double arrow

Тема 3 Этапы изучения литературы в школе (4 часа)

1. В.Г. Маранцман, выделяя три этапа литературного образования учащихся средней школы (первый – 5-6, второй – 7-8 и третий – 9-10 классы), считает, что «основной задачей изучения литературы в 5-6 классах является решение проблемы «писатель и действительность». Наивный реализм читателя-школьника побуждает его в этот период развития видеть в искусстве копию жизни. Поэтому в обучении важно сделать акцент на освещении событий, характеров, пластов действительности разными художниками, на несходстве их позиций, мироощущения, стиля».

  • Как вы понимаете «наивный реализм» читателя-школьника? Покажите на примерах, как эта особенность проявляется в восприятии художественного текста учащимися данной возрастной группы.
  • В чем сущность проблемы «писатель и действительность»? Есть ли необходимость раскрывать учащимся 5-6 классов наличие этой проблемы и ее значение для понимания авторского замысла художественного произведения?
  • Каким образом учитель может «сделать акцент на освещении событий, характеров, пластов действительности разными художниками, на несходстве их позиций, мироощущений, стиля»? Приведите примеры таких действий, обратившись к произведениям программы для 5-6 классов.

2. О.Ю. Богданова, выделяя среднюю ступень (5-9) классы литературного образования школьников и определяя в ней два звена: 5-7 классы и 8-9 классы, пишет: «В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимание текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию»

  • Прокомментируйте определяемые О.Ю. Богдановой цели и направления литературного образования учащихся 5-7 классов.
  • Чье понимание этих целей и направлений (О.Ю. Богдановой или В.Г. Маранцмана) вам представляется более логичным, учитывающим возрастные особенности школьников?

3. «7-8 классы – время перехода учеников от старшего подросткового возраста к ранней юности. Этот возраст в отношении к словесному искусству характерен обостренным вниманием к нравственному содержанию литературы. Вопросы этические глубоко интересуют складывающуюся личность, в которой формируется самосознание. Подвиг и предательство, счастье и долг, желание и закон, человек и природа, личность и общество, взаимоотношения людей, связи и конфликты поколений, человек и его поведение в различных ситуациях от быта до войны, в разные исторические эпохи, в разных странах – эти и другие проблемы нравственно-социального характера оказываются первостепенными и акцентируются читателем-школьником при знакомстве с литературными произведениями». В.Г. Маранцман

  • Известные вам программы по литературе для 7-8 классов учитывают ли отмеченные особенности возрастного отношения к словесному искусству?
  • Какие трудности в литературном образовании учащихся 7-8 классов вызывают отмеченные особенности их читательского восприятия? Какие возможности в анализе художественного текста семиклассниками и восьмиклассниками открывает их обостренное внимание «к нравственному содержанию литературы»?

4. «Для литературного образования школьников в этот период становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия становятся концепционность и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа» В.Г. Маранцман

  • Что означает «причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи»? Как такое рассмотрение влияет на восприятие художественного текста читателем-школьником?
  • Как вы понимаете значение термина концепционность применительно к читательскому восприятию? Как такая концепционность проявляется в отношении к произведениям художественной литературы?
  • Каким образом учитель может преодолеть ослабление способности читателя-старшеклассника «к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа»?

5. «Учащиеся 10-11 классов осваивают литературу в ее движении, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся» О.Ю. Богданова

  • Есть ли необходимость в формировании круга чтения и читательских интересов учащихся старших классов? Если да, то почему?
  • Каким образом можно совершенствовать читательское восприятие учащихся 10-11 классов?

Литература:

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 400 с.

2. Методика преподавания литературы: Учебн. для пед пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – В 2-х ч. - М.: Просвещение,ВЛАДОС, 1995. – Ч.1 - 278 с., Ч. 2 – 288 с.

3. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976. – 224 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: