Ситуационный анализ – системная деятельность, связанная с исследованием внутренней и внешней среды различных организаций и структур – коммерческих, некоммерческих, государственных и др. Результаты ситуационного анализа находят отражение в прогнозировании деятельности организаций и ее стратегическом планировании, бизнес-планах, планах маркетинговых коммуникаций и мероприятий по СО.
Компоненты ситуационного анализа:
- анализ сильных и слабых сторон компании и их взаимодействие с угрозами и возможностями внешней среды (свот анализ) - анализ стратегической позиции, занимаемой компанией - анализ сегментов рынка - анализ конкуренции
- позиционный анализ
Т.о, стратегический анализ компании начинается с ситуационного анализа, в ходе которого выясняется позиция компании и формируется проблемное поле задач.
Ситуационный анализ принято рассматривать как первый шаг аналитического этапа пиар-деятельности, без которого невозможно перейти к выработке стратегических решений и составлению стратегического плана реализации коммуникационной программы.
|
|
В пиар рекомендуется начинать анализ с внутренней ситуации, используя существующие материалы об организационной политике, процедурах и действиях, связанных с конкретной проблемой. Анализ внутренней ситуации предполагает проведение коммуникационного аудита – полнго анализа коммуникаций организации с целью выявления ее коммуникационных потребностей и возможностей, а также для внесения необходимых изменений в ее коммуникационную деятельность.
После того, как ситуация внутри организации исследована, можно перейти к внешним аспектам, к изучению истории возникновения проблемы за пределами организации, выяснению, кого и как затрагивает данная проблема и связанная с ней ситуация. Важной ее составляющей является анализ групп общественности и стейкхолдеров (людей, вызывающих доверие общественности), на основе которого разрабатывается стратегия последующих действий и коммуникации.
Таким образом, анализ внутренних и внешних факторов ситуации позволяет пиар-специалистам оценить сильные и слабые стороны организации, выявить ее возможности и угрозы, исходящие от внешней среды (свот анализ). Тщательно проведенный ситуационный анализ помогает определить не только актуальную на данный момент проблему организации и дать мотивацию для начала пиар-деятелности, но и какие дополнительные исследования необходимо провести.