Диалог Д. Отражение слов клиента.
К: Как вы справились с желанием покурить с момента нашей прошлой беседы?
П: Мне пришлось прилагать большие усилия.
К: Вам было тяжело отказаться от сигарет?
П: Да, мне всё время хотелось закурить.
К: О, вам кажется, что курить хочешь всё время, когда пытаешься бросить?
П: Точно, это так непросто оказалось.
К: О, действительно! Это так сложно сделать.
П: Я думал, что будет легко.
К: Давайте определимся, как вы настроены дальше в отношении курения?
П: Я настроен попытаться бросить.
К: Этот выбор для вас станет 1-ым шагом в достижении успеха.
Комментарий: Консультант «отражает» слова клиента таким образом, чтобы он сообщил как можно больше информации. Разговор протекает естественно. С помощью эмоциональных возгласов консультант поощряет, ободряет клиента (подростка), в конце диалога хвалит его, проводит обобщение. Эти приёмы в совокупности позволяют достигать цели консультирования – поддерживают желание клиента искать выход из сложившейся ситуации.
|
|
Выяснение, уточнение.
Эффективное слушание со стороны консультанта помогает подростку (клиенту) лучше высказать свою проблему, изучить свои чувства и мысли, лучше понять себя и в дальнейшем принять собственное решение. Те навыки слушания, о которых говорилось выше, являются ненавязчивыми. Для получения более полной информации о клиенте консультанту следует использовать приёмы – выяснение и уточнение. Эти приёмы требуют умения задавать вопросы.