double arrow

Первая задача консультанта - помочь почувствовать клиенту себя в безопасности, снять тревогу, напряжение, волнение, которые мешают клиенту общаться.

Подростки могут проявлять излишнюю возбужденность, волнение, раздражительность, могут быть подавлены или начать ерничать. Одна из задач консультанта — не дать этим чувствам препятствовать самовыражению. Один из эффективных приемов – это привлечь внимание клиента к его настроению. Консультант должен давать подростку право быть раздраженным или грустным, взволнованным или агрессивным. Прежде всего консультанту необходимо проявлять активность. Клиент надеется, что консультант первым начнет беседу.

Напряжение можно снять следующими вопросами:

· Вы, кажется, испуганы?

· Что вас беспокоит?

· Не боитесь ли вы моих вопросов? и т.д.

Можно просто предложить удобно расположиться и расслабиться. Консультант должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить.

Беспокойство клиента при первой встрече уменьшается после его ознакомления с процедурой консультирования. Некоторые понимают консультирование как волшебную силу, другие — как скорую помощь, реанимацию, где в виде мудрых советов раздаются как бы магические таблетки. Правильное же объяснение процесса консультирования — где подчеркивается зависимость успеха от сотрудничества консультанта и клиента – помогает клиенту уменьшить свою тревогу и скорректировать ожидания.

В начале встречи важно выяснить, кто инициатор обращения за консультацией, сам клиент или его родители, близкие, учителя и т.п. Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, так как у него нет мотива. Это создает консультанту определенные трудности по созданию необходимой мотивации для встречи.

Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту говорить о том, что он считает важным. Например: «Что вас сюда привело?», «Что вас беспокоит?», «С чего бы вы хотели начать свой рассказ?», «О чем мы будем говорить?» и т.п.

Если клиент волнуется, прежде всего нужно спросить о чувствах, которые его тревожат, помочь их выразить вербально. Первые вопросы необходимо тщательно продумывать, т.к. клиенты, не имея вначале доверительного отношения к консультанту, не хотят отвечать на некоторые вопросы. Если консультант задаст много вопросов, клиент теряется, не говорит. Это не способствует инициативе, консультанту приходится продолжать спрашивать.

В начале беседы следует избегать конкретности, чтобы представить ситуацию, о которой говорит клиент, полностью, но возникающие актуальные вопросы нужно держать в голове или помечать на бумаге. Может быть, клиент сам затронет их в ходе беседы. Позже можно задать вопросы, которые помогут до конца прояснить ситуацию.

Во время первой встречи необходимо внимательно выслушивать клиента, чтобы определить круг проблем и трудностей. Основное внимание следует обратить на:

¨ понимание проблемы клиентом

¨ причины ее возникновения

¨ попытки решить её

¨ связанные с ней трудности и сопутствующие факторы.

Не надо прерывать клиента и показывать свое отношение к его точке зрения, необходимо избегать оценок, как «– «, так и «+ «, не надо предлагать каких-то лично своих объяснений и делать поспешные выводы.

Часто во время первой встречи клиент говорит о многих проблемах, так как никогда не бывает единственной проблемы, тем не менее существует связь между разного рода событиями, чувствами и установками. Уловив эту связь, консультант получит возможность эффективнее вести беседу. Главное – уметь внимательно слушать.

С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, чтобы он ушел от консультанта не более счастливым, чем пришел, а более уверенным в своих силах, с пониманием того, что следует менять что-то в своей жизни и в себе.

Цели первой консультативной встречи:

¨ Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить; с раскрытием факторов, которые вызывают эти проблемы.

¨ Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания.

¨ Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

¨ Обозначить направление дальнейшей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: