Вотанизм и Немецкая теософия

По мнению Листа, древние тевтонцы обладали гностической религией,позволявшей людям проникать в тайны природы. Вотан занимает место главногобога в немецком пантеоне. Основными источниками для древней религии служилируны и Эдда. Старая северная поэзия Исландии рисует красочную мифологиюязычников, которых Лист рассматривал как приверженцев Вотана, вынужденныхбежать из Германии, спасаясь от христианских преследований на заресредневековья. Эдда, таким образом представляет собой запись мифов иверований древних германцев. В Эдде Вотан почитался как бог войны ипокровитель умерших героев Валгаллы. Он также считался магом и некромантом."Хавамал" и "Волюспа" описывают как Вотан предавался ритуальномусамоистязанию, чтобы овладеть магическим ведением тайн природы. Если веритьученым XIX века, эти действия являются формой шаманизма. Ценою болиисполнитель ритуалов приобретает магическую и физическую силу. В "Хавамал"Вотан ранен копьем и, беззащитный, привязан к дереву на девять ночей безводы и питья. На вершине страданий к нему внезапно приходит понимание рун.Спустившись с дерева, он составляет восемнадцать рунических заклинаний,заключающих в себе тайну бессмертия, способность к врачеванию себя,искусство побеждать врага в бою, власть над любовными страстями. В "Волюспе"Вотан предлагает Мимиру собственный глаз в обмен на пророческое ведениебудущего. Весьма вероятно, что этот миф напоминал Листу его собственныеоккультные откровения в период слепоты 1902 года. Руны общеизвестны как форма древнего северного письма -- выразительные,отделенные друг от друга знаки -- написанные или вырезанные в дереве,металле, камне; но они также высоко ценились за их магические свойства,способность служить амулетами заклинаниями. Каждая руна имела имя исобственную символику, выходящую за пределы ее фонетики и буквальногосмысла. Необходимо признать, что Лист вы ступил пионером оккультного чтениярун, поскольку он первым связал рунический алфавит с руническим заклинаниямиВотана в "Хавамал". Лист сопроводил каждый стих Вотана особой руной,присовокупив также ее оккультный смысл и окончательную формулу заклинания.Предполагалось, что эти оккультные смыслы и формулы составляют основноесодержание вновь открытой религии вотанизма. Ее классические максимы былтаковы: "Познав себя, ты познаешь мир!"; "Заключи в себе мир и ты станешьтворцом универсума!"; "Не бойся смерти, она не может убить тебя!"; "Твояжизнь в руках Бога, доверься ему!"; "Брак -- корень арийской расы!" "Человекодно с Богом!". Ударение в этих максима неизменно падало на внутреннюю силучеловеческого духа и его единство с Богом, открывающее гностическую природувотанизма. Но вотанизм также подчеркивает мистическое единство человека с миром иего магическую власть над ним. Мир здесь описывается как непрерывная чередпревращений, как путь через "рождение", "бытие", "смерть" и "возрождение".Вращение планет, смена времен года, процветание и упадок всего живогоподтверждают истинность простой циклической космологи За этой цепью перемени превращений Лист видел "первичные законы природы". Законы говорили осокровенном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист представлял себе какпроявления духовной силы. Человек оказывался неотъемлемой частью единогокосмоса и потому был выужден следовать простому этическому правилу жить всогласии с природой. Все напряжения и против речия должны были изживаться втаинственном единении человека и космоса. Расовая чистота выгляделаестественным следствием верности природе. Двойственные идеи магической самости и мистического единства влистовской версии гностической религии Вотана отражают духовные противоречияромантизма XIX веке, который, в свою очередь, являлся реакцией на болееобщие культурные и социальные сдвиги, произошедшие в Европе того времени.Георг Л. Мосс, исследуя мотивы романтизма, в связи с этим писал:"Запутавшиеся и прижатые к стенке, люди пытались быть собой. Но посколькуразмах индустриальных преобразований, их причины и следствия ускользали отразума, многие рациональному решению проблем предпочли собственныеэмоциональные глубины. Желание найти самого себя сопровождалосьпротиворечивым стремлением принадлежать чему-то большему, нежелииндивидуальная душа... поскольку социальные условия выглядели лишеннымиясности и угрожающими, романтики искали такого всеобъемлющего единства,которое не имело бы отношения к преобладающим экономическим и политическимобстоятельствам". Вот и Лист сформировал свою религию из архаических материалов в пикусовременности. Его учение опиралось на мощь и незыблемость индивидуальногодуха в царстве природы. Как подлинный опыт древних германцев, эта религиядолжна была воскреснуть в вере и моральном единении нового движенияпангерманистов. Для воссоздания древнего знания Лист использовал понятия современнойтеософии. В этом ему послужили два различных источника. Первым сталотворчество Макса Фердинанда Зебальдта фон Верта (1859-1916). Зебальдт началсвою литературную карьеру как издатель журнала "Практическое христианство"(1891) при сотрудничестве Морица фон Эгиди, выдающегося представителяLebensreform в Германии. Много писал о путешествиях и чужих странах. В 1897начал публиковать толстые тома по сексологии. Его "Ванидис" (1897) и D. I.S. "Сексуальные религии" (1897) описывают сексуальные религии арийцев,священные евгенические практики, предназначенные для укрепления чистотырасы. Обе работы опубликованы Вильгельмом Фридрихом в Лейпциге, известнымсвоими теософскими изданиями и проилллюстрированы магическими кривымисвастики; рисунки делал теософский художник Фидус. Затем Зебальдтопубликовал "Генезис" (1898-1903) в пяти томах, где исследовал эротизм,либидо, манию в контексте сексологии и расизма. Берлинский автор с очевидностью предвосхитил ариософию, соединиврасовые доктрины с оккультными идеями и сопроводив это сочетание причудливымистолкованием тевтонских мифов. Содержание "Ванидиса" указывает на егосклонность к выявлению метафизического смысла символики немецкого пантеона.По Зебальдту древняя арийская космология определялась творческим актом богаМундельфори (Mundelfцri), который создал мир из первоначального огненногохаоса. После чего определилась двойственность полярных начал материи и духа,мужского и женского. Он настаивал на значении евгенических мероприятий дляарийского превосходства, поскольку только соединение "чистыхпротивоположностей" могло бы освободить первоначальную энергию, заложенную вэтой двойственности и тем самым способствовать рождению отличного потомства.Схожие идеи в последующие годы появились и в труда Листа. Первое указание на то, что Лист знаком с творчество Зебальдтасодержится в его анонимной статье "Germanischer Lichtdienst", опубликованнойв "Des Scherer", сатирическом тирольском ежемесячном журнале, сотрудничавшемс австрийскими пaнгepмaниcтaми. Обсуждая религиозное значение языческихсолнечных феерий. Лист высказывал предположение, что этот ритуалсимволизирует первоначальное рождение солнца. Он также утверждал, чтосвастика является священным арийским символом, поскольку происходитFeuerquirl -- огненной метелки (венчика), вращением которой Мундельфориприводил космос к бытию. В сентябре 1903 венский оккультный журнал "Гнозис"опубликовал статью Листа, также отсылающую к 3е бальдту. В ней исследуется"древнеарийская сексуальная религия" и мистическая космогония, фазы которойиллюстрируются иероглифами. Здесь Лист также впервые упоминает обессмертии, перевоплощении и кармической предопределенности. Он различаетмeжду экзотерической (вотанизм) и эзотерической (арманизм) формамирелигиозного учения и пишет о неограниченной власти, которую посвященныеимели над обычными людьми в древней Германии. Тевтонские боги, Вотан, Донари Локи понимаются им как символы эзотерйческих, космологических идей, чтоявляется зембальдтианским штампом, очевидным для современников. Этой статьейЛиста отмечен первый этап в истолковании германской оккультной религии,главной заботой этого этапа выступала расовая чистота. В последующие несколько лет работы Листа приобрели откровеннотеософский характер. Его заметки и ссылки постоянно указывают на "Тайнуюдоктрину Блаватской, опубликованную в немецком переводе ВильгельмомФридрихом, и на немецкое издание "Утраченной Лемурии" Вильяма Скотта Эллиотас описанием сказочного континента и исчезнувших цивилизаций. Лист больше неупотребляет привычное "немцы" и "народ", но пользуется словами"ариогерманцы" и "раса", как будто подчеркивая совпадение с пятой корневойрасой в этнологической схеме Блаватской. Жрецы Вотана, вопрос о которых Листвпервые поднял в 1890-х годах, теперь превратились в просветленнуюгностическую элиту посвященных (Armanenschaft), что соответствовалоиерофантам "Тайной доктрины". в "Таинствах ариогерманцев" (1908) основныеэлементы теософской космогонии в их предполагаемом отношении к арийской верехлынули потоком. Скрытые и явные божества, рождение мира божественнымдыханием, первичный огонь как источник силы, напоминающей Fohat, постепеннаяэволюция космоса в соответствии с подчинением этой силы "законам природы",-- все это получило здесь детальную проработку. Заголовки разделовсопровождались теософскими надписями и знаками. В синтезе теософиии немецкой мифологии закладывался фундамент мировидения (weltanschaung)Листа. Тогда как в первых трех "исследовательских отчетах" слово "теософия"применительно к воображаемому миру тевтонских верований встречалось толькослучайно. Лист обнаружил глубокое знание теософических деталей. Жизнь у негоразвивалась в соответствии с "размерностью", ее усиление предполагалопрогрессивное восхождение через круги. Он также упоминал о дирижаблях ициклопических постройках атлантов. "Религия ариогерманцев" (1910) содержаладолгое обсуждение индуистских космических циклов, воодушевленное гипотезойБлаватской. Лист был глубоко захвачен количественным соответствием междуарифметическими загадками "Гримнизмал" в Эдде и числом лет в Калиюге, самойкороткой и наиболее упадочной из индуистских эпох. Источником своихразмышлений он считал "Тайную доктрину" Блаватской. Астрологические анализыв его книгах появились в 1910 году, в том же году Теософский ИздательскийДом выпустил первый популярный немецкий астрологический журнал. В "Die Bilderschrift der Arro-Germenen (1910) теософская космогонияописана следующим образом: изучение того, как божество обнаруживает себя,ведет к трем формам Логоса и соответствующим кругам огня, воздуха, воды иземли. Лист изображает эти этапы при помощи индуистских знаков Блаватской и связывает первые четыре круга с мифологическими тевтонскимицарствами Муспильхайм, Асгард, Ваненхайм и Мидгард, в которых правилисоответственно драконы огня, боги воздуха, титаны воды и люди. В егоадаптаци семи корневых рас для каждого круга тоже сказывается влияниеБлаватской. Лист полагал, что ариогерманцы представляли пятую действующуюрасу в нынешнем круге, а имена мифических тевтонских гигантов приписывалчетырем предшествующим расам. Дилювиальные атланты были признаныродственными титану Бергельмиру, пережившему потоп в северной мифологии, атреть раса -- титану Трудгельмиру. Соглашаясь с Блаватской Лист полагал, чтотретья раса (ее лемурианцы) первой перешла к половому размножению. Двепервые расы родственные Имиру и Оргельмиру, были андрогинами соответствовалиастральной и гиперборейской расам схеме Блаватской. Эта германизация теософии представлена трем таблицами в приложении.Первая из них иллюстрируя эволюционные ступени одного полного циклическогоперехода от единства к множественности и до возвращения к единству.Теософские понятия неявного и явного божества, трех форм Логоса, пятипервоначальных сфер (включая эфир) и появление человечества Лист сопроводилгерманизованными мифологическими эквивалентами. Так, божество Аллватерраскрывалось у него трех формах Логоса, каковы Вотан, Вили и Ви. Сериинаправленных против часовой стрелки трискелионов свастик, перевернутыетреугольники, символизировал этапы космической эволюции нисходящего цикл(движение от единства к множественности), в то время как движение по часовойстрелке и линии, обращенных вверх, свидетельствовали об обратном пути кбогу. Взаимное наложение "падающих" и "восходящих" линий образовывало знаксложной структуры, похожий на гек- саграмму и Мальтийский Крест.Лист утверждал, что эти последние знаки особенно священны, поскольку онисоединяют противостоящие силы творения: на вершине цикла они указывают наариогерманского богочеловека высшую форму, которой только может достичьжизнь в универсуме. Две другие таблицы содержат каббалистическую схему"соответствий" между растениями, деревьями птицами и божествамиклассического и немецкого пантеонов. Франц Гартман комментировал эту работу,сравнивая ее с "Разоблаченной Изидой" Блаватской и хвалил Листа за раскрытуюим связь германских и индуистских учений. В 1914 году Лист опубликовал шестой и последний из своих"исследовательских отчетов", "Протоязык ариогерманцев", в котором вводилисьвсе новые теософские понятия применительно к национальному прошлому. Длякорневых рас лемурианцев и атлантов он предназначил земли затонувшихконтинентов, о которых он прочитал у Вильяма Скотта-Эллиота, чью карту изоспроизводил. Лист думал, что доисторические мегалиты и огромные обломкискал Нижней Австрии указывают на сохранившиеся Атлантические "островки" вцентре современного европейского континента. На карте, прилагаемой к работе.Лист пытался соединить геологические периоды Земли, по данным современнойпалеогеографии с фазами последнего теософического круга 4 320 000 000 летили кальпа по индуистской хронологии. Почему же теософия стала такой важной частью исследований Листа? Одиниз ответов на этот вопрос может связываться с чрезвычайной модой на теософиюи с тем фактом, что многие участники Общества Листа глубоко интересовалисьоккультизмом. Фридрих Ванек, например, был рьяным спиритуалистом и вернымучеником теософских махатм, Мория и Куут Хууми; полковник Блазиус фон Шемуя(1856-1920) был связан с мистической школой Алоиса Мэландера в Дармштадте, с1890, среди последователей которого были также Франц Гартман и ВильгельмГуббе-Шлейден. Шемуя был выдающимся теософом и другом ДеметераДжоржвитцаВитцера (1873-1949), издававшим Zentralblatt fьr Okkultismus иписавшим различные оккультные труды под псевдонимом G. W. Surya; Макс Зелингнаписал статью о Мэландере и другие книги по спиритизму и оккультизму;Фридрих Швиккерт (1857-1930) изучал труды сэра Эдварда Бульвер-Литтона инаписал исследование об эликсире жизни. Он же стал одиним из ведущихастрологов в Веймарской Германии; Карл Хейзе оыл участником культа Mazdarnanи вместе со своим оратом Генрихом основал коммуну под названием "Ариана"близ Цюриха; Владимир фон Эглоффштейн увлекался хронологическимипостроениями, касательно циклов и написал эзотерическую историю церкви.Наконец, и сам Ланц фон Либенфельс со своим мощным направлением расистскогооккультизма многим был обязан теософии. Лист заимствовал некоторые идеи усвоего молодого друга: об оккультном значении тамплиеров, о манихейской борьбемежду расой господ (ариогерманцы) и расой рабов (не-арийцы); опервоначальной родины арийцев, исчезнувшем полярном континенте под названиемArktogдa. Теософия предлагала этим людям целостный взгляд на мир, возможностьвидеть настоящее через призму прошлого. Воображаемое прошлое оправдываломножество самых разных социальных, политических и культурных идеалов, такихкак расизм, магия, иере фантический элитаризм, единодушно отвергавших соременный мир. Будучи вполне мифологическим, это оправдание все же включало всебя современные научные достижения, представления об обществе и историиссылки на сверхъестественное. И это было спасением для тех, кого неустраивала современная жизнь. В лучшем случае, оккультные предрассудки моглиусилить и наполнить смыслом сопротивление происходящим социальным процессам.В худшем случае, они позволяли уйти в мир фантазии, где обладатели истинногознания могли чувствовать себя удобно и издалека сетовать на беды мирадействительного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: