Тема № 3 Местное самоуправление и государственная власть

(2 часа)

Изложение ответа по первому вопросу должно опираться на положение п. "н" ст.72 Конституции РФ, в котором говорится, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации систе­мы органов государственной власти и местного самоуправле­ния. В отличие от предыдущего порядка регулирования, уста­навливаемого законами 1990-91 гг., в настоящее время феде­ральное законодательство не затрагивает детальную регламен­тацию вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Оно только закрепляет принципиальные осно­вы существования - территориальные, организационные, фи­нансово-экономические, ответственность органов и должност­ных лиц, правовые гарантии местного самоуправления. Именно по этим принципиальным моментам необходимо проанализиро­вать Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции" от 12 августа 1995 г.

Необходимо самостоятельно разобраться, преобладание раз­новидностей каких муниципальных систем существует в этом Законе (инкорпорированные в государственный механизм; от­деленные от государственного руководства и управления; обла­дающие элементами государственной власти в сочетании с об­щественным самоуправлением).

Переходя ко второму вопросу, необходимо сказать, что в сфере местного самоуправления федеральные власти не имеют исключительных полномочий. Как было отмечено выше, по Конституции РФ, установление общих принципов организации местного самоуправления - совместное ведение РФ и ее субъек­тов. Полномочия федеральных государственных органов не вы­текают из общего права. Они строго ограничены и перечислены в ст. 4. Закона 1995 г. А полномочия органов государственной власти субъекта РФ перечислены в ст.5 того же Закона. Можно ли говорить о такой перспективе, что регулирование местного самоуправления будет преимущественно осуществляться субъ­ектами РФ, а поэтому круг полномочий федеральных органов государственной власти должен уменьшиться? Студентам следу­ет обсудить эту проблему.

Третий вопрос требует сосредоточения внимания студентов на возможностях контроля местного самоуправления со сторо­ны государственных органов. Следует отметить, что способов такого контроля законодательством предусмотрено достаточ­но. Надлежит определить подконтрольные сферы и охарактери­зовать контролирующие органы.

Суть четвертого вопроса вытекает из содержания п.2 ст. 132 Конституции, в котором говорится, что органы местного само­управления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Может это происходить только по закону или же и на договорной основе, т. е. по взаимному соглашению между государственным органом и органом местного самоуправления? Передача полномочий должна сопровождаться обес­печением материальных и финансовых ресурсов. При несоблюдении данного условия орган местного самоуправления вправе отказаться от реализации полномочия. Если передача не обеспеченного в материально-финансовом отношении полномочия повлекла ущерб для местного самоуправления, последнее вправе требовать компенсации издержек. С другой стороны, если орган местного самоуправления сочтет невозможным выполнение каких-либо собственных полномочий, он может передать их государственному органу вместе с материальными и финансовыми ресурсами или без таковых. Студенты должны представить и проанализировать конкретные ситуации, возникающие в связи с реализацией данных положений закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: