Содержание

Курский государственный медицинский университета

Кафедра психологии

ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Учебное пособие

Автор –

Канд.психол.наук.,

Доцент Сурьянинова Т.И.

Курск – 2005

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 5

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ, СТРАТЕГИИ.. 5

1.1. Основные формы оказания психологической помощи. Типы консультирования 5

1.2. Цели и задачи оказания психологической помощи. 10

1.3. Консультативный контакт. 12

1.4. Этапы оказания психологической помощи и стадии консультативного процесса 14

1.5. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии. 21

1.6. Психологические защиты и понятие сопротивления. 23

1.7. Происхождение психологической проблемы.. 25

1.8. Картина мира и ее значение в консультативной практике. 29

ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ ПОМОГАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (КОНСУЛЬТАНТА, ПСИХОКОРРЕКТОРА, ПСИХОТЕРАПЕВТА) 32

2.1. Личностная зрелость. 32

2.2. Профессионально важные качества консультанта (психотерапевта) 33

2.3. Профессиональная компетентность. 38

ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.. 41

3.1. Соединение методологии, теории и практики при оказании психологической помощи. 41

3.2. Функции теории. 45

3.3. Развитие теоретической ориентации помогающего специалиста (консультанта, психокорректора, психотарпевта). 46

3.4. Культурно-продуктивная личность – всеобъемлющая цель оказания психологической помощи. 49

3.5. Деонтологические проблемы в работе помогающего специалиста (консультанта, психокорректора, психотерапевта). 51

ГЛАВА IV. МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.. 57

4.1. Пятишаговая модель интервью. 57

4.2. Основные микротехники (навыки) 60

4.2.1. Типичный стиль невербального поведения консультанта. 60

4.2.2. Микротехники (навыки) внимания и слушания. 61

4.2.3. Микротехники (навыки) воздействия. 63

4.3. Иструменты эффективной коммуникации. 64

4.3.1. Определение целей. 65

4.3.2. Установление доверительного контакта. 66

4.3.3. Сбор информации. 68

4.3.4. Наблюдательность. 71

4.3.5.Ресурсное состояние. 74

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 77

ГЛАВА V. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ И ВНИМАНИЯ 77

5.1. Демонстрация эффективных действий в процессе слушания. 77

5.2. Действия, мешающие процессу слушания. 78

5.3. Степень близости между собеседниками в процессе слушания. 79

5.4. Использование молчания. 80

5.5. Выражение лица. 81

5.6. Активное слушание. 82

5.7. Отвлечение внимания. 84

5.8. Навыки калибровки. 84

5.9. Навыки калибровки конгруентности. 85

ГЛАВА VI. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТА.. 87

6.1. Упражнение на развитие навыков молчаливого невмешательства (психоанализ) 87

6.2. Упражнение «Основное правило психоанализа». 87

6.3. Клиент-центрированное консультирование. 89

6.4. Самость против идеальной самости. 89

6.5. Терапевт, центрированный на клиенте. 90

6.6. Анализ сопротивления (клиент-центрированная терапия). 91

6.7. Упражнение на расширение осознавания. 91

6.8. Упражнение «Три фразы». 92

ГЛАВА VII. НАВЫКИ ЭМПАТИИ.. 94

7.1. Что означает понятие «эмпатия»?. 94

7.2. Высказывания, демонстрирующие проявление эмпатии консультанта. 94

7.3. Оценка степени эмпатии окружающих. 95

7.4. Простая рефлексия («отзеркаливание») содержания. 96

7.5. Простая рефлексия чувств. 97

7.6. Избирательная рефлексия. 98

7.7. Использование изученных техник в работе с условным клиентом. 98

7.8. Применение эмпатии в сложных ситуациях. 99

7.9. Этические аспекты.. 100

ГЛАВА VIII. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.. 102

8.1. Различные типы информации в консультировании. 102

8.2. Предоставление информации. 103

8.3. Предоставление негативной информации. 105

8.4. Оказание поддержки. 107

8.5. Проверка правильности понимания консультантом информации, предоставляемой клиентом. 109

ГЛАВА IX. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФАСИЛИТАЦИИ.. 110

9.1. Исследование значение понятия «фасилитация». 110

9.2. Стили фасилитации. 110

9.3. Групповая фасилитация. 112

9.4. Что означает быть «реципиентом» и эффективным консультантом. 113

ГЛАВА X. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 114

10.1. Типология проблем. 114

10.2. Определение имеющихся проблем. 115

10.3. Последовательность действий при решении проблем. 116

10.4. Прояснение проблем. 117

10.5. Разработка плана решения проблемы.. 118

10.6. Реализация плана действий. 119

10.7. Техника принятия решения. 120

ГЛАВА XI. РАБОТА С ЧУВСТВАМИ.. 121

11.1. Типология чувств. 121

11.2. Слова, выражающие чувства. 121

11.3. Выражение чувств. 122

11.4. Дать разрешение. 123

11.5. Парадокс. 123

11.6. Фокусирование. 124

11.7. Самые ранние воспоминания. 126

11.8. Профилактика «сгорания». 127

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ. 130

ЗАДАНИЯ.. 140

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА.. 144

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 146


РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: