Факторы внешней среды были выбраны на основе анализа текущего развития экономики страны в целом. Экспертами являлись руководители верхнего и среднего уровня предприятия, им был предложен набор факторов, которым необходимо было присвоить уровень значимости, то есть вес фактора. В каждой группе факторов вес группы составлял единицу. Далее экспертам предлагалось осуществить ранжирование факторов в каждой группе, исходя из степени влияния (важности) каждого из них на развитие ООО ТД «Пластмет». Таким образом, наиболее значимому в группе присваивался ранг «1», наименее значимому – ранг, совпадающий с количеством факторов в соответствующей группе.
Оценка факторов внешней среды представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Итоги PEST–анализа
Факторы PEST–анализа | Вес фактора | Бальная оценка фактора, «+» – положительное влияние «–» – отрицательное влияние | Расчет влияния фактора, в баллах |
Социальные | |||
1.Жизненный уровень | 0,28 | 1,12 | |
2.Уровень образования | 0,15 | 0,6 | |
3.Общественные ценности и мораль | 0,1 | 0,1 | |
4.Социальная стратификация общества | 0,05 | –3 | –0,15 |
5.Население, демография | 0,13 | –2 | –0,26 |
6.Влияние на общество социальных групп | 0,1 | –2 | –0,2 |
7.Межнациональные отношения | 0,11 | 0,33 | |
8.Соотношение городского и сельского населения | 0,08 | –4 | –0,32 |
9.Миграция населения | 0,1 | –1 | –0,1 |
Технологические | |||
10.Подготовка специалистов | 0,25 | ||
11.Общий уровень технического развития | 0,15 | 0,45 | |
12.Инновационный потенциал и его использование | 0,15 | –2 | –0,3 |
13.Развитие конкурентных технологий | 0,2 | –2 | –0,4 |
14.Ресурсосберегающие технологии | 0,15 | –3 | –0,45 |
Окончание таблицы 2.2
Факторы PEST–анализа | Вес фактора | Бальная оценка фактора, «+» – положительное влияние «–» – отрицательное влияние | Расчет влияния фактора, в баллах |
15.Глобальные информационные технологии | 0,1 | 0,3 | |
Экономические | |||
16.Покупательская способность населения | 0,2 | ||
17.Налоговая политика | 0,1 | 0,3 | |
18.Уровень инфляции в стране | 0,07 | –1 | –0,07 |
19.Динамика экономического роста | 0,08 | 0,16 | |
20.Кредитная политика государства | 0,09 | 0,18 | |
21.Мировые цены на энергоносители | 0,11 | –3 | –0,33 |
22.Изменения в издержках | 0,2 | 0,4 | |
23.Источники сырья и материалов | 0,15 | –3 | –0,45 |
Политические | |||
24.Влияние администрации области и губернатора | 0,17 | 0,34 | |
25.Эффективность работы законодательной власти | 0,17 | 0,34 | |
26.Внутриполитическая обстановка в государстве | 0,17 | 0,34 | |
27.Поляризация политических симпатий населения | 0,17 | –1 | –0,17 |
28.Политические конфликты | 0,16 | –1 | –0,16 |
29.Международная обстановка | 0,16 | –1 | –0,16 |
На рисунке 2.2 представлен профиль внешней среды предприятия.
Как видно из данных, приведенных в табл. 2.2, наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывает покупательская способность потребителей, это и понятно, ведь от их напрямую зависит спрос на продукцию предприятия. На втором месте по уровню влияния – подготовка специалистов, так как уровень квалификации оказывает весомое влияние на качество продукции. Отсутствие ресурсосберегающих технологий оказывает наибольшее отрицательное влияние на деятельность предприятия, в связи, с чем себестоимость продукции растет. Политические оказывают незначительное влияние на данное предприятие.
Рисунок 2.2 – Профиль внешней среды предприятия, в баллах
В целом макросреда является благоприятной для роста доли рынка фирмы. Улучшения в экономической сфере (выход из кризиса) влекут за собой рост демографических показателей, а также увеличение уровня жизни потребителей. Благоприятная ситуация практически во всех сферах открывает возможности для эффективной конкуренции с остальными игроками рынка детских товаров.
Исходя из социальных, технологических и политических изменений существует необходимость разработки программы развития ООО ТД «Пластмет» на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.