Прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

Государственный контроль и ответственность перед государством не означают ограничение самостоятельности местного самоуправления.

В соответствии с требованиями статьи 77 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»1 обязывает прокурора осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления законов и соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор вправе:

• беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления;

• иметь доступ к их документам и материалам;

• требовать представления необходимых документов, материа- -лов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

• проводить прокурорские проверки; возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, а также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

• опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

• вносить представления об устранении нарушений закона.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем

в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме, в том числе должностным лицам местного самоуправления, предостережение о недопустимости нарушения закона.

66.Прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Законность - важнейший принцип функционирования любого правового демократического государства. Основным гарантом обеспечения соблюдения и исполнения законов на территории российского государства является прокуратура РФ, поскольку это ее основная функция.

Прокуратура, являясь многофункциональным органом, снабжена богатым набором правовых средств борьбы за законность. Эти средства должны быть направлены на:

 Выявление нарушений законов

(плановые проверки в органах местного самоуправления; требования о предоставлении необходимых документов, вызов должностных лиц муниципальной службы для дачи объяснений по вопросам, выяснение которых необходимо для выявления нарушений законов; производство опросов граждан, рассмотрение их жалоб, изучение публикаций в средствах массовой информации и другие универсальные общенадзорные средства).

 Устранение нарушений законов

(протесты на незаконные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления; представления об устранении нарушений законов и др.).

Прокурорское реагирование по выявленным нарушениям закона, кроме обычных мер (принесения протестов, обращения с заявлениями в суд о незаконности нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления и др.) включает оценку законодательных актов субъектов Российской Федерации, которые нередко искажают федеративные установления, что способно оказывать серьезное негативное влияние на местном уровне.

Прокурор вправе опротестовывать, как нормативно-правовые, так и ненормативно-правовые акты местных органов. Причем, он вправе принять участие в заседании этих органов при рассмотрении принесенного им протеста. Практика показывает, что большинство протестов на правовые акты органов местного самоуправления удовлетворяется.

 Предупреждение нарушений законов

(предостережения о недопустимости нарушений законов; дача разъяснений с целью точного и единообразного применения законов и др.).

 Привлечение виновных в нарушении законов.

Усмотрев в действиях (бездействии) должностного лица органа местного самоуправления состав преступления или административного правонарушения, прокурор обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении. Возможно и вынесение представления с предложением о наложении дисциплинарного взыскания.

 Восстановление прав граждан.

Наиболее распространенным средством здесь является предъявление и поддержание в суде исков о взыскании сумм материального ущерба и возмещении морального вреда в интересах граждан. Такая возможность весьма важна для достижений главной цели надзорной деятельности прокуратуры - защиты прав и свобод граждан.

67.Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ, задает достаточно детальный механизм формирования и функционирования муниципальной власти в России.

Согласно ч.1 ст.65 Конституции Российской Федерации в России два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

Особенности:

• В соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородской территорией города федерального значения является часть его территории, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы.

• В городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, а также их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

• Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами этих городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов.

• Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами этих городов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для муниципальных образований законами этих городов.

Установленные Федеральным законом 2003 года особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения позволяют сформулировать ряд принципов, учитывающих специфику организации городского хозяйства и жизнедеятельности населения в крупнейших мегаполисах.

Из принципа сохранения единства городского хозяйства следует, что удовлетворение потребностей населения в ряде жизненно важных услуг, традиционно относимых к муниципальным, должно быть организовано не на муниципальном, а на городском (т.е. государственном) уровне. Типичными примерами таких сфер являются водоснабжение, теплоснабжение, городской транспорт.

Принцип субсидиарной ответственности органов государственной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований перед населением логически вытекает из предыдущего принципа и требует организации четкого взаимодействия указанных органов.

Москва.

В Москве порядок изменения границ и преобразования муниципального образования, а также учета мнения населения по соответствующему вопросу регулируются Законом города от 15 октября 2003 г. «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве».

Поскольку уровень бюджетной обеспеченности зависит от компетенции муниципального образования, источники доходной части местного бюджета определяются законом города.

Муниципальная власть в Москве реализуется населением как непосредственно, так и через органы и должностных лиц внутригородских муниципальных образований.

К органам местного самоуправления отнесены представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание, исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования. Должностными лицами согласно Закону являются председатель муниципального собрания, руководитель муниципального образования, руководитель муниципалитета. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные выборные и назначаемые должностные лица.

Исключительные полномочия муниципальных собраний: избрание из своего состава руководителя муниципального образования; назначение руководителя муниципалитета;

внесение в органы государственной власти Москвы предложений о строительстве на территории муниципального образования социально значимых объектов;право законодательной инициативы в Московской городской Думе;утверждение регламента муниципального собрания;образование комиссий муниципального собрания.

Санкт-Петербург.

Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге в значительной мере объясняются теми же факторами, что и в Москве, - осуществление местного самоуправления на внутригородских территориях и необходимость сохранения единого городского хозяйства. В частности, особенность внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге состоит в том, что они имеют не названия, а номера(напр. Мун. Округ №74).

68.Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях.

Правовое регулирование отношений, связанных с особенностями местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), осуществляется Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 1 декабря 2007 г.). /5/

ЗАТО - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: установления административной подчиненности, границ образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования; медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан населения образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом РФ, а предложения на этот счет вносятся Правительством РФ

Органы местного самоуправления ЗАТО:

• координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. При возникновении опасности для жизни и здоровья населения в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решение об эвакуации населения;

• участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых создано ЗАТО, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в это образование, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

• по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

• осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий ЗАТО, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов.

Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Наукограды.

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах главным образом обусловлены их функциональным значением и определяются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации» (в ред. от 18 октября 2007 г.).

Наукоград Российской Федерации - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

В соответствующей ст. 2.1 Закона «Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда» такое муниципальное образование должно иметь на своей территории научно-производственный комплекс, и этот комплекс является градообразующим. + следующие критерии:

-численность работников комплекса должна составлять не менее 15% от всех работающих в муниципальном образовании;

- в научно-производственный комплекс входят юридические лица, зарегистрированные на территории данного муниципального образования: научные, учебные и иные организации, осуществляющие научную деятельность, экспериментальные разработки, испытание, подготовку кадров и т. п., при наличии у них государственной аккредитации;

- в научно-производственный комплекс входят организации, доля наукоемкой продукции которых за последние три года составляет не менее 50% от их общего объема производства.

Приграничные территории.

Пограничная зона устанавливается решениями органов государственной власти на федеральном уровне. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Согласно ст. 37 Закона РФ 1993 г. органы местного самоуправления:

-предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства об охране окружающей природной среды;

-оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной гра­нице, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

-создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: