари издал две патриотические брошюры в Дейссене,около Мюнхене и затем открыл vцlkisch издательство в Лейпциге. Впослевоенный период он был связан с Дитрихом Эккартом наставником Гитлера впервые дни партии нацистов В том, что Тарнхари занимался популяризацией идейЛиста во время войны, можно убедиться из работ Эллегарда Эллербека,vцlkisch-мистического автора, одинаково благодарного и Тарнхари, и Листу.Его примеру последовали другие в 1920-е гг., т. е. кто писал о религииарманизма и обеспечивал это слово современно националистической валютой. Третий путь распространения влияний Листа связан с теми, кто подробноразрабатывал его идеи оккультного арийско-германского наследства и размышлялнад мудростью рун, пророческих наук, Эддой и тевтонской астрологией. РудольфДжон Горслебен, Вернер фон Бюлов, Фридрих Бернхард Марби, Герберт Рейхштайни Фроди Инголфсон Верманн создали сложный комплекс арм.анистско-ариософскихзнаний, которыми, хоть и связанные с творчеством Ланца фон Либенфельса в1920-е, все же в большей мере обязаны Гвидо фон Листу. Позднее ариософскоедвижение расцвело в Германии в конце 20-х и в 30-е годы. Хотя представителидвижения работали в эзотерических обществах и не были связаны с политическимдвижением, все же маленькие кружки рунологов-оккультистов пользовалисьбольшим доверием Генриха Гиммлера и принимали участие в разработке символови ритуалов СС. Сам Лист оставался мистическим мыслителем с нулевым организационнымталантом. Все же он создал небольшой круг посвященных внутри Общества Листа,обозначенный буквами НАО (Hoher Annanen-Orden). НАО возникла на праздникелетнего солнцестояния 1911, когда наиболее посвященные члены Общества Листав Берлине, Гамбурге и Мюнхене отправились навестить своих австрийских коллегв Вене. Лист принял решение совершить паломничество к избранным местам"земли Остара, где еще жив дух Хари-Вотана". 23 июня 1911 группа посетилакатакомбы собора, где юный Лист впервые ощутил присутствие языческого бога,и затем направилась к другим признанным святыням Вотана на Каленберге,Леопольдсберге и в Клостернебург. Спустя три дня энтузиасты отправились вБрюль близ Медпинга, Бург Крейзенштайн и, конечно, в Карнунтум. Этойпоследней экспедицией отмечен апофеоз "странствований по святым местам,предпринятых нашей конгрегацией". Памятная фотография апофеозасвидетельствует о том, что конгрегация насчитывала только десять человек.Предполагалось, что НАО будет форпостом строительства "новой духовнойГермании", однако ее сектантская природа и слишком благочестивый характердостаточно очевидны. В апреле 1915 Лист созывает в Вене собрание НАО,который теперь составляют в большей мере австрийские общественные деятели, иони собираются Для того, чтобы выслушать приветственную речь Листа. НАО была слепым отростком среди прочих исторически значимыхобъединений, поскольку Лист всю войну предавался изучению оккультных ирасовых проблем. Его последний "исследовательский отчет", озаглавленный"Арманизм и Каббала" содержал в себе намерение развить разрабатываемую вюности систему оккультных соответствий между различными объектами икачествами физического мира, включая животных, растения, минералы, цвета,звуки, музыкальные знаки, числа, и снабдить их эзотерической интерпретацией."Отчет" так никогда и не был подготовлен к публикации. В 1916 1917 годахЛист пишет несколько статей о приближении национального золотого века;предполагалось, что он должен наступить после поражения союзников; ИоханнесБальзли опубликовал два из этих предсказаний в своем журнале "Прана", в 1917году. И во время войны идеи Листа по-прежнему привлекали тех, кто искалмистических объяснений трудностям и лишениям войны. Лист получал множествописем фронта, в которых его благодарили за утешительны открытия; руны идревние арийские символы находили на камнях, далеко от домашнего очага, онипомогали верить в окончательную победу ариогерманцев. Книги Листапередавались из рук в руки в окопах и полевых госпиталях. В начале 1917 Листимел видене убедившее его в скорой победе над союзниками, но егопредсказания не сбылись. 1918 год принес с собой блокаду Европы, еда итопливо все в меньших количествах пос тупали в города. Ранней осенью империяГабсбургсов начала разлагаться и австрийцы были вынуждены просить о мире 3окября 1918. Лист оценил катастрофу в тысячелетнем контексте: кризис былнеобходим как время скорби на пороге спасения ариогерманцев. В конце 1918 семидесятилетний гуру был очень плох. Вена голодала.Следующей весной Лист и его жена решили поправить здоровье в поместьеЭберхарда фон Брокхузена, патрона Общества Листа, жившего в Ланжене, околоБранденбурга. По прибытии на вокзал Anhalter в Берлине, Лист почувствовалсебя очень утомленным путешествием. Врач диагностировал воспаление легких;состояние Листа резко ухудшилось. Утром 17 мая 1919 года арманистский маг ипророк национального возрождения скончался в берлинской гостинице. Егокремировали в Лейпциге, а урну с прахом захоронил на Центральном КладбищеВены. Филипп Штауф написал некролог, появившийся в Munchener Beobachtevцlkisch газете, издаваемой Рудольфом фон Зеботтендорфом; уже в следующемгоду эта газета стала официаль льным нацистским органом и оставалась ведущейгазетой партии вплоть до 1945 года. Так, хотя Листу не довелось узнатьнацистскую партию, ее рождающийся дух почтил его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: