Глава 2 причины и типы нарушений поведения у младших школьников

Педагоги-классики (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Ма­каренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский) подчеркивали важ­ность воспитания у детей произвольного поведения. Реализуя про­извольное поведение, ребенок, во-первых, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает так, а не иначе. Во-вторых, ребенок сам активно стремится соблюдать нор­мы и правила поведения, не ожидая приказаний, проявляя ини­циативу и творчество. В-третьих, ребенок умеет не только выби­рать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутству­ет контроль со стороны взрослых или других детей.

Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности: выдер­жанность, внутренняя организованность, ответственность, готов­ность и привычка подчиниться собственным целям (самодисцип­лина) и общественным установкам (законам, нормам, принци­пам, правилам поведения).

Нередко как «произвольное» определяют поведение исключи­тельно послушных детей. Однако послушание ребенка, часто сле­пое следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. Слепое (непроизвольное) по­слушание лишено важных характеристик произвольного поведения — осмысленности, инициативности. Поэтому ребенок с та­ким «удобным» поведением тоже нуждается в коррекционной помощи, направленной на преодоление негативных личностных образований, определяющих подобное поведение.

Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в по­ведении) детей — по-прежнему одна из актуальных проблем со­временной педагогики, педагогической практики. Дети с откло­нениями в поведении систематически нарушают правила, не под­чиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, гру­бы, мешают занятиям в классе или группе.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, одна­ко все они могут быть классифицированы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т. е. определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильно­стью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимуще­ственно в гипервозбудимом поведении с характерными для тако­го поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью пере­хода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребен­ка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Пове­дение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассив­ностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специ­ально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в состоянии справиться со своими пе­реживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для воз­никновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрос­лые (учитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые такие проявления. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разре­шены немедленно. Важность быстрого реагирования взрослого в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфлик­ты и недоразумения сразу становятся причиной появления не­правильных отношений и отрицательных эмоций, которые углуб­ляются и развиваются уже сами по себе, хотя первоначальный повод мог быть и незначительным. Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребенок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде. Наруше­ния в поведении также возможны из-за незнания правил поведе­ния.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную ак­тивность, включая его в разнообразные виды деятельности, кон­кретизировать правила в соответствии с условиями данной шко­лы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к вы­полнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Типичные нарушения поведения — это гиперактивное поведе­ние (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), а также демонстра­тивное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и сим­птоматическое поведение (в возникновении которых определяю­щими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспи­тания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: