1. Предписание – прямое или косвенное указание по выполнению действий, направленных на решение проблемы, достижение цели.
1. Выбор задания
2. Конструирование (что, как, когда, в какой последовательности)
3. Мотивирование и донесение предписания до клиента
Мотивация: как действие связано с целью;
неэффективность прошлого опыта;
показать ситуацию полного отчаяния.
Предписание тщательно проговаривается – 15-30 мин.
Проверка понимания задания клиентом: «Расскажите как Вы это поняли?»
Типы предписаний:
- Прямые предписания – используются в том случае, когда консультант достаточно авторитетен для клиента, а клиент не демонстрирует сопротивления. Консультант хочет, чтобы клиент выполнил именно то, что он сказал.
- Непрямые предписания – указание сделать что-то с целью получить эффект отличный от того, которые сообщается клиенту.
- Парадоксальные предписания – используются в той ситуации, когда у клиента есть сильное сопротивление. Клиенту дается ясное предписание, что нужно делать, но консультант надеется, что он выполнит противоположное.
|
|
Например, предписание симптома
терапия испытанием (можно проконтролировать!)
Итальянская школа: П. Вацлавик – «вместо того, чтобы скрывать симптом, нужно его афишировать», «использование мелких изменений, чтобы получить значительный результат».
- Метафорическое предписание – предполагается, что предписание дается не прямо и ясно, а с помощью метафоры (рассказ, анекдот, легенда). Метафора не объясняется!
2. Реструктурирование – изменение восприятия проблемы
- Рефрейминг (за поведением увидеть намерения)
- Переименование проблемы (использование другого ярлыка для проблемы)
3. Поиск исключений – заменить и оценить то, что клиенты уже делают для решения проблемы.
4. Техника волшебного вопроса – «Предположим, ночью случилось чудо и проблемы больше нет. Как бы Вы узнали об этом? Что бы заметили ваши близкие? Как это будет выглядеть?»
«Если вы знаете, куда стремиться– туда легче найти дорогу»