Особенности клиент-центрированного подхода

· Здесь упор делается на стремление индивида к внутреннему росту, здоровью и адаптации. Задача консультанта – «освободить» человека (от условий ценности, например) для того, чтобы он мог развиваться, преодолевать трудности и двигаться вперед.

· Большее внимание уделяется эмоциональным факторам, чем интеллектуальным аспектам проблемной ситуации.

· Большее внимание уделяется настоящему, а не прошлому клиента.

· Консультативные процесс – это сам по себе опыт роста, здесь человек учится понимать себя, осуществлять значимый для него, независимый выбор, успешно строить отношения.

«Для того, чтобы клиент пришел на консультацию, нужно чтобы тревога, связанная с проблемой превысила тревогу, связанную с необходимостью раскрыться перед консультантом» (Роджерс К.)

Стадии консультативного процесса (К. Роджерс)

1. Человек обращается за помощью. Клиент должен принять ответственность на себя!

2. Структурирование взаимодействия (ситуация оказания помощи определена). Консультант обсуждает с клиентом, как будет проходить консультация.

3. Свободное проявление чувств клиента, связанных с проблемой. Консультант стимулирует клиента на выражение чувств. Консультант принимает чувства клиента безоценочно! (не мешает проявлению чувств)

4. Принятие и прояснение негативных чувств. Спонтанное проявление – концентрация на негативных чувствах – принятие (без оценок и интерпретации причин).

5. Выражение позитивных чувств. Чем сильнее выражение негативных чувств, тем сильнее вероятность появления позитивны чувств.

6. Принятие позитивных чувств клиента. Принятие этих чувств как части личности клиента (без оценок и интерпретаций!).

7. Инсайт – как интеграция опыта человека, в том числе и в процесс консультирования. Самопонимание, самопринятие.

8. Процесс определения возможный решений, выбор линии поведения.

9. Включение в позитивную деятельность (первый шаг).

10. Развитие будущего нового инсайта.

11. Возрастающая интеграция поведения клиента («и это – Я, и вот это – Я», интеграция частей).

12. Выход из консультативных отношений

- интерес клиента к консультанту;

- у клиента ослабевает потребность в помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: