Цель: выявление уровня сформированности фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
Оценка производится в баллах:
5 – задание выполняет самостоятельно без ошибок
4 – в самостоятельной деятельности допускает одну-две ошибки, которые может найти и исправить
3 – допускает ошибки при выполнении задания, требуется помощь и руководство
2 – фонематические процессы несовершенны, многими формами анализа не владеет
1 – фонематический слух не развит
Ребенку предлагают выполнить четыре вида заданий на доступном и соответствующем периоду обучения речевом материале.
I. Повторение слоговых рядов и слов с оппозиционными звуками
- 5 лет: «па – ба», «да – та», «та – да – та», «ка – га – ка».
- 6 лет: «па – пя – па», «са – са – за», «ши – жи – ши».
II. Выделение заданного звука на фоне звуко-,слого-, словоряда
III. Придумать слово с заданным звуком
- 5 лет – придумать по два слова с определенным звуком (звуки в любой позиции).
- 6 лет – придумать слова с определенным звуком (звук в начале, в середине и в конце слова).