Важнейшие смыслы молчания в консультировании

1. Молчание может выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования, особенно в начале беседы.

2. Периодические паузы молчания делают беседу более целенаправленной. Клиент во время пауз может искать нужные слова для дальнейшего повествования, анализировать сказанное. Консультант обдумывает прошедшие части беседы и формулирует вопросы.

3. Молчание может означать, что и клиент и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.

4. Пауза молчания может означать тупик, и тогда происходит поиск нового направления беседы.

5. Молчание может выражать сопротивление клиента процессу консультирования. Позиция клиента тогда такова: "Сможет ли консультант сдвинуть меня?".

6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных вопросов.

7. Молчание может подразумевать глубокое обобщение без слов.

8. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, консультанту уместно спросить: "Вы задумались. Что сейчас при этом чувствуете? Что важного сейчас для вас в этом молчании?".

Ø Важно помнить, что клиент сам отвечает за прекращение молчания и может быть таким в консультативном процессе, каким ему хочется, стало быть, и молчать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: