II. Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей

Типичные проявления речевого развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Специфические психолого- педагогические особенности Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушениях всех сторон речевой функции: звуковой стороны речи, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности фонематического слуха и восприятия, неподготовленности к освоению навыков звукового анализа и синтеза. Дети испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений. Наблюдается снижение слухоречевой памяти. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность или малая дифференцированность артикуляционных движений. Малая дифференцированность движений пальцев рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании. Внимание детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий; таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей. Важное значение для понимания своеобразия мыслительной деятельности детей имеет анализ особенностей их словесно-логического мышления. Для них характерен недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, обобщений, абстракции, переноса. Слабая сформированность обобщающей функции слова обусловливает трудности в овладении детьми родовыми понятиями - показателями запаса видовых конкретных понятий и умений самостоятельно выделять существенные признаки однородной группы предметов. У детей обнаруживаются недостаточная гибкость мышления ("Вязкость" мышления), склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия. Ребёнок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. У детей отмечается низкий уровень контроля за собственной деятельностью. Речевой дефект накладывает определённый отпечаток на формирование личности ребёнка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками. · Развитие понимания речи в соответствии с параметрами возрастной нормы. · Развитие общих речевых навыков. · Коррекция нарушенных звуков (выработка подвижности и качества движений органов речевого аппарата; постановка и автоматизация дефектных звуков; дифференциация смешиваемых звуков; воспитание слоговой структуры). · Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, формирование системы знаний и обобщённых представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности детей. · Совершенствование грамматического строя речи. · Формирование и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). · Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуко-буквенной структуры слова). · Формирование связной речи, навыков построения связной монологической и диалогической речи. · Развитие коммуникативности, успешности в общении · развитие зрительного восприятия и узнавания. · Развитие зрительной памяти и внимания · Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) · Развитие пространственных представлений и ориентации. · Развитие представлений о времени. · Развитие слухового внимания и памяти. · Развитие мышления: · развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) · развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) · Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных функций, графо-моторных навыков, подготовка руки к письму · Развитие мотивационной сферы · Формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими. · Стабилизация эмоционально-волевой и личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация...) · Обучение элементарным навыкам письма и чтения · Профилактика дисграфии и дислексии.

III. Программно- методическое обеспечение (методический комплекс) коррекционно- развивающей работы с детьми:

Ø Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А./

Специализированная программа Технологии и методические пособия
  Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. /Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., / Технологии: * Логопедического обследования. * Коррекции звукопроизношения. * Формирования речевого дыхания. * Коррекции голоса. * Развития интонационной стороны речи. * Коррекции темпо-ритмической организации устной речи. *Формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию. * Развития лексико-грамматической стороны речи. * Логопедического массажа. * Здоровьесберегающие технологии. * Игровые технологии: "Звуковые дорожки", "Звуковые кубики", "Волшебный мешочек", " Фасолевый бассейн" и т.д. * Компьютерные технологии. Использование средств мультимедиа * Логоритмика. Методические пособия: 1. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста (практическое пособие). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., М., 2007 2. Сборник "Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи" М., 2009 3. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. Александрова Т.А, СПб, 2003 4.Л. Г. Парамонова «Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с ОНР», СПб, 2012 5. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Журнал Дошкольная педагогика. июль 2008 6. Формирование связной речи детей 4-5 лет. /Сластья Л.Н, Волгоград, 2011 7. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6лет, 6-7 лет. Османова Г.А., Позднякова Л.А., СПб, 2007 8. Покажи стихи руками. Никитина А.В., СПб., 2009 9. Артикуляционная гимнастика. Пожиленко Е.А., СПб., 2009 10. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Агранович З.Е., СПб. 2005 11. Сборник заданий для преодаления лексико- грамматического недоразвития речи у школьников с ОНР.З. Е. Агронович, СПб, 2002. 12. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.Н. В. Нищева СПб, 2005. 13. Методика развития лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии.Л. В. Лопатина,Н. Н. Серебрякова. 14.Логопедия в детском саду. Л. Н. Смирнова, 2002. 15. Волшебный мир звуков и снов.Е. А. Пожиленко, М. 1996г. 16. Говори пиши правильно. Л. Г. Парамонова, СПб,1996г.

IV. Система комплексной, индивидуально-ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям. (психолого-медико-педагогическое обследование, мониторинг динамики развития, планирование коррекционных мероприятий)

№ п/п Формы коррекционной работы Цели и задачи Кто проводит Сроки
1. Углублённое логопедическое обследование. Заполнение речевых карт. Определить структуру и степень тяжести имеющегося дефекта. Учитель-логопед Сентябрь
2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов Составление плана индивидуальной работы с учётом возраста ребёнка; структуры, степени выраженности речевого нарушения и индивидуально-личностных особенностей ребёнка; пути реализации намеченного маршрута. Учитель-логопед, воспитатели, Музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО Сентябрь - октябрь
3. Индивидуальные логопедические занятия с детьми Коррекция индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников (коррекция произносительной стороны речи, коррекция и формирование грамматически правильно оформленной речи; развитие общих речевых навыков; сенсорное развитие; развитие мышления; накопление языковых представлений; развитие фонематических процессов; уточнение, обогащение и систематизация словаря; развитие мелкой моторики; формирование монологической речи; формирование навыков игровой деятельности и взаимодействия со взрослым). Учитель-логопед, воспитатели Ежедневно в течение учебного года
4. Подгрупповые логопедические занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по формированию лексико- грамматических средств языка, развитию связной речи (продолжительность занятия 25-30 минут). Индивидуальная работа ежедневно. Сенсорное развитие, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитие зрительного, слухового внимания и памяти, обогащение и систематизация словаря, развитие фонетико-фонематических процессов, накопление языковых представлений, коррекция и формирование грамматических конструкций, подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии и дислексии, коррекция общей и мелкой моторики, развитие графомоторных навыков, формирование диалогической и монологической речи, развитие навыков общения, освоение предметно-практической деятельности, продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом), формирование навыков игровой деятельности, взаимодействия со сверстниками. Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО Ежедневно в течение учебного года
5. Проведение дней и недели здоровья Формирование ЗОЖ Логопед, воспитатели, инстр. по ФИЗО, мед.сестра В течение учебного года по плану ДОУ
6. Мониторинг промежуточный и итоговый Отслеживание динамики развития ребёнка и эффективности. Уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, перспективного планирования коррекционно-развивающей работы. Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО Сентябрь, январь, май

Методика проведения мониторинга речевого развития детей с ОНР.

Результаты диагностики учитель-логопед может использовать в следующих видах деятельности:

  • планировании учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми;
  • отборе программных общеобразовательных и коррекционных задач;
  • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
  • создании предметно-развивающей среды;
  • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
  • комплектовании подгрупп;
  • определении временной нагрузки на каждого ребенка.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: