Оккультное возрождение Германии 1880-1910

Оккультизм берет начало в религиозном типе мышления, корни которогоуходят в античность и которое обычно характеризуется как западнаяэзотерическая традиция. Ее необходимые составляющие -- гностицизм,герметические трактаты по алхимии и магии, неоплатонизм и Каббала --возникли на востоке Средиземноморья в первые пять веков нашей эры.Собственно гностицизм связан с верованиями некоторых еретических сект вэпоху раннего христианства, они требовали обладания гнозисом или специальнымэзотерическим знанием о духовных предметах. Хотя отдельные доктрины вомногих аспектах отличались друг от друга, существовали две общиегностические темы: во-первых, восточный (персидский) дуализм, в соответствиис которым два мира Добра и Зла, Света и Тьмы, порядка и хаосарассматриваются как независимые враждующие силы; и, во-вторых, убеждение втом, что материальный мир подвержен злу, так что человек может спастисьтолько достигая знания о высших сферах. Гностические секты исчезли в IVвеке, но их идеи воодушевили дуалистическую манихейскую религию (II век) игерметическое движение. Греческие тексты были собраны в Египте между III и Vвеками, здесь был завершен синтез гностических идей, неоплатонизма икаббалистической теософии. Поскольку эти мистические доктрины возникали наподвижной социальной и культурной почве, очевидна связь между разрастаниемсект и распадом стабильного сельскохозяйственного порядка поздней Римскойимперии. XV веке новые научные открытия и географические удачи уничтожилиусловия средневекового мира, гностические и герметические идеи пережиликраткое возрождение. Выдающиеся гуманисты и ученые маги в период Ренессансаопубликовали старые классические тексты и тем самым заново создали корпусоккультных наук. Но после триумфа эмпиризма в научной революции XVIIстолетия подобные идеи сохранились лишь среди немногих любителей древности имистиков. В XVIII веке эти неканонические религиозные и философские теориибыли определены как "оккультные", поскольку располагались на крайнейпериферии общепринятых форм знания. Впрочем, реакция на рационалистическоеПросвещение приняла форму живого романтического интереса к Средним векам,стремления к тайне и способствовала оживлению оккультизма в Европе около1770 г. Германия гордилась своими известными учеными магами времен Ренессанса,а также сетью розенкрейцерских общин; теософия и алхимия процветали здесьмежду XVII и XIX веками. Однако, позыв к неоромантическому оккультномувозрождению возник не в Германии. Его скорее следует связать с реакцией назасилье материалистических, рационалистических и позитивистских идей впрактических и промышленных культурах Америки и Англии. Немецкое оккультноевозрождение многим обязано популярности теософии в англо-саксонском мире в1880-е годы. Здесь она имела выход на международное движение тайных обществ,связанное с именем Елены Петровны Блаватской (1831-1891), русскойискательницы приключений и оккультистки. Ее удивительная, полная событий ипутешествий (18501860) жизнь, ее способности к ясновидению и страсть ксверхъестественным феноменам, интерес к американскому спиритизму в 1870-егг. повлекли за собой основание в Нью-Йорке, в 1875 году Теософскогообщества, с последующим перенесением его деятельности в Индию между 1879 и1885 гг.; все эти события подробно описаны несколькими биографами. Восновных моментах теософия как доктрина сформировалась здесь и в таком видепроникла в Центральную Европу. Первая книга мадам Блаватской, "Разоблаченная Изида" (1877), малонапоминала очерк новой религии, но представляла собой бессвязные страстныетирады против рационализма и материализма современной западной цивилизации.Ее обращение к традиционным эзотерическим источникам имело цельюдискредитацию современных верований и делало очевидным преимущество древнихрелигиозных истин перед мощной современной наукой и агностицизмом. В этомпредприятии она руководствовалась также множеством вторичных источников,посвященных языческой мифологии, тайным религиям, гностицизму, герметизму,заповедным знаниям ренессансных ученых, розенкрейцеров и прочих тайныхбратств. В. Е. Коулмэн указывал на то, что ее работы часто являютсякомпиляцией сотен современных текстов, посвященных древним и экзотическимрелигиям, демонологии, франкмасонству и явлениям спиритизма. Но за всем этиммногообразием традиций мадам Блаватская различала уникальный источниквдохновения: тайные знания древнего Египта. Ее очарованность Египтом,убеждение в том, что именно там содержится ключ ко всякой мудрости возниклиблагодаря ее увлечению английским автором -- сэром ЭдвардомБульвер-Литтоном. Его роман "Последние дни Помпеи" (1834) был задуман какповествование о культе Изиды в Риме первого века нашей эры. Более поздниеработы, Занони (1842), Странная история (1862), Грядущая раса (1871), такжебыли посвящены оккультным знаниям, эзотерическим обрядам, тайным братствам;все это производило неотразимое впечатление на романтическую душу XIX века.Ирония ситуации в том и состоит, что ранняя теософия воодушевлена главнымобразом английской литературой, отчасти художественной, отчасти популярной ифакт этот с очевидностью доказан сравнительными исследованиями Лильегрена. Только после того, как в 1879 мадам Блаватская и ее последователиотправились в Индию, теософия приобрела более систематическую форму. В новойштабквартире Теософского общества в Мадрасе она написала "Тайную доктрину"(1888). Эта работа подтвердила ее склонность к компиляциям, но на этот раз вкачестве источников ею были использованы современные труды по индуизму ипоследние достижения науки. Ее новая книга выглядела как комментарий ксакральному тексту под названием "Строфы Дзиан", который автор имела случайвидеть в подземном гималайском монастыре. Этот новый интерес к Индиисвидетельствует о ее высокой восприимчивости к переменам в научном мире:только что Франц Бопп и Макс Мюллер подчеркнули огромное значение санскритав качестве основы для сравнительного изучения так называемых арийскихязыков. Источник мудрости сместился от Египта на Восток. Позднее концепциятеософии обнаружит еще большее сходство с принципами индуизма. В "Тайной доктрине" содержалось описание Божественной деятельности отначала периода сотворения мира до его конца, процесс этот был признанциклическим, повторяющимся через неопределенные промежутки времени снова иснова. Это история о том, как возник настоящий мир, откуда, какие силыобразовали его и придали форму, куда он идет и что все это значит. Первыйтом (Космогенез) охватывал собой общий план, в соответствии с которымпервоначальное единство неявленного божества дифференцирует себя вмногообразие сознательно развивающихся существ, которые постепенно наполняютмир. Божество обнаруживает себя впервые через эманацию и три следующих другза другом формы Разума: три космические фазы создают время, пространство иматерию и они символизируются в серии священных знаков индуизма.Все последующие творения происходят в строгом подчинении божественномуплану, проходя через семь кругов или эволюционных циклов. В первом круге миропределяется властью огня, во втором -- воздуха, в третьем -- воды, вчетвертом -- земли, и в прочих -- эфиром. Этот порядок отражает постепенноеотпадение мира от божественной милости в первых четырех кругах и егоискупление в следующих трех; это должно произойти прежде чем все вернется кточке первоначального единства, для того, чтобы начать новый большой круг.Мадам Блаватская иллюстрирует стадии космического цикла разнообразнымиэзотерическими символами, включая треугольники, трискелионы и свастики. Этотпоследний восточный знак удачи и плодородия был так популярен, что онавключила его в проект печати Теософского общества. Исполнительное началовсего космического процесса получило имя Fohat, "универсальный посредникДетей Бога, призванный создавать и поддерживать наш мир". Обнаружениями этойсилы, в соответствии с Блаватской, следует считать электричество и солнечнуюэнергию, "объективированные мысли Бога". Эта электро-спиритуальная силанаходилась, впрочем, в полном согласии со взглядами современной науки, попреимуществу, виталистической. Второй том (Антропогенез) пытается связать человека с грандиознойкартиной космоса. Но только представление о человеке уходит здесь далеко запределы античности, гораздо дальше, чем привыкла к этому наука; Блаватскаяпытается внедрить человека непосредственно в схему космического, физическогои духовного развития. Ее теории здесь частично имеют отношение кпалеонтологии конца XIX века, приспособленной одновременно к расовой теорииэволюции. Она сопровождает свою циклическую концепцию утверждением о том,что каждому кругу сопутствует падение и возвышение семи последовательныхкорневых рас, в первом -- четвертом круге они испытывают упадок духовногоразвития, все более отдаваясь во власть материальному миру (явноезаимствование гностического представления об отпадении от Света во Тьму), впятом-седьмом кругах высшие корневые расы поднимаются к свету. Всоответствии с Блаватской настоящая человечность может быть создана толькопятой корневой расой на планете, которая прошла через четвертый космическийкруг, так что биологические виды на ней стоят перед возможностью духовногоразвития. Пятой корневой расой была названа арийская, ей предшествовала расажителей Атлантиды, ушедшей под воду при затоплении Атлантическогоконтинента. Атланты были наделены неизвестными нам психическими силами, ихгигантизм позволял им создавать циклопические строения, они владелиразвитыми технологиями, поскольку могли успешно использовать Fohat. Триранние расы настоящего планетного цикла были протогуманоидами. Первая,астральная раса, возникла в невидимой и вечной священной земле; вторая,гиперборейцы, жили на исчезнувшем полярном континенте. Третья, лемурианцы,процветала на острове, затерянном в Индийском океане. Этой расесоответствовал самый низкий духовный уровень в эволюционном расовом цикле.Блаватская обвиняла лемурианцев в смешанных браках, размножении уродов, и вдругих формах падения. Другим важным теософическим убеждением была вера в реинкарнацию(перевоплощение) и карму, также заимствованная из индуизма. Человеческийиндивид рассматривался как незначительная часть божественного существа. Идеяреинкарнации обязывала всякого пуститься в космическое путешествие по кругами корневым расам, которое привело бы его к окончательному воссоединению сбогом, от которого он был оторван. Этот путь бесчисленных возрождений пишетисторию постепенного искупления: за первоначальной никчемностью лежит путьвосхождения к точке, где индивид и Бог совпадают. Процесс реинкарнацииисполняется в соответствии с пpинципaми кармы: кто совершал добрые поступки-- перевоплощается удачно, кто был зол -- перевоплощается в еще более низкиеформы. Эта вера предполагала не только скитание каждого по фантастическиммирам бесконечно далекой истории, но также заставляла задуматься о спасении,грядущем воплощении в высших расах, которые будут представлять наиболеевысокие ступени духовной эволюции: лмы, люди, в будущем должны занять нашеместо в небесах как Боги планет. Регенты галактик, властители ОгненногоТумана (Fohat)". Этот хилиастический образ дополняла психологическаяпотребность принадлежать необозримому космическому порядку. Помимо расовых акцентов, теософия также подчеркивала принципыэлитаризма и иерархии. Блаватская утверждала, что сама она получиларукоположение от двух просветленных матахм или мастеров, по имени Мория иКуут Хууми, живших где-то в удаленном тайном монастыре в Индии. Адепты этисами не были богами, скорее продвинутыми членами нашей эволюционной группы,которые решили передать свою мудрость остальному арийскому человечествучерез избранную ими представительницу, мадам Блаватскую. Подобно ееучителям, она претендовала на безусловный авторитет поскольку он основан наее месте в оккультной иерархии. В своих рассмотрениях предыстории она такжечасто ссылалась на выдающуюся роль элитарных священников корневых распрошлого. Так, когда лемурианцы погрязли во зле и пороке, только иерархияизбранных осталась чиста духом. Эти немногие составили лемуро-атлантическуюдинастию королей-священников, обитающую в легендарной стране Шамбала впустыне Гоби. Они были связаны и с учителями Блаватской, которые должны былипослужить наставниками пятой арийской корневой расы. Несмотря на запутанную аргументацию и частые противоречия, возникающиепо причине множества псевдо-научных ссылок, содержание лТайной доктрины" всеже можно сформулировать в трех основных принципах. Первым таким принципомявляется признание существования Бога, который вездесущ, вечен, безграничени неизменен. Действующим началом Бога, его инструментом является Fohat,полуэлектрическая-полудуховная сила, которая проводит божественный план вкосмосе, воплощающийся в лзаконах природы". Вторым принципом служит правилопериодичности, всякое творение немедленно включается в череду бесчисленныхраспадов и возрождений. Эти круги всегда заканчиваются духовным приближениемк первоначальной точке. в-третьих, всегда существует фундаментальноеединство между индивидуальными душами и божеством, между микро- имакрокосмом. Но едва ли эта простая теология обеспечила теософии такоеколичество сторонников. Только смутное обещание оккультного посвящения,просвечивающее через бесчисленные заимствования из древних верований, цитатыиз утраченных апокрифов, традиционных гностических и герметическихисточников может объяснить успех ее доктрины и количество ее сторонниковсреди образованных классов в нескольких странах. Но с чем связан такой энтузиазм по отношению к идеям Блаватской средиамериканцев и европейцев, начиная с 1880-х гг.? Теософия предложилапривлекательную смесь из древних религиозных идей и новых научных концепций,синкретическую веру для тех, чьи привычные взгляды были опрокинутыдискредитацией ортодоксальной религии, прогрессом науки, разрывами всоциальной и экономической жизни конца XIX столетия. Георг Л. Мосс писал,что теософия является типичным выражением антипозитивизма, наводнившегоЕвропу в конце века, и отмечал то обстоятельство, что ее понятия из всехевропейских стран наибольшее впечатление производят на немцев. Да, несмотря на немыслимое смешение египетской веры в перевоплощения,американского спиритизма и индийских верований, теософия действительно былакрайне популярна в Австрии и Германии. Ее появление лучше всего может бытьпонято в контексте неоромантического движения протеста в кайзеровскойГермании, известного под названием Lebensreform (реформы жизни). Этодвижение, опирающееся по преимуществу на средние классы, представляло собойпопытку сгладить противоречия современной жизни, вызванные ростомпромышленности и городов. Множество альтернативных Форм жизни Ч включаяестественную медицину и траволечение, вегетарианство, нудизм, автономныесельские коммуны Ч исповедовали небольшие группы людей, надеявшихсявернуться к природной жизни. Политическая атмосфера движения была отчетливолиберальной, затрагивала левое крыло с его заинтересованностью в земельнойреформе, но вместе с тем пересекалась и с народническим движением.Марксистские критики оценивали его как наиболее последовательную формубуржуазного уклонения от последствий капитализма. Теософия вполнесоответствовала настроении Lebensreform, обеспечивая их при этом и какими-тофилософскими принципами. В июле 1884 возникло первое Немецкое Теософское Общество подпредседательством Вильгельма ГуббеШлейдена (1846-1916) в Эльберфельде, гденаходились Блаватская и ее основной сотрудник Генри Олькотт, с ними были ихтеософские друзья Гебхарды. В это время Губбе-Шлейден служил старшимчиновником в Колониальной Конторе в Гамбурге. Он много путешествовал,некогда управлял имением в западной Африке, был выдающейся фигурой вполитическом лобби в пользу распространения Немецкой империи за океан.Олькотт и Губбе-Шлейден ездили в Мюнхен и Дрезден, устанавливали тамконтакты с отдельными теософами и такт образом заложили фундамент немецкойорганизации. По лагают, что поспешность в создании немецкого движениявызвана потребностью Блаватской в новом центре после скандала,разыгравшегося в Мадраса, в начале 1884 Теософам предъявили тогда обвинениев шарлатанстве Методы, применяемые Блаватской при работе с оккультнымифеноменами, сообщения, которые она передавала от своих учителей, вызвалиподозрение в ее окружении что привело в результате к расследованию и крайненеблагоприятному отчету о ее деятельности, составленному лондонскимОбществом Психических Исследований К несчастью для Губбе-Шлейдена, егопредседательство прервалось в связи с распадом немецкой организации скандалже приобрел еще более публичный характер связи с исходом теософов из Индии вапреле 1885. С этих пор Блаватская жила в Лондоне и находила новыхстраждущих среди правящих классов викторианской Англии. В 1886 Губбе-Шлейден более серьезно занялся оккультизмом в Германии, онприступил к публикация ежемесячного журнала "Сфинкс", в котором спиритизм ипаранормальные явления обсуждались с научной точи зрения. Его основнымиучастниками были выдающиеся психологи, философы и историки. Здесь МаксДессуар излагал гипнотизм. Эдуард фон Гартман развивал философиюиндивидуализма, в соответствии с которой "Я" преодолевает смерть какнеполноценную сущность, отталкиваясь от Канта, христианской теологии испиритуалистических спекуляций. Здесь работали Карл дю Прель, исследовательпсихики, и его коллега Лазарь фон Гелленбах, проводившие в Вене сеансы сизвестным американским медиумом Генри Слэйдом, оба писали эссе примерно водном духе. Другим значительным членом кружка "Сфинкса" был Карл Кизеветтер,чьи исследования истории пост-Ренессансной эзотерической традиции оченьмногое смогли сообщить широкой аудитории об ученых магах, первых алхимикахНового времени, о современном оккультизме. Еще не вполне теософический,сборник Губбе-Шлейдена был мощным элементом оккультного возрождения вГермании, пока в 1895 его публикация не прекратилась. Кроме научной струи оккультизма, в 1890-х возникло более широкоенемецкое теософское движение, на этот раз оно было связано спопуляризаторскими усилиями Франца Гартмана (1838-1912). Гартман родился вDonauworth и воспитывался в Кэмптене, где его отец состоял на службекоролевским доктором. По завершении военной службы в Баварскомартиллерийском полку (1859) приступил к изучению медицины в Мюнхенскомуниверситете. Во время каникул во Франции, в 1865, поступил корабельнымдоктором на судно, идущее в Соединенные Штаты, где и провел последующие 18лет своей жизни. Закончив обучение в Сент-Луисе, открыл глазную клинику ипрактиковал до 1870. Затем путешествовал вокруг Мексики, ненадолгообосновался в Новом Орлеане, в 1873 уехал в Техас, в 1878 перебрался вДжорджтаун, штат Колорадо, где в 1882 работал коронером. Помимо медицинскойпрактики горячо интересовался добычей золота и серебра. В начале 1870-хувлекся американским спиритизмом, посещал сеансы таких лидеров движения какмистрисс Раис Холме и Кэйт Вентворт, в это же время был поглощен чтением ЮджЭдмонс и Эндрю Джексона Дэвиса. Впрочем, следующее его открытие,"Разоблаченная Изида", ставит на место спиритизма теософию. Он решаетпосетить теософов в Мадрасе, отправляется туда из Калифорнии, по дорогезаехав в Японию и Юго-Восточную Азию (конец 1883). Когда в 1884 Блаватская иОлькотт отправляются с визитом в Европу, Гартмана назначают действующимпрезидентом Общества на время их отсутствия. Он остается в штаб-квартиретеософов до момента, когда последние в апреле 1885 окончательно покидаютИндию. Работы Гартмана первоначально посвящены розенкрейцерам, Парацельсу,Якобу Беме и другим аспектам западной эзотерической традиции; онипубликуются в Америке и Англии между 1884 и 1891 гг. Но побывав однаждыдиректором санатория Lebensrefonn в Галлейне, недалеко от Страсбурга, послевозвращения в Европу в 1885 году, Гартман начинает распространять новуюмудрость Востока среди своих сограждан. В 1889 он организует, вместе сАльфредо Пиода и графиней Констанцией Вахтмейстер, близкой подругойБлаватской, теософский светский монастырь в Асконе -- место, заметим, многиханархических экспериментов. С 1892 печатает переводы индийских священныхтекстов и переводы Блаватской в своем журнале "Цветы лотоса" (1892-1900).Это первое немецкое издание, титул которого украшен теософической свастикой.Во второй половине десятилетия теософская издательская деятельность вГермании впервые достигает первого пика. Вильгельм Фридрих из Лейпцига,издатель гартмановского журнала, выпускает двенадцатитомную книжную серию"Библиотека эзотерических трудов" (1898-1900), в то время как Гуго Геринг,теософ из Веймара, издает тридцатитомную серию "Теософские труды"(1894-1896). Обе серии состоят из немецких переводов последователейБлаватской в Англии, Анни Безант, Чарльза Лидбитера, также там можно найтиоригинальные исследования Гартмана и Губбе-Шлейдена. Основное содержаниеэтих маленьких книжек -- глубокомысленная космология, карма, спиритизм,повествование о деятельности тайных махатм. Помимо этой продукции должныбыть упомянуты гартмановские переводы Бхагавад Гиты, Дао-Дэ-Цзин и ТаттваБодха, наряду с его собственными монографиями о буддизме, христианскоммистицизме и Парацельсе. Пример Гартмана ускорил рождение другого важного журнала. В 1896 ПаульЦильман приступил к изданию ежемесячного журнала "Метафизический обзор",который включал в себя не только разнообразные аспекты эзотерическойтрадиции, но и новые парапсихологические исследования; в этом он шел последам "Сфинкса". Цильман, живший в Гросс-Лихерфельде, близ Берлина, былчленом исполнительного комитета нового Немецкого Теософского Общества,основанного в августе 1896, в Берлине под председательством Гартмана. Этобыло в тот момент, когда американские теософы Кэтрин Тингли, Е. Т. Харгроуви Вригг путешествовали по Европе в поисках поддержки своего движения.Собственные исследования Цильмана и статьи в его журнале выдавали известнуюэклектичность: там шла речь о йоге, френологии, астрологии, животноммагнетизме и гипнотизме: здесь же можно было найти репринты средневековыхнемецких мистиков, алхимические трактаты конца XVIII века и работысовременного французского оккультиста Жерара Энкосса (Папюс) Гартманпостоянно снабжал его беллетризованной историей о своем открытии тайногомонастыря розенкрейцеров в Баварских Альпах, ее с нетерпением ждаличитатели, задетые романтической идеей суровых адептов в центре современнойЕвропы. Цильман в свою очередь был так воодушевлен Eckhartshausen (началоXIX века) и идеями школы иллюминатов, что в начале 1897 сам основалоккультную ложу. Лесная Ложа была организована тремя квазимасонскимиступенями посвящения. В окружении Цильмана там работали Фердинанд Маак,изучавший только что открытые рентгеновские лучи в контексте собственной"динамософической" науки и издававший классические тексты розенкрейцеров,астролог Альберт Книпф, индийские теософисты и авторы американского движенияхристианской науки и новой мысли. В качестве издателя Пауль Цильман былважным звеном между немецкими оккультными группами и ариософами Вены, чьиработы он издавал под своей обложкой между 1906 и 1908 гг. Немецкое Теософское Общество было учреждено в августе 1896 какнациональная ветвь Интернационального Теософского Братства, основанногоамериканскими теософами круга Виллиан Юдж и Кэтрин Тингли. Но теософияосталась ограниченным феноменом в Германии, представленным маленькими ичасто враждующими местными группами. В конце 1900 издатель NeueMetaphysische Rundschau получил ежегодные отчеты от обществ Берлина,Дрездена, Граца, Эссена, Лейпцига что дало ему повод сожалеть о явномнедостатке взаимного дружелюбия в движении. Впрочем, в 1902, наметилосьтяготение к двум основным центрам, Берлину и Лейпцигу, их поддерживало болеедесяти теософских обществ и около тридцати маленьких кружков по всейГермании и Австрии. Пауль Раатц, издатель журнала Теософская жизнь, открылтеософский центр в столице, тогда как в Лейпциге в это время существовалдругой центр, связанный с именами Артура Бебера, Германа Рудольфа, ЭдвинаБеме. Вебер издавал свой журнал "Теософский указатель", а из только чтоорганизованной Теософской Центральной Книжной Лавки получал "Оккультныелекции", в которых авторами многих статей были Рудольф и Беме. Поскольку вся эта деятельность контролировалась по преимуществу ФранцемГартманом и Паулем Цильманом, нужно упомянуть о другой теософской тенденциив Германии. В 1902 году Рудольф Штайнер, молодой ученый, прежде обучавшийсяв Вене, а затем приехавший в Веймар для работы над научным наследием Гете,стал генеральным секретарем Немецкого Теософского Общества в Берлине,основанного лондонскими теософами. С 1903 по 1908 Штайнер издавал в Берлинежурнал "Люцифер". Но его мистические христианские интересы отдалили его отпрочих теософов индуистской ориентации, сторонников Анни Безант, врезультате он окончательно порвал с ними и учредил собственноеАнтропософское общество в 1912 году. Может быть желание противостоятьвлиянию Штайнера побудило Гартмана содействовать изданию новых журналов. В1906 году, руководимый юным протеже Гартмана, Гуго Вольраттом, возникаетТеософский Дом Печати -- Лейпциг. Под этим флагом на арену выходят сразунесколько оккультных журналов: "Странник" (1906-1908) издается АртуромВебером; "Прана" (1909-1919), издается сначала Карлом Врандлер-Прахтом, азатем Иоханнесом Бальзли, секретарем Лейпцигского Теософского общества;"Теософия" (1910) издается Гуго Вольраттом. Астрологические журналы икнижные серии, Астрологический обзор и Астрологическая библиотека начинаютвыходить здесь с 1910 года. Прежний журнал Гартмана вновь оживает в 1908 подназванием "Новые цветы лотоса" в издательстве Джэггер, которое одновременноприступает к изданию Книги Озириса, длинной серии, которая знакомит немецкуюпублику с новыми оккультистами. Тем временем на арену выходят другие издатели. Карл Ром, посетившийанглийских теософистов в Лондоне в конце 1890-х открывает фирму вВюртемберге. Его публикации включают репринтные издания Беме, Гамана,Юнга-Стиллинга, Альфреда Мартина Оппеля (А. М. О.) и романы сэра ЭдвардаБульвер-Литтона, труды современных оккультистов. Издательский дом ИоханнесаБаума "Новая мысль" основан в 1912 году, в 1919 переезжает в Пфуллинген.Занятая первоначально переводом американского материала, эта фирма сыграетважную роль, издавая немецкую эзотерику в 20-е годы. С теософами Лейпцига спорит фирма Макса Альтмана, он начинает своюдеятельность в 1905 году. В июне 1907 Альтман начинает выпускать популярныйZentralblatt fur Okkultismus, редактируемый д. Georgeewitz-Weitzer,)известным своими работами о современных розенкрейцерах, алхимии и оккультноймедицине, которые он подписывает псевдонимом G. W. Surya. Лейпцигскийкниготорговец Генрих Транкер издает оккультную серию между 1910-1912, вкоторую включены работы Карла Гельмута и Карла Хейзе. С 1913 Антониус вандер Линден начинает претенциозную серию "Тайные науки" (1913-1920),состоящую из репринтов эзотерических текстов ренессансного ученого Агриппы,розенкрейцеров, алхимиков XVIII века совместно с комментариями иоригинальными текстами современных оккультистов. Этот краткий обзорпозволяет заключить, что оккультное издательское дело в Германии между 1906и 1912 годами достигло в своей активности второго пика. Но если немецкий оккультизм неплохо развивался перед Первой Мировойвойной, то и Вене было о чем вспомнить. История оккультной традиции здесьтесно связана с именем Фридриха Экштейна (1861-1939). Личный секретарькомпозитора Антона Брукнера, этот блестящий знаток всех наук имел обширныезнакомства среди ведущих мыслителей, писателей и музыкантов Вены. Егосклонность к оккультизму впервые обнаружилась, когда будучи членом группыLebensreform, он практиковал вегетарианство и дискутировал о доктринахПифагора и неоплатоников в конце 1870-х. Затем его интересы распространилисьна немецкую и испанскую мистику, легенды, окружающие тамплиеров,франкмасонов, на вагнерианскую мифологию и восточные религии. В 1880 онподружился с венским математиком Оскаром Симони, который, в свою очередь,находился под впечатлением метафизических теорий профессора ФридрихаЦольнера из Лейпцига. Цольнер выдвигал гипотезу о том, что спиритическиефеномены подтверждают существование четвертого измерения. Экштейн и Симонибыли также связаны с австрийским психиатром Лазарем фон Гелленоахом, которыйпроводил научные эксперименты с медиумами в состоянии транса и печатался в"Сфинксе". После весьма теплой встречи с Блаватской в 1886 году, Экштейнсобрал кружок теософов в Вене. В конце 1880-х Франц Гартман и молодойРудольф Штайнер были частыми посетителями (pabitues) этого кружка. Экштейнбыл также знаком с мистическим кружком, существовавшим вокруг неграмотногохристианского пиетиста Алоиса Меландера (1844-1905), который былзнаменитостью для многих теософистов сначала в Кэмптене, а потом вДармштадте, включая Гартмана и Губбе-Шлей- дена. Экштейн состоял в перепискес Густавом Майринком, основателем теософской ложи "Голубая звезда" в Праге1901 и перед Первой Мировой войной приобретшим славу оккультного романиста.В 1887 в Вене возникло Теософское Общество, президентом его был Экштейн,секретарем -- граф Karl ZuleiningenBillingheim. На рубеже веков в Вене возникали все новые оккультные кружки.Существовала Ассоциация оккультизма, устроившая библиотеку с выдачей книг надом, ее члены всегда могли справиться о чем-либо в работах Цольнера,Гелленбаха и дю Преля. Ассоциации был близок Филипп Машлюфски, который с1903 года начал издавать эзотерический журнал "Гнозис". Газета,систематически получаемая берлинскими теософистами, печатала из "Люцифера"Рудольфа Штайнера. В декабре 1907 возникла аналогичная оккультнаяорганизация Клуб Чтения Сфинкс, ее создал Франц Герндль, автор двухоккультных романов и один из основных членов Общества Листа. Астрология идругие оккультные науки также были представлены в австрийской столице. Послевозвращения из Соединенных Штатов в родной город, Карл Брандлер-Прахторганизовал Первое Венское Астрологическое Общество (1907). Судя по юностиГитлера, с описанием которой нас знакомит Иозеф Грайнер перед войной встолице различные митинги и лекции, посвященные астрологии, гипнотизму иразличным формам предсказания будущего, были общим местом. Опираясь на этусреду, можно лучше понять причины и почву движений, сложившихся вокруг Гвидофон Листа и Ланца фон Либенфельса, чье расистское творчество после 1906столь многим обязано современному оккультному возрождению в ЦентральнойЕвропе. Хотя современный оккультизм был представлен очень разными формами, унего была одна задача. За системами астрологии, френологии и хиромантии втой же мере, как и за доктринами теософии, за квазинаучными концепциями"динамософии", животного магнетизма и гипнотизма, за архаическими текстамирозенкрейцеров, каббалистов и алхимиков стояло отчетливое желание примиритьрезультаты современных естественных наук с религиозным взглядом на мир, чтомогло бы вернуть человеку его достоинство и центральное место в универсуме.Оккультные науки имели целью подчеркнуть интимную и глубоко осмысленнуюсвязь человека с космосом в терминах обнаруженных соответствий между макро имикрокосмом, нанести удар материалистической науке с ее пафосом измеримых ивоспринимаемых феноменов и пренебрежением к невидимым качествам духа иэмоций. Эти новые "метафизические" науки давали людям целостный взгляд насебя и мир, в котором они жили. Он наделял их одновременно чувством участияв полноте осмысленного мироустройства и через предсказания, вручал средстваустроения собственных дел в соответствии с этим порядком. Привлекательность такого взгляда на мир уже отмечалась в начале главы.Впервые расцвет оккультизма совпал с распадом Римской империи, затемобнаружил себя на исходе Средних веков. Теперь его голос услышали те, ктонашел мир не в порядке, для кого социальные и идеологические перемены концаXIX века оказались разрушительными. Те, кого чувства и образование делаливосприимчивыми к идеалистической и романтической перспективе, принялиучастие в оккультном возрождении, чтобы найти смысл миропорядка, исчезнувшийс распадом прежних убеждений. Поскольку ариософия родилась в Вене в ответ на проблемы немецкойнациональности и столичной жизни, ее можно рассматривать как особуюразновидность теософии, приспособленную ариософами к народническим(volkisch) идеям. Теософский кружок действовал в городе примерно в 1887году, но его участники были более склонны к традиции религиозногосамосозерцания и сосредоточения на внутреннем мире, под руководством МариЛанж. Рудольф Штайнер был членом этого кружка и круг его интересов указываетна то, как мало симпатии существовало между "подлинной" буддистскойтеософией Франца Гартмана, который также бывал здесь, и рефлексивныминаклонностями остальных членов кружка. В 1890-х гг. венская теософияотражает влечение образованных классов к благочестию, субъективизму и культупереживаний -- настроение, соответствующее современной моде на feuilleton иимпрессионизму в искусстве. Шорске пытался связать этот культ внутреннего ссоциальным положением венской буржуазии конца века. Он полагал, чтопосредством возведения храма искусства этот класс намеревался слиться саристократией, но в результате нашел в нем убежище и от крушения либерализмаи от варварских массовых движений. Возникновение венской теософии в этомконтексте выглядит вполне убедительно. Когда теософские труды стали более широко публиковаться благодарянемецким издательствам на рубеже веков, их идеи стали достоянием публики. Кэтому времени теософия уже представляла собой детально разработанный корпусучений, изложенный в новом переводе основного труда Блаватской ("Тайнаядоктрина", 1897-1901) и бесчисленных переложениях и комментариях,выполненных Францем Гартманом, Германом Рудольфом, Эдвином Беме и другими.Но если ранние формы теософского движения в Австрии ограничивались восновном мистическим христианством и личным гностицизмом сосредоточенных насебе индивидов, то поздние его проявления связаны с разочарованием вкатолицизме и распространением мифологии, фольклора и альтернативныхрелигий. Толчок пришел из Германии, ведь и Лист и Ланц вынесли свои знания отеософии из немецких источников. Лист многим был обязан берлинскому теософуМаксу Фердинанду фон Зебальдту и его соратникам Францу Гартману, ГугоГерингу, Раулю Цильману. Цильман был первым, кто опубликовал статьи Листа иЛанца на эзотерические темы. Венская теософия после 1990 выгляделаоколоинтеллектуальной сектантской религиозной доктриной, вывезенной изГермании, она была популярна среди людей, разочаровавшихся в религиознойортодоксии, но все еще ищущих себя в горизонтах веры. Теософия привлекала Листа, Ланца и его сторонников своей одинаковойтерпимостью к экзотическим религиям, мифологии и эзотерическим знаниям, чтооткрывало универсальную и вместе с тем нехристианскую перспективу дляпонимания природы, происхождения человека; сюда можно было поместитьисточники тевтонских верований и обрядов, что вполне отвечало спекулятивнымпостроениям (volkisch) народнического движения. В условиях антипатии ккатолицизму среди народных националистов и пангерманистов в Австрии, теософия предлагала себя каксхему религиозных убеждений, исключавших христианство в пользу смесимифических традиций и псевдонаучных гипотез, согласных с данными современнойантропологии, этимологии и истории древних культур. В дальнейшем самаструктура теософcкой мысли была легко усвоена народническим движением.Подспудный элитаризм махатм с их сверхчеловеческой мудростью вполне отвечалжажде жесткого иерархического порядка, опирающегося на расовую мистикународа (Volk). Понятие оккультного знания в теософии, осложненногонаслоениями других религий, принадлежащего немногим избранным, такжесоответствовало попытке приписать народническому национализму длиннуюродословную, он особенно нуждался в этом в связи со своим в действительностинедавним происхождением. В контексте роста немецкого национализма в Австриис 1866 года, мы можем наблюдать как теософия, едва связанная с народническоймыслью понятиями расы и расового развития, осложнила религиозной мистикой иуниверсальными обоснованиями политические взгляды незначительногоменьшинства. Часть вторая АРИОСОФЫ ВЕНЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: