double arrow

Объект ПП

Рис.. Взаимосвязь содержания ПП и уровня развития объекта

Возникает вопрос: каким содержанием, в каком объеме, когда, по какой последовательности «кормить» объект педагогического процесса? Ответ на этот вопрос поможет раскрыть суть принципа поэтапности и «методику» его реализации.

В предложенном рисунке указаны различные содержания: 1; 2; 3; 4; 5. И каждое из этих содержаний соответствует определенному уровню развития (они пронумерованы такими же цифрами). Что это означает? Это означает, что содержание (например, содержание 1), усвоившись, превращается в результат и поднимает воспитанника на новый уровень развития. Превратившись в результат, содержание убивает цель. Она реализована. Однако это не все. Содержание убивает и самого себя. Нет цели 1, нет содержания 1. Есть только результат 1. Теперь, опираясь на этот результат, появляется цель 2. Ее надо реализовать. А для этого нужно соответствующее содержание – содержание 2. Оно, усвоившись, становится результатом. После этого исчезают цель 2, содержание 2. Затем появляется цель 3, содержание 3. Так бесконечно. Для того чтобы такое произошло, содержание педагогического процесса должно быть посильным. Если оно слишком легкое или чересчур трудное, то не превращается в результат и педагогический процесс прекращает свое существование. По другому, в педагогическом процессе по усвоению какого-то глобального, более обширного вопроса исчезает необходимый этап (мост) с меньшим промежуточным результатом.

Посильным считается содержание, вызывающее у объекта педагогического процесса оптимальную трудность. Т.е. человек не знает ответа на этот вопрос, однако обладает базовыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для нахождения его. И после некоторых интеллектуальных усилий он его находит и при этом, как правило, усваивает новое содержание и развивается. Таким образом, предыдущий результат служит фундаментом получения нового результата.

Степень трудности содержания всегда должен быть оптимальным. Изучение буквы «А» для первоклассника и изучение высшей математики для студента вуза имеют одинаковую степень трудности - оптимальную.

Поэтапность содержания ПП обуславливается не только оптимальной трудностью, но и его логикой. Например, для написания курсовых работ необходимо сначала усвоить теорию и практику исследовательской работы. Для того чтобы научиться читать, сначала изучаются буквы, слоги и т.д.

Иногда возникает ощущение, что какой-то этап пропущен. Действительно, некоторые знания, умения, навыки не изучаются в классе («этого мы не проходили»). Однако в таких случаях не всегда происходит нарушение принципа поэтапности. Дело в том, что некоторые знания, умения, черты характера, отношения, эмоции возникают сами по себе. Их порождают, например, стержневые качества: ответственность, уверенность, активность в самосовершенствовании (глава VIII, §7). Знания в голове человека образуют взгляды, убеждения, мировоззрение и т.д. Поэтому, желая соблюдать принцип поэтапности, необязательно изучать все знания, умения, черты характера и т.д.

Имеются средства, помогающие обеспечить поэтапность содержания. К ним, например, относятся: государственные образовательные стандарты, учебный план, программы, циклы, универсальные схемы плана, учебник, тематический план, поурочный план и т.д.

Стандарт, в основном, определяет предполагаемый уровень развития объекта. Его имеют все учебные предметы, изучаемые в том или ином учебном заведении. Учебный план определяет последовательность изучения учебных предметов. Программы обеспечивают последовательность содержания в рамках учебного предмета. Они согласуют содержание всех изучаемых в учебном заведении дисциплин, не допускают повторения тем и т.д. С помощью тематического плана этапизируется содержание ПП по полугодиям, четвертям, неделям и т. д. «Поурочный план» этапизирует содержание в масштабе урока.

Следующим средством осуществления поэтапности содержания ПП можно считать алгоритм. Он определяет последовательность действий. Выполнение этих действий приводит к возникновению педагогического процесса, и человек учится что-то делать, получает знание. Алгоритмы чаще всего бывают в учебниках-самоучителях.

Еще одним средством является цикл. Правильно составленное содержание представляет собой совокупность последовательно взаимосвязанных этапов. Имеется цикл формирования личности. Он выглядит так: формирование: а) знаний, умений, навыков – б) взглядов – в) убеждений – г) мировоззрения – д) отношения – е) черт характера. Существует цикл управления: изучение объекта – диагноз – определение цели – выявление условий для реализации цели – реализация цели – результат.

Существуют многочисленные способы (методы) реализации поэтапности содержания. К ним, например, относятся:

1. Упрощение. Если ученик не может решить предложенное задание, то необходимо его упростить, т.е. снизить степень трудности. Иногда приходится снижать планку на несколько ступеней. Упрощение помогает найти содержание оптимального уровня трудности.

2. Расширение. Это означает расширенное изучение известного предмета, явления, процесса, рассмотрение со всех сторон, во взаимосвязи с другими явлениями и т.д. Например, ты знаешь о корове. Начинаешь изучать лошадь, козу, овца и узнаешь о домашних животных. Изучая медведя, волка, лису, получаешь знания о диких животных. В результате всего этого усваиваешь тему «Животные». После этого, последовательно изучив отдельные виды растений, узнаешь о животном и растительном мире … отдельной страны, контингента, всей планеты…

Познание бесконечное, в жизни все взаимосвязано. Поэтому расширение содержания педагогического процесса может продолжаться без конца. При поэтапном расширении усвоение новой темы облегчается, так как предыдущие знания, умения, отношения и другие элементы содержания служат опорой для нее. Новые знания в свою очередь сами способствуют закреплению ранее изученных тем.

Расширяются все элементы содержания педагогического процесса. Например, любовь (отношение) к матери может превращаться в любовь к родине. Ответственность как черта характера расширяется, вызывая множество других черт: аккуратность, трудолюбие, честность, решительность и т.д.

Умело расширяя содержание педагогического процесса, можно усвоить объемные, сложные программы, тем самым ускорить развитие объекта.

3. Углубление. Человек согласно принципу поэтапности сначала усваивает «азы», основы. Если они на этом уровне останутся, то развитие объекта ПП будет ограниченным. Например, человек может читать всю жизнь на уровне первоклассника. Поэтому первоначальные знания, умения, черты характера, отношения, эмоции необходимо усовершенствовать путем углубления. Углубление знаний означает выяснение, усвоение деталей, не выходя за рамки данного вопроса, копаться в нем. Например, полученные на уроке знания о биографии русского писателя С.А. Есенина вызывает у ученика интерес, и он начинает самостоятельно изучать детали его жизненного пути, не пропуская ни одной мелочи.

Углубление способствует качественному усвоению пройденного материала, тем самым создает хорошую базу для изучения новых знаний.

4. Конкретизация. Бывают «абстрактные», лишенные конкретности, сразу неощущаемые теоретические знания. Они обычно связаны с невидимыми, неслышимыми, находящимися далеко от нас предметами, явлениями, процессами. Такие знания трудно воспринимаются. Поэтому их надо конкретизировать. Это осуществляется по-разному. Помогают определения – дефиниции. Их можно брать из словарей, энциклопедий, сочинять всем классом или индивидуально. Помогают и иллюстрации, макеты, рисунки, таблицы, фильмы и т.д. Конкретизация осуществляется и с помощью системного подхода. Например, в изучении педагогического процесса выделяются его структурные элементы (их 10), раскрывается их взаимосвязь и т.д. Применяется и «расшифровка». Например, вечно дискутируемый вопрос – «Любовь» расшифровывается вполне конкретно как готовность прийти на помощь; желание постоянно находиться рядом; преданность и т.д.

Конкретизация делает содержание доступным.

5. Дробление – это деление содержания педагогического процесса на куски, фрагменты. Оно может быть предварительным и текущим. Предварительное дробление – это выделение разделов, глав, параграфов, подпунктов, частей в учебниках, программах, тематических планах, конспектах «урока», распределение содержания по классам и т.д.

Текущее дробление – это деление содержания на куски во время организации педагогического процесса. Уровень развития объекта ПП, мастерство педагога и другие факторы в ходе педагогического процесса могут образовать фрагменты, не совпадающие с предварительными. Например, первоначально запланировалось усвоение темы «Корова» в один этап, а пришлось – в два или три этапа.

Этап, предназначенный для одного ученика, может быть непригодным для другого. Амплитуда этапа, его количество для каждого ученика индивидуальны. Как, например, в штанге. Кто-то тот или иной вес поднимает с первой попытки, другой – со второй или третьей, после усиленных тренировок в течение определенного времени.

Фрагменты содержания бывают простыми, состоящими из одного или двух элементов, и сложными. Например, изучение буквы «А» - простой фрагмент, а изучение нескольких или всех букв одновременно – сложный.

Последовательность фрагментов определяется оптимальной трудностью его содержания для данного объекта ПП. А оптимальная трудность, как было сказано выше, устанавливается путем усложнения или упрощения, или конкретизации содержания. Это свидетельствует о взаимосвязи всех способов обеспечения этапности содержания педагогического процесса.

Однако, как показывают наши исследования, не все педагоги умеют этапизировать содержание. В этом деле ими допускаются следующие ошибки:

1. Необоснованное дробление содержания. Одним из примеров этого является отдельное изучение каждой буквы в первом классе. А ведь одновременное изучение нескольких букв или всего алфавита облегчает процесс усвоения, так как при этом учащиеся различают и запоминают буквы, сравнивая их друг с другом.

2. Новое содержание изучается без базовых знаний, умений, навыков. Например, ребенок не умеет считать до 10, а ему дают задание 5+5=? Одновременное начало (в сентябре) и завершение (в мае) изучения всех учебных дисциплин в общеобразовательной школе также является подтверждением данной ошибки. А ведь принцип поэтапности требует их последовательного изучения. Т.е. сначала завершается изучение некоторых предметов и на их базе изучаются другие.

3. Прочное усвоение каждой темы. Ученые даже выделяют принцип прочности. «…Принцип прочного усвоения знаний является необходимым дидактическим принципом», - пишут Г.Н. Казанский и Т.С. Назарова [71, с. 77].

Такого принципа нет. Потому что прочно усвоить каждое знание необязательно. Это противоречит природе человека и педагогического процесса. Некоторые знания, которые когда-то нужны были для получения других знаний, умений, навыков, со временем после выполнения своих функций становятся ненужными и могут быть забыты. А некоторые слабо усвоенные знания при необходимых случаях можно получать из справочников, энциклопедий, словарей, книг, конспектов, компьютеров или путем небольших логических мыслительных операций и т.д.

4. Отдельные педагоги в целях реализации принципа поэтапности изучают с учащимися все знания, умения, черты характера, отношения и т.д. Это неправильно. Ведь некоторые знания, как было сказано выше, самостоятельно образуются в голове человека на основе ранее полученных знаний, умений и т.д.

Происходит не только автоматическое образование, но и такое же исчезновение. Например, с возникновением трудолюбия исчезает лень. Поэтому необязательно специально работать по устранению лени.

Этапизируются и методы педагогического процесса. Его поэтапность зависит от многих факторов: от уровня развития объекта (результата), от цели, от содержания, от средств, от форм и т.д. Например, поэтапность цели обуславливает поэтапность методов.

Таблица 8

Обусловленность поэтапности методов целями педагогического процесса

Цели ПП Применяемые методы
1. Усвоение нового содержания Рассказ, показ,
2. Закрепление Повторение, решение заданий
3. Расширение, углубление Чтение, анализ, сочинение
4. Применение усвоенного содержания Конструирование, проектирование, выполнение

Уровень развития объекта ПП – результат - диктует соответствующего метода. Если воспитанник, например, имеет интерес к предмету, то педагогом применяются методы поощрения, похвалы, доверия и т.д. А в случае отсутствия добровольной движущей силы применяются принудительные методы, такие, как наказание, запрет.

Поэтапность методов зависит и от содержания. Литературное содержание требует своей логики методов (например, сначала чтение текста – пересказ – анализ – написание сочинения и т.д.). Поэтапность методов зависит и от средств. Это наглядно просматривается, например, в опыте А.С.Макаренко. «В коммуне им. Дзержинского в последние годы, когда премировались воспитанники за отдельные достижения на производственном, нравственном или бытовом участке, была такая лестница в премиях – подарок, денежная премия и самая высокая награда – благодарность в приказе перед строем, и за эту благодарность в приказе перед строем, которая не сопровождалась никакими подарками, никакими материальными удовольствиями, за нее дрались самые лучшие отряды» [108, c. 204].

Существует своеобразная шкала метода поощрения. Оно, как правило, применяется в такой последовательности: объявление похвалы – благодарности; вручение премии; награждение медалью - орденом; присвоение званий «Заслуженный учитель», «Народный учитель» и т.д. Метод наказания имеет свою лестницу: объявление предупреждения – замечания – выговора; увольнение. В.М. Коротов выделяет «лестницу» метода требования: требование-просьба; требование-одобрение; требование-намек; требование-совет; требование-осуждение и т.д. [116, с. 99-102]. Строгая последовательность наказания преступников определена уголовным законодательством.

Средства педагогического процесса тоже развиваются и применяются поэтапно. «Дидактические средства, которые мы называем простыми, - пишет В. Оконь, - постоянно совершенствуются, приобретая новое качество без принципиальных изменений своего характера. Некоторые из них преобразуются в сложные, требующие применения электрооборудования, как, например, считывающие устройства или графоскопы» [142, c. 297]. Если уровень развития объекта низкий, то ему показывают натуральные вещи, организуют экскурсии. На среднем уровне – макеты, муляжи, портреты, диафильмы и т.д. На более высоком уровне используются символы, графики, модели, компьютер, монографии и другие средства.

Поэтапность средств обуславливается и поэтапностью целей. Если, например, цель – изучение предмета в статическом состоянии, то применяются картины, рисунки, фотоаппарат и т. д. А при необходимости изучения его в движении, развитии, применяются фильмы, телевидение, видеокамера.

Поэтапность средств вызывается и поэтапностью методов. Это наглядно видно в вышеприведенном примере о методе поощрения. Метод анализа, например, требует дерева, а синтез – леса. Анализируются буквы, звуки (I этап), слово (II этап), предложение (III этап), текст (IV этап), рассказ (V этап), повесть (VI этап), роман (VII этап) и другие последовательно усложняющиеся, увеличивающиеся средства.

Средства ПП не только этапизируются под влиянием всех компонентов ПП, но и сами помогают этапизироваться им. Например, при наличии соответствующих эффективных средств можно поднять уровни цели, содержания и т.д.

Некоторые средства применяются в определении этапа развития объекта и других элементов ПП (критерии, проблемные задания, вопросы и т.д.).

Формы педагогического процесса также подвергаются воздействию принципа поэтапности. Например, семинар применяется после лекции, консультация перед экзаменами, экзамены после завершения курса, зачет до экзаменов и т.д. В опыте отдельных учителей наблюдается даже устойчивый цикл последовательного применения форм педагогического процесса. Например, Р.Г. Хазанкин формы применяет по следующей последовательности: лекция – семинар – консультация – экзамен.

Поэтапность форм обуславливается особенностями, возможностями каждой формы, а также поэтапностью других элементов педагогического процесса: объекта, субъекта, содержания, методов, средств и т.д. Например, в начальных классах лекция, как правило, не применяется. Потому что учащиеся еще не созрели для лекции. Им не хватает усидчивости, внимательности, способности воспринимать абстрактные мысли и некоторых других качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: