Результаты педагогического процесса

В педагогической науке проблеме “результат ПП” уделяется мало внимания. Даже в учебниках педагогики, предназначенных для педагогических учебных заведений, она не упоминается. Поэтому у ученых и у учителей нет правильного представления о ней. Многие результатами ПП считают урок, оформленный учителем учебный кабинет, ”воспитательное мероприятие”, кругозор учителя и т.д. Наглядным доказательством этого являются поурочная оплата труда педагогическим работникам, конкурс “Учитель года”, где победитель, согласно его положению, утвержденному МНО РБ, определяется качеством проведенного урока и глубиной кругозора учителя.

Такое неправильное отношение к результату ПП причиняет большой вред обществу. Например, из-за того, что у нас оплата педагогического труда производится в зависимости от количества уроков, учитель лишается настоящего стимула работы, превращается в “урокодателя”. С помощью конкурсов “Учитель года” создаются ложные идеалы, распространяется формализм.

Что же является результатом педагогического процесса?

Идеальный результат ПП – это реализованная цель. “Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук”, - писал Макаренко А.С. [93, с. 441]. В § 3 данной главы было сказано, что целью ПП является формирование личности. Значит, результат – это сформированная личность.

Сформированная личность, конечно, - основной, перспективный, конечный результат. Развитие человека не прекращается даже тогда, когда он становится личностью. Человек воспитывается до последней минуты жизни. Однако этот процесс осуществляется поэтапно. Когда человек поднимается на какой-то этап развития, это означает, что получен промежуточный результат. Усвоение какой-то темы, черты характера, умения, отношения также относится к промежуточному результату.

Для того чтобы яснее представить конечный результат ПП, необходимо выяснить вопрос: “Что такое личность?”. Известный психолог Божович Л.И. пишет: “ …Личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии “Я”. Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды” [20, с. 3].

Личность – сложное образование. Ее структура состоит из нескольких элементов. К ним относятся: темперамент, психические процессы, способности, мировоззрение, характер.

1. Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний” [78]. Известны четыре вида темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик.

Темперамент обусловливается типом высшей нервной деятельности и поэтому является врожденным. Однако с помощью педагогического процесса можно внести некоторые изменения в отдельные свойства нервной деятельности. Еще Павловым И.П. экспериментально это доказано. Он делает вывод: «У сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения” [104, с. 335-336]. Действительно, “в результате развития одни черты темперамента ослабляются, другие усиливаются” [104, с. 41].

В структуре личности темперамент играет важную роль. Он влияет на психические процессы: эмоции, чувства, ощущения, восприятие, воображение, мышление и т.д. Он отражается в характере человека. От темперамента зависят и способности. Поэтому учет темперамента, его свойств при организации педагогического процесса является одним из условий эффективного формирования личности.

2. К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, мышление, воображение, память, чувства, воля и т.д. Они играют большую роль в формировании личности.

Психические процессы создают базу для отражения действительности в мозге человека. При этом каждый из них имеет свое назначение, место.

Ощущения, восприятия, мышление позволяют человеку “увидеть” явления, предметы, процессы “наглядно”, объективно, во взаимосвязи…

“Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новые сочетание” [104, с. 271-272].

Память помогает закрепить в сознании увиденное, услышанное, ощутимое…, тем самым позволяет накапливать усвоенное,… без которого невозможны формирование и развитие личности.

Психические процессы взаимодействуют с другими структурными элементами личности. Выше было сказано о связи чувств, эмоций с темпераментом. Они связаны и со способностями. Качества восприятия, ощущения, памяти, воображения, мышления, чувств… в целом и в отдельности лежат на основе некоторых способностей, например, творческих. Высокое качество воображения, например, могут вызвать литературные, художественные, памяти – математические способности и т.д.

Особенно ощутима связь психических процессов с мировоззрением. Ощущения, восприятия, мышление обогащают память человека знаниями. Чувства, эмоции делают их убеждениями. Мышление делает мировоззрение целостным, логичным и т.д.

Психические процессы как необходимый компонент участвуют в формировании характера личности. Все черты характера возникают на их основе.

3. “Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности”, - говорится в психологическом словаре [78].

Природную основу способностей составляют задатки. “Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределенности способностей” [69, с. 364]. Они формируются и развиваются в педагогическом процессе.

Развитие способностей осуществляется на основе приобретения знаний, умений, навыков, выработанных человечеством. Леонтьев А.Н. писал: “Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивидуума специфических человеческих способностей и функций” [84, с. 37].

Более эффективно способности развиваются тогда, когда между структурными элементами личности обеспечивается оптимальная связь. Выше было сказано о взаимосвязи способностей с психическими процессами. На формирование и развитие способностей влияет и мировоззрение. Убеждения, идеалы, потребности, стремления, воля… активизируют деятельность человека по совершенствованию своих способностей. Развитие способностей зависит и от характера. “Талант – это 90 процентов труда”, - писал кто-то из великих.

В свою очередь и способности влияют на них. Психические процессы, мировоззрение, характер успешнее развиваются при наличии у человека общих и специфических способностей.

4. “Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценности ориентации” [23].

Формирование и развитие мировоззрения - задача педагогического процесса. Оно осуществляется долго и сложно.

Первым строительным материалом - кирпичом мировоззрения - являются знания. В их добывании и обработке активное участие принимают психические процессы: ощущения, восприятия, чувства, мышление, воображение, эмоции и т.д. Знания: мысли, идеи, концепции, понятия, представления, систематизированные и обобщенные мышлением, образуют взгляды человека. “Взгляды - это принятие человеком в качестве достоверных -идей, знаний, теоретических концепций, предположений. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях”, - пишет Лихачев Б.Т. [89, с. 218]. Убеждения - это взгляды “высокого качества”. Человек глубоко верит в их истинность, правильность и готов, даже иногда рискуя жизнью, защищать их.

Взгляды, убеждения участвуют в образовании идеала. “В самом общем виде идеал можно охарактеризовать как главную направленность в деятельности личности, ее основную жизненную установку, представление о лучшей жизни” [18, с. 184-185]. “Зрелый идеал человека содержит обобщенный образ совершенной личности, являющийся образцом для других” [104, с. 92].

На основе взглядов, особенно убеждений, формируются мировоззренческие принципы. Принципы – теоретические положения, которыми личность руководствуется в своей деятельности, поведении, поступках и действиях – вообще в жизни. “Мировоззренческие принципы включаются во все многообразие форм духовной деятельности, реальной жизни сознания” [82, с. 245-246].

Сформированное мировоззрение как промежуточный результат педагогического процесса представляет собой целостное образование. Все перечисленные элементы его: взгляды, убеждения, идеалы, принципы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Каждый из них отражает отношение личности к чему-либо. Поэтому ведь мировоззрение и в целом отражает отношение личности к действительности. Отношение – главный и существенный признак мировоззрения.

В формировании и развитии мировоззрения участвуют все структурные элементы личности: психические процессы, способности, характер. В свою очередь мировоззрение само оказывает влияние на них. Его влияние так сильно, что позволило Боголюбову Л.Н. назвать мировоззрение “ядром структуры личности” [18, с.11-112]. Поэтому от качества мировоззрения зависит качество всех остальных структурных элементов и личности в целом. К показателям высокого качества мировоззрения относятся: целостность, научность, гибкость, взаимосвязь с другими структурными элементами личности и т.д.

5. “Характер в психологии – целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, “нрав”, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни” [22].

Характер состоит из черт характера. Но не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера, только те, которые проявляются в типичных обстоятельствах, т.е. в одинаковых ситуациях повторяются.

В формировании характера участвуют все структурные элементы личности. Особая роль при этом принадлежит мировоззрению.

На основе взглядов и убеждений, например, формируются такие черты, как убежденность, принципиальность, ответственность, уверенность, целеустремленность, оптимизм, требовательность, патриотизм, честность и т.д. Идеалы определяют направленность личности. Они выражают интересы, устремления, потребности и другие мотивы поведения, а также цели и жизненные планы. Правильные идеалы порождают в характере целую систему черт. К ним относятся: активность, трудолюбие, стремление стать хорошим человеком, любознательность, взаимопомощь, терпение, самостоятельность и т.д. Идеалы ускоряют процесс формирования характера, способствуют его целостности.

Мировоззренческие принципы, как было сказано выше, являются теоретическими положениями, которыми личность руководствуется в поведении. Они отражают мораль, нормы поведения и требования к характеру и т.д. Влияние мировоззрения на формирование и развитие характера осуществляется не только через отдельные его компоненты, но и в целом – всем мировоззрением. Его сильное влияние, по сравнению с другими элементами структуры личности, объясняется тем, что оно определяет отношение личности к окружающей действительности, а черты характера – выражают эти отношения.

В формировании характера определенную роль играет и темперамент. Он оставляет отпечаток в нем. Например, характер сангвиника может отличаться жизнерадостностью, подвижностью, увлеченностью. А флегматику могут быть свойственны такие черты, как хладнокровие, равнодушие, медленная восприимчивость.

Психические процессы на характер влияют напрямую и через мировоззрение. Ощущения, например, способствуют формированию внимательности, наблюдательности, восприимчивости. Чувства - эмоциональности, нежности, патриотизма, преданности, солидарности, коллективизма и т.д. Воображение помогает формированию мечтательности, одухотворенности, мышление – сообразительности, творчества и т.д. Память участвует в совершенствовании и закреплении черт характера, способствует появлению новых, например, таких, как злопамятность, забывчивость, несобранность и т.д. С участием воли рождаются решительность, настойчивость, конкретность, постоянство, твердость, выдержанность, самостоятельность.

Способности вызывают уверенность, активность, критичность, в некоторых случаях, высокомерие, зазнайство, эгоизм.

В сформированном характере все взаимосвязано, согласовано друг с другом. Одно качество вызывает или “убивает” другое. Поэтому целостность является закономерностью сформированного характера. Из-за целостности характера, взаимообусловленности его черт отпадает необходимость воспитания всех качеств (их около 1,5 тысяч). Для получения полноценного характера достаточно формировать у человека только “стержневые” качества. К ним, как показали наши многолетние экспериментальные исследования, относятся: ответственность, активность в самосовершенствовании, уверенность.

Каждое из этих качеств способно порождать другие. Например, если у человека воспитана ответственность, то у него могут возникнуть целеустремленность, правдивость, непримиримое отношение к отрицательному, трудолюбие, скромность, честность, сознание общественного долга, внимательность, выдержка, самообладание, смелость, терпеливость, принципиальность, гуманность, самокритичность, мужество, товарищество, вежливость, самостоятельность, сознательность, бережливость и т.д.

Второе стержневое качество – активность в самосовершенствовании - порождает образованность, убежденность, самостоятельность…

Уверенность вызывает такие черты характера, как инициативность, активность, оптимизм, последовательность, настойчивость, стремление преодолевать трудности. Защищает характер от следующих отрицательных качеств: нерешительности, трусости.

Отсутствие в характере вышеназванных стержневых качеств свидетельствует о плохом результате педагогического процесса. Без этих качеств никто никогда не станет по-настоящему воспитанным человеком.

“Характер человека имеет внешние выражения” [127, с. 21-22]. Поэтому изучение характера для специалиста не представляет особой трудности. Эта работа ведется в нескольких направлениях:

- анализ действий, движений, поступков, деятельности, поведения человека;

- оценка продуктов труда, произведенных тем или иным человеком;

- изучение чувств человека;

- наблюдение за мимикой, жестами, речью, взглядами, одеждой человека.

Из всего изложенного выше вытекает, что все структурные элементы личности: темперамент, психические процессы, способности, мировоззрение, характер - взаимосвязаны. Их оптимальное сочетание образует целостную личность. К сожалению, в жизни не всегда так бывает. Этому способствуют и ошибки педагогической науки. Например, некоторые ученые – сторонники “концепции формального образования” - считают, что “в ходе обучения главное внимание должно уделяться развитию способностей учащихся, их мышления, воображения и памяти. Важно неполучение большого объема знаний в рамках ознакомления с основами наук, а то развивающее влияние, которое процесс обучения оказывает на совершенствование умственных способностей учащихся. Представители концепции материального образования полагают, что развитие способностей происходит в процессе овладения полезными знаниями и не требует специальных усилий” [90, с. 107].

Оба эти подхода неверны и поэтому отрицательно сказываются на результатах ПП.

Особенностями каждого структурного элемента, спецификой их взаимодействия определяется индивидуальный психический склад личности. Он проявляется в ее поведении. Поведение сформированной личности отличается осознанностью, логичностью, все ее поступки, действия, рассуждения объяснимы и соответствуют общественным требованиям и нравственным нормам.

Башкирская общеобразовательная школа должна выпускать представителей башкирского народа именно с таким поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: