Анализ методик оценки эффективности управленческих решений, требующих использования финансовых и иных инвестиционных ресурсов

Стратегическое управление – ключевой элемент корпо­ративного управления. Именно на этом уровне происходит трансформация ценностей и ожиданий акционеров в конкрет­ные корпоративные цели, именно этот уровень связывает уро­вень корпоративного управления и другие уровни управления компаний.

Устойчивая репутация, владение брендом и другие про­шлые заслуги не гарантируют стабильного положения на рынке, а тем более устойчивого роста. Поэтому каждая фирма, используя в своей деятельности те или иные сложившиеся кон­курентные преимущества, должна одновременно работать и на свое будущее, закладывать его фундамент. Бизнес–стратегия является первостепенным фактором обеспечения конкурентос­пособности компании, как на внутренних рынках, так и на вне­шних. Однако бизнес–стратегия часто начинает использоваться конкурентами и превращается в типовую и не дает конкурент­ных преимуществ. Поэтому следует уделять особое внимание оценки эффективности управленческих решений, требующих использования финансовых и иных инвестиционных ресурсов и делать это на постоянной основе, что требует не просто понимания сути этого процесса, но и применения современных технологий.

Эффективность механизма управления финансовыми ресурсами фирмы зависит от качества рациональной системы принятия и реализации управленческих решений, ориентированной на снижение степени влияния субъективных суждений на основе комплексного анализа сложившейся обстановки и изменений во внешней среде, что обусловливает важность разработки данной системы.

Концептуальная система принятия и реализации управленческих решений содержит 4 этапа: разработки целей (фирмы в целом, подразделений и субъектов фирмы), планирования с учетом полученных целей и результатов оценки продвижения к целям, контроль над достижением целей, оценка результатов деятельности. Разграничение целеполагания и планирования приводит к специализации функции планирования, суть которой сводится к разработке плана проектов, реализация которых позволяет достичь установленных ранее целей. Отсюда следует, что данная система реализует проектный подход к управлению [51].

прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении. Недовольство выработанным в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. в своем сочинении: пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.
Основным правилом оценки управленческих решений является «полнота редукции» – процесс сведения сложных явлений, процессов и систем к более упрощенным, абстрагированным составляющим.

При анализе ситуации лицо, принимающее решение (ЛПР), руководствуется текущей базой знаний или формулирует гипотезу о желательных изменениях факторов деятельности фирмы. Факторы, представляющие наибольшую важность для фирмы, выделяются в группу ключевых факторов.

Показатели, характеризующие эффект от влияния ключевых факторов, относятся к целевым показателям. Обеспечение желательного изменения целевых показателей, исходя из рациональных предположений одного или группы лиц, принимающих решение, представляет собой базис формулировки целей управления деятельностью фирмы. Дерево целевых показателей объединяет в себе как уровень развития, так и уровень функционирования фирмы.

Рациональная система управленческой деятельности обязательно содержит иерархическую декомпозицию главных целей развития фирмы с распределением по видам хозяйственной деятельности и бизнес–процессам. Каждая стратегическая цель связана с показателями развития фирмы, характеризующими степень достижения стратегической цели

Взаимосвязанные категории ресурсов, процессов и цепочки ценностей представляют собой базис управления развитием фирмы (рис. 1.1), в частности, целеполагания, управления жизненным циклом фирмы, стратегического анализа и планирования его деятельности, проектного управления в сфере инноваций, модернизации технологий, диверсификации производственного выпуска, управления целями поставок, взаимоотношений с клиентами.

 
 


Процессы
VC.R

           
 
   
   
 
 


Рисунок 1.1. – Базис планирования развития фирмы*[48, с. 72]

Ассоциативные правила определения типа целей задаются на основе результатов анализа деятельности фирмы в соответствии с алгоритмом представленным на рисунке 1.2. [49, с. 47].

В блоке А обеспечивается ввод исходной информации по проекту. При этом блок А–1 отражает перечень рассматриваемых KPIsпроекта, их текущих и целевых значений.

Блок А–2 отражает перечень мероприятий проекта и возможных вариантов их реализации, например мест проведения.

В блоке Б выполняется обработка исходных данных, их верификация и формирование функции эффективности.


Рисунок 1.2 – Принципиальная блок–схема алгоритма оценки управленческих решений фирмы*[49, с. 47]

При этом Блок Б–1 отражает оценки мероприятий по параметрам, например: экономический эффект Kэк.эф.; затраты на внедрение мероприятия Kз.вн.; время на выполнение мероприятия Kвр.; планируемая трудоемкость Kтруд.; глубина проработанности мероприятия Kпр.; степень необходимости мероприятия Kнеобх.; степень срочности мероприятия Kср.; другие [29, с. 48].

В блоке Б–1.1 выполняется расчет коэффициента приоритетности Ки, по формуле:

Kи = [(1+Кэк.эф+Kпр.+Kнеобх)*Kз.вн*Kтруд*Kср*Kвр]/Kимакс, (1.1)

где Кэк.эф – экономический эффект,

Кпр – глубина проработанности мероприятия,

Кнеобх – степень необходимости мероприятия,

Кз.вн – затраты на внедрение мероприятия,

Ктруд – планируемая трудоемкость,

Кср – степень срочности мероприятия,

Квр – время на выполнение мероприятия,

Кимакс – предполагаемая выручка.

Блок Б–2 выполняет расчет показателей относительного влияния мероприятий на KPI, и эффективности каждого отдельного мероприятия по достижению целей.

Блок Б–2.1 выполняет расчет коэффициента предварительной эффективности Эпр, по формуле:

Эпр=∑Эs, (1.2)

где Эs– эффективность каждого из мероприятий по достижению целей, рассматриваемого при различных затратах по каждому из KPI фирмы.

В блоке Б–3 реализуется верификация параметров расчета предварительной эффективности и коэффициентов приоритетности. Результатом ранжирования мероприятий является разбиение массива оптимизируемых мероприятий и их вариантов реализации на три диапазона, полученные результаты сравниваются отдельно, по каждой цели.

Содержательному анализу, и в случаи необходимости – корректировке, подвергаются те оценки целей, значения коэффициентов итоговой приоритетности и предварительной эффективности которых находятся в следующих диапазонах:

– цели с низким уровнем приоритетности – мероприятия с высоким уровнем эффективности;

– цели с высоким уровнем приоритетности – мероприятия с низким уровнем эффективности.

Блок Б–4 отвечает за расчет результирующей эффективности, по формуле:

Э = Эпр * Ки, (1.3)

В блоке B решается задача формирования оптимального плана. При этом в блоке В–1 осуществляются подготовка исходных и рассчитанных на их основе данных к дальнейшим вычислениям. Блок В–2 отражает распределение мероприятий цели по KPIв соответствии со степенью их положительного влияния на KPIs.

прежде чем приступить к дальнейшему должны будем несколько остановить наше внимание на том факте, что господствовавшее в течение всего века учение о государственной власти стало подвергаться критике и встречать известное разочарование в своем построении. Недовольство выработанным в. политическим и административным строем не может не поколебать и веру в безусловную необходимость известных теорий. Когда в настоящее время идет переоценка всех понятий, когда мир в искании какого-то недостижимого земного идеала начинает в последнее время проявлять известное разочарование в своих стремлениях, это разочарование передается и в область политических учений, в область тех учений, в которых, начиная с Русо, проповедовалось, что идеальное государство даст человечеству и рай и блаженство. В различного типа конституциях искали страны этого идеала, история в. с ее многочисленными переворотами и различными системами государственного строя указывает, как много и с какими реками крови люди ищут в государстве этого идеала. Представители науки государственного права обожествили эту науку, облекли понятие государства в божеские почести и вместо того, чтобы признать, что оно существует для человечества, объявили, что человечество существует для него. Такое возвеличение понятия государства, несомненно, поставило население в известный конфликт с его велениями, так как нередко они не могли соответствовать, до известной степени, и народной психике и общему народному сознанию, а подчас являлись творящими известные новые нормы морали, не согласующиеся иногда с общими принципами морали существующей. Один из наибольших апологетов божеской власти государства пр. говорить, что государство находит в самом себе основания своих прав и обязанностей. Сильнейшей и крайней реакцией против таких идолопоклоннических идей уже давно явился анархизм как философская теория, которая в своих выводах, отстаивая индивидуальную свободу человека, видела в его внутреннем сознании те нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих отношениях без помощи государственной власти. Одни, как напр., - личный эгоизм. Однако теория анархического государства не выдерживает в настоящее время критики, так как человечество слишком связано в своих отношениях между собой и чрезвычайно нуждается в регулирующих эти отношения нормах. Но идея божественности государственной власти с ее основой — неограниченной волей народа, теория старых энциклопедистов, постепенно стала встречать возражения со стороны писателей, рассматривавших государство с социологической, психологической и моральной точек зрения. Теория слишком скользила па поверхности жизни, и знаменитая общая воля существовала только в идее. Вместо естественной гармонии — естественная борьба, классовый и групповой антагонизм, которые и наполняют собой жизнь общества и которые исключают всякую возможность такой единой неизменной общей воли. Оказывается, что и эта воля и ее источник крайне неустойчивы: органы общественного мнения, во всяком случае, пытаясь ее брать, как существующее, и выразить, в действительности сами являются весьма могущественным фактором в ее образовании. На этом основано и, так называемое, господство партий, возмущающее многих, которые в них видят тиранию сплоченного меньшинства и победу частных взглядов, интересов и пожеланий этого меньшинства над действительной волей большинства. Такой действительной воли вовсе не оказывается, и большинство остается при пассивной роли. Целый ряд статей и сочинений констатирует наличие этого кризиса в общественном сознании. А некоторые писатели прямо указывают полнейшее крушение тех начал либерализма, которые проповедовались в старых теориях. в своем сочинении: пишет: великим политическим заблуждением прошлого было божественное право королей, великим политическим заблуждением настоящего времени является божественное право парламента. Вот почему, по его мнению, если «обязанности либерализма в прошлом заключались в ограничении власти королей, То обязанности истинного либерализма в будущем должны сводиться к ограничению власти парламентов». Если в чрезмерной, непостоянной власти парламента, видел угрозы общественной свободе, то другой мыслитель - просто высмеивал все отвлеченные идеи государственной общей воли и парламентарного рая, который в реальной жизни не имеет ничего общего с идейными о нем представлениями, так как теория парламентарного строя не похожа на его практику, и красивые слова теории на практике должны быть, понимаемы совсем в обратном смысле. Чрезмерное развитие власти парламента в руках отдельных партий сопровождается, с другой стороны, прогрессирующим развитием абсентеизма при парламентских выборах. Подобно древним, борьба партий стала, основой государственной жизни, и парламентарный режим, как говорит, получил ныне имя парламентаризма, обозначающее собой гипертрофию парламента.
В Блоке В–3 задаются критерии оптимальности – те условия и правила, в соответствии с которыми будет выполняться перебор мероприятий по достижению цели. Примером таких критериев оптимальности могут выступать следующие условия: объем бюджетных средств по проекту; условия достижения целей на определенном этапе работы алгоритма [29, с. 49].

Таким образом, индикаторы, характеризующие управленческие решения (оценочные индикаторы), сводятся в систему. Для признания совокупности индикаторов системой необходимо, чтобы данная совокупность удовлетворяла требованиям в части широты охвата всех сторон явления, наличия содержательных и формальных взаимосвязей между индикаторами и возможности логического развертывания одних индикаторов из других. Кроме выполнения этих требований при построении системы индикаторов необходимо руководствоваться рядом принципов:

– наличия в системе частных и обобщающих индикаторов;

– обозримости (набор индикаторов оптимален для данной цели);

– допустимой мультиколлинеарности (индикаторы должны дополнять, а не дублировать друг друга, быть существенными и не значительно коррелировать между собой);

– адекватности отображения, то есть система индикаторов должна адекватно характеризовать состояние явления, что достигается использованием в оценке данных управленческого и оперативного учета;

– не формальности, то есть индикаторы должны обладать максимальной степенью аналитичности и быть пригодными для принятия управленческих решений.

Полагаем, что названым требованиям удовлетворяет система индикаторов эффективности управленческих решений фирмы представленная в таблице 1.1.

В таблице 1.1 предусмотрены следующие сокращения:

ТР – темп роста прибыли,

ТS – темп роста выручки от продаж,

ТА – темп роста активов,

ROA – рентабельность активов,

FD – коэффициент финансовой зависимости,

F – относительный запас финансовой прочности (отношение разницы между фактической выручкой и порогом рентабельности к фактической выручке),

Vf – рыночная стоимость фирмы,

WACC – средне взвешенная стоимость капитала,

ТWACC – темп роста средне взвешенной стоимости капитала,

BL2 – сила воздействия операционного рычага,

FL2 – сила воздействия финансового рычага.

Как было сказано выше, оценка степени эффективности управленческих решений фирмы в практике диагностики их финансового состояния практически отсутствует. Между тем, введение данного элемента в диагностику может в значительной мере скорректировать картину финансового состояния. Фирмы, которые имеют вполне приличные финансовые показатели, порой оказываются не вполне благополучными с позиций достижения финансовых целей, а ведь этим как раз и измеряется результативность управления финансами.

Таблица 1.1 – Система показателей для оценки эффективности управленческих решений фирмы

Цель Индикатор достижения цели
Устойчивое генерирование прибыли ТР ≥ТS ≥ТА ≥1
Обеспечение сбалансированности формирования и использования финансовых ресурсов ROA ≥WACC
Обеспечение снижения средне взвешенной стоимости капитала ТWACC < 1
Обеспечение роста рентабельности активов ТROA ≥1
Сужение зоны риска операционной прибыли за счет снижения силы воздействия операционного рычага TBL2 < 1
Сужение зоны риска чистой прибыли за счет снижения силы воздействия финансового рычага TFL2 < 1
Обеспечение оптимизации структуры источников финансирования ТFD < 1
Обеспечение оптимального соотношения между текущей рыночной и ликвидационной стоимостью Vf ≥V1
Обеспечение приемлемой зоны безопасности продаж (увеличение запаса финансовой прочности) F ≥30 %

Система показателей для оценки эффективности управленческих решений приведена в табл. 1.2. Здесь же дается интегральная оценка достижения финансовых целей фирмы.

Для построения алгоритма выбраны девять наиболее значимых индикаторов, адекватно отражающих сущность исследуемого явления. Для каждого индикатора, входящего в систему оценки, определена степень достижения финансовой цели; кроме того, индикаторам присвоено соответствующее количество баллов с учетом их значимости (веса) и построена шкала оценки степени достижения цели. В итоге каждый индикатор системы оценивается в баллах, и эти оценки складываются в интегральный показатель достижения финансовых целей фирмы.

Интегральный индекс достижения целей (S –индекс) может быть рассчитан на основе следующей формулы:

S= 0,18 x 1 + 0,16 x 2 + 0,14 x 3 + 0,13 x 4 + 0,11 x 5 + 0,09 x 6 + + 0,08 x 7 + 0,06 x 8 + 0,05 x 9, (1.2)

Таблица 1.2 – Система показателей оценки финансовых целей фирмы

Показатель Индикатор достижения целей Уровень значимости
Рентабельность активов (ROA), % Х1 ТР ≥ТS ≥ТА ≥1 0,18
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC), % Х2 ROA ≥WACC 0,16
Сила воздействия операционного рычага (BL2), ед. Х3 ТWACC < 1 0,14
Сила воздействия финансового рычага (FL2), ед. Х4 ТROA ≥1 0,13
Рыночная стоимость (Vf), млн руб. Х5 TBL2 < 1 0,11
Ликвидационная стоимость (V1), млн руб Х6 TFL2 < 1 0,09
Золотое правило экономики Х7 ТFD < 1 0,08
Обеспечение оптимизации структуры источников финансирования (FD), ед. Х8 Vf ≥V1 0,06
Относительный запас финансовой прочности (F), % Х9 F ≥30 % 0,05

В таблице 1.3 представлена степень достижения цели на основании полученной оценки интегрального индекса.

Таблица 1.3 – Степень достижения финансовых целей

Значение интегрального индекса оценки целей Степень достижения целей
0–0,4 низкая
0,41–0,79 средняя
0,80–1 высокая

Значения весов (уровней значимости) для индикаторов достижения финансовых целей получены экспертным путем. Значения индикаторов (xi) измеряются в баллах следующим образом: если цель по конкретному индикатору не достигнута, то ему присваивается 0 баллов, если достигнута – 1 балл. Значение каждого индикатора в баллах взвешивается по уровню значимости и эти произведения суммировались. При такой оценке интегральный индекс достижения целей будет изменяться в интервале от 0 до 1.

Таким образом, рациональная система оценки эффективности управленческих решений состоит из строго упорядоченных процедур, базисом которых является целеполагание, использующее результаты комплексной экономической диагностики, выявления проблемных ситуаций, определения цепочки ценностей для установления направлений, принципов и критериев задач планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: